В обязанности логопедов, работающих в дошкольных учреждениях общеобразовательного типа, входит ежегодное обследование речи воспитанников. Такие регулярные скрининги речи детей, проводимые мной в начале каждого учебного года, показали, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. А детальное логопедическое обследование детей коррекционной группы, в которую входят дети с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, свидетельствуют о том, что некоторые дети не овладели словарем, соответствующим их возрастной норме.
Фонетико-фонематическое недоразвитие, которое последнее время преобладает как диагноз у детей, занимающихся с логопедом в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов звукопроизношения, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Но отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи.
Перед логопедом встает задача – воспитание у детей правильной, четкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.
Основными направлениями работы по развитию речи детей являются не только формирование полноценных произносительных навыков и развитие фонематического восприятия, но и обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов, развитию связной речи.
В условиях детского сада общеобразовательного типа лучше всего в сетку занятий вписываются индивидуальные логопедические занятия. Основная цель индивидуальных логопедических занятий состоит в устранении специфических нарушений звуковой стороны речи и развитие фонематического восприятия.
Но как уже было сказано выше, у описываемой категории детей страдают не только звукопроизношение, но и отмечается бедность словаря, незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены ошибки в употреблении падежных окончаний, сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными. Как правило, страдает словарь признаков, дети затрудняются в подборе синонимов, антонимов, не всегда понимают слова с переносным значением и т.д. Практика показывает, что простого механического повторения и закрепления навыка правильного произнесения речевых структур недостаточно. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования.
Работая в условиях логопункта, практически невозможно выделить время для целенаправленного пополнения словарного запаса воспитанников. Поэтому при формировании фонематического слуха и коррекции звукопроизношения необходимо опираться на специфические принципы системности и правильного подбора речевого материала. Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слова.
Используя предыдущий опыт работы в логопедической группе для детей с ОНР, я проанализировала и систематизировала словарь по лексическим темам. Мною были выбраны темы, на базе которых мы можем автоматизировать тот или иной звук, и отобран речевой материал, который я дополнила некоторыми лексико-грамматическими упражнениями, позволяющими не только количественно увеличить словарь, но и совершенствовать грамматический строй речи. Полученный мною перечень тем, подходящих для автоматизации того или иного звука с систематизированным речевым материалом, представлен ниже.
Например, во время работы над свистящими звуками [с], [с`] можно использовать речевой материал по следующим лексическим темам: «Осень», «Зима», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Посуда».
Лексическая тема «Осень»
Лексика
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
Осень, сентябрь, месяц, сырость, ненастье, листья, лес, слякоть, листопад |
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ |
Наступает, осыпаются, собирают, срывают, сохнут, моросит |
СЛОВА-ПРИЗНАКИ |
Осенняя, моросящий, пасмурная, грустная, частый, ненастная |
Лексико-грамматические упражнения
Подбери слова-признаки к слову-предмету:
Осень (какая?) – грустная, сырая, ненастная, прекрасная и т.д.
Подбери слова-действия к слову-предмету:
Осень (что делает?) – наступает, наводит грусть
Осенние листья (что делают?) – сохнут, осыпаются
Образование слов-признаков от слов-предметов:
Осень – осенний
Ненастье – ненастный
Сырость – сырой
Лист – лиственный и т.д.
Образование слов-признаков от слов-действий:
Моросить – моросящий
Наступать – наступающий
Сохнуть – сохнущий
Сорвать – сорванный и т.д.
Скажи наоборот (подбор слов-антонимов):
Пасмурно – солнечно
Сухой – мокрый, сырой
Грустная – веселая
Подбор слов-предметов к словам-признакам:
Осенний – ветер, дождь
Осенняя – погода, сырость
Осеннее – небо, ненастье
Осенние – листья, заморозки
Работа с деформированной фразой:
Дует, осень, ветер, холодный.
Желтеют, на, листьях, деревья.
Мелкий, осень, моросит, дождь.
Лексическая тема «Зима»
Лексика
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
Снег, месяц, снежинки, снеговик, санки, снежки, снегопад, заносы, стужа, снегокат, снегоход. |
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ |
Наступает, засыпает, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает. |
СЛОВА-ПРИЗНАКИ |
Суровая, студеная, сверкающий, скользкий, серебристый, веселый. |
Лексико-грамматические упражнения
Подбери слова-признаки к слову-предмету:
снег (какой?) – пушистый, блестящий, хрустящий, серебристый, сверкающий и т.д.
Подбери слова-действия к слову-предмету:
Снег (что делает?) – хрустит, скрепит, сверкает, серебрится, тает, падает и т.д.
Образование слов-признаков от слов-предметов:
Снег – снежный
Солнце – солнечный
Стужа – студеный и т.д.
Образование слов-признаков от слов-действий:
Сверкать – сверкающий
Скрипеть – скрипящий
Серебриться – серебристый
Скользить – скользкий и т.д.
Скажи наоборот (подбор слов-антонимов):
Пасмурно – солнечно
Сухой – мокрый, сырой
Грустная – веселая
Подбор слов-предметов к словам-признакам:
Снежный – покров, дворец
Снежная – королева, буря
Снежное – облако, поле
Снежные – заносы, сугробы
Где это бывает?
Усвоение категории предложного падежа с предлогом на
Где лежит снежинка?
Где висит сосулька?
Где висит новогодняя игрушка?
Где слепили снеговика?
Где стоят санки?
Скажи иначе (подбор слов-синонимов):
Зима холодная – лютая, суровая, студеная, морозная.
Снег блестит – сверкает, серебрится, сияет, искрится
Лексическая тема «Овощи»
Лексика
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
Свекла, капуста, чеснок, салат, семена, фасоль, суп |
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ |
Спеть, созревать, расти, собирать, срывать, сушить, солить |
СЛОВА-ПРИЗНАКИ |
Сладкий, вкусный, сочный, свежие, сухие, консервированные |
Лексико-грамматические упражнения
Подбери слова-признаки к слову-предмету:
Помидор (какой?) – красный, кислый, сладкий, сочный, спелый, красивый и т.д.
Подбери родственные слова:
Капуста – капустка, капусточка, капустный, капустники т.д.
Образование слов-признаков от слов-предметов:
Капуста – капустный
Чеснок – чесночный
Фасоль – фасолевый и т.д.
Образование слов-признаков от слов-действий:
Растет – растущий
Созревать – созревающий
Спеть – спеющий и т.д.
Скажи наоборот (подбор слов-антонимов):
Чистый – грязный
Сочный – сухой
Сладкий — кислый
Подбор слов-предметов к словам-признакам:
Капустный – салат, лист
Капустная – запеканка, кочерыжка
Капустное – пюре
Капустные – котлеты, кочаны
Назови ласково:
Чеснок – чесночок
Капуста – капустка и т.д.
Лексическая тема «Фрукты, ягоды»
Лексика
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
Апельсин, смородина, слива, ананас, персик, абрикос, кисель, сад, сухофрукты |
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ |
Спеть, созревать, расти, собирать, срывать, сушить, сеять, есть |
СЛОВА-ПРИЗНАКИ |
Сладкий, вкусный, сочный, свежие, сухие, спелый, консервированные |
Лексико-грамматические упражнения
Аналогично теме «Овощи»
Лексическая тема «Дикие животные»
Лексика
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
Лиса, лис, барсук, барсучиха, лось, лосиха, сайгак, рысь, соболь, слон, слониха, названия детенышей, лес, степь, заросли, шерсть |
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ |
Рыскать, скакать, стоять, искать… |
СЛОВА-ПРИЗНАКИ |
Косматый, сильный, пушистый, быстрый, косолапый, зубастый, красивый, острые, полосатый, осторожные |
Лексико-грамматические упражнения
Подбери слова-признаки к слову-предмету:
Слон (какой?) – огромный, сильный, серый, добрый и т.д.
Подбери слова-действия к слову-предмету:
Лиса – охотится, крадется, спит в логове, кусается и т.д.
Подбери родственные слова:
Лиса – лис, лисенок, лисичка, лисонька, лисица, лисий т.д.
Образование слов-признаков от слов-предметов:
Лиса – лисий
Лось – лосиный
Соболь – соболиный
Слон – слоновый и т.д.
Спеть – спеющий и т.д.
Подбор слов-предметов к словам-признакам:
Слоновый – хвост, хобот Слоновое – ухо, тело
Слоновые – следы, уши Слоновая – кость, голова
Назови ласково:
Лиса – лисонька
Слон – слоник
Лось – лосик и т.д.
Чье это? (образование притяжательных прилагательных):
Чей хвост? Чья голова? Чье ухо? Чьи лапы?
Лисий лисья лисье лисьи
Соболиный соболиная соболиное соболиные
Кто кем был?
Лиса была лисенком.
и т.д.
Кто кем станет?
Слоненок станет слоном.
и т.д.
Лексическая тема «Домашние животные и птицы»
Лексика
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
Собака, свинья пес, поросенок, стадо, пастух, сено, овес, масло, сыр, свинарка, свинарник, свиноферма, гусь, гусыня, гусенок, селезень, пастбище |
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ |
Пастись, скакать, стоять, искать, сторожить, кусаться |
СЛОВА-ПРИЗНАКИ |
Косматый, пушистый, быстрый, зубастый, красивый, острые, полосатый, осторожные, сторожевая, собачья, поросячий, гусиный |
Лексико-грамматические упражнения
Аналогично теме «Дикие животные»
Лексическая тема «Птицы»
Лексика
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
Ласточка, соловей, скворец, стриж, сорока, сова, синица, клест, скворечник |
СЛОВА-ПРИЗНАКИ |
Быстрые, голосистые, веселые, заботливые |
Лексико-грамматические упражнения
Аналогично теме «Дикие животные»
Лексическая тема «Посуда»
Лексика
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
Кастрюля, сковорода, самовар, стакан, салатница, сахарница, сухарница, салфетница, супница, солонка, соусник, поднос |
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ |
Чистить, расставлять, солить… |
СЛОВА-ПРИЗНАКИ |
Столовая, стеклянная, красивая, расписная… |
Лексико-грамматические упражнения
Подбор слов-предметов к словам-признакам:
Стеклянный – соусник, стакан
Стеклянная – посуда, салатница
Стеклянное – блюдо, блюдце
Стеклянные – чашки, сахарницы
Подбери родственные слова:
Салат – салатик, салатный, салатница
Для чего? (употребление падежных форм)
Салатница для салата
Салфетница для салфеток и т.д.
Образование слов, называющих посуду:
Салат – салатница
Сахар – сахарница
Сухари – сухарница и т.д.
Посчитай от 1 до 10 (согласование имен числительных с именами прилагательными и именами существительными в роде и числе):
Стеклянная сахарница
Фаянсовая супница
Для автоматизации шипящих звуков [ш], [ж] подходят темы: «Одежда, обувь», «Дикие животные», «Профессии».
Лексическая тема «Дикие животные»
Лексика
Предметы: |
Животное,еж,морж,жираф,ежонок,ежиха,моржонок,моржиха,жирафенок,медвежонок |
ПРИЗНАКИ: |
Медвежий, моржовый, ежиный, жирафий |
Лексико-грамматические упражнения
Аналогично теме «Дикие животные» см. выше.
Лексическая тема «Одежда, обувь»
Лексика
ПРЕДМЕТЫ: |
Шелк, шерсть, крепдешин, шуба, полушубок, рубашка, шорты, шарф, шаль, шапка, ушанка, шляпа, шлем, капюшон, подошва, шнурки, швея |
ДЕЙСТВИЯ: |
Шить, пришивать, зашивать, вшивать, перешивать, штопать, зашнуровать, вешать |
ПРИЗНАКИ: |
Шелковый, шерстяной, домашнее |
Лексико-грамматические упражнения
Образование слов-признаков от слов-предметов:
Шелк – Шелковый
Шерсть – Шерстяной
Образование слов-признаков от слов-действий:
Шить – Шитый
Вышивать – вышитый
Зашивать – зашитый
Подбор слов-предметов к словам-признакам:
Шелковый – шарф
Шелковая – юбка
Шелковое платье
Посчитай от 1 до 10 (согласование имен числительных с именами прилагательными и именами существительными в роде и числе):
Шерстяная рубашка
Шелковый шарф
Один – много
Шарф – шарфы
Шаль – шали
Рубашка – рубашки и т.д.
Подбери слова – признаки к словам – предметам:
Шапка – пушистая, шерстяная, теплая, зимняя…
Лексическая тема «Профессии»
Лексика
ПРЕДМЕТЫ: |
Каменщик, стекольщик, чистильщик, экскаваторщик, автокарщик, регулировщик |
ДЕЙСТВИЯ: |
Разносит, продает, стрижет, делает прическу, управляет, красит, строит, убирает двор |
ПРИЗНАКИ: |
Строительный, врачебный, добросовестный, старательный, и т.д. |
Кто делает?
Стеклит окна – стекольщик
Чистит обувь – чистильщик
Кладку кладет из камня – каменщик
Работает на экскаваторе – экскаваторщик и т.д.
Во время автоматизации звуков[л`], [л] использовать словарь по темам «Овощи», «Дикие животные», «Птицы».
Лексическая тема «Дикие животные»
Лексика
ПРЕДМЕТЫ: |
Белка, лось, волк, лиса, олень, соболь, лев, антилопа, шакал, леопард, слон, буйвол; Лес, берлога, дупло, клыки, иголки, берлога, логово. |
ДЕЙСТВИЯ: |
Лохматый, сильный, колючий, ловкий, неуклюжий, косолапый, полосатый, веселый. |
Лексико-грамматические упражнения
Аналогично теме «Дикие животные» см. выше
Лексическая тема «Птицы»
Лексика
ПРЕДМЕТЫ: |
ласточка, журавль, цапля, перепелка, щеголь, лебедь, голубь, галка, филин, глухарь, дятел, клест, соловей, голод, холод, перелет |
ДЕЙСТВИЯ: |
летать, клевать, курлыкать, заливается, щелкать. |
ПРИЗНАКИ: |
перелетные, голосистый, веселые, заботливые, соловьиный, перепелиный, голубиный и т.д. |
Лексико-грамматические упражнения
Аналогично теме «Дикие животные» см. выше
Для звуков [р`], [р] подойдут лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные и птицы»,«Дикие животные», «Посуда», «Профессии», «Транспорт».
Лексическая тема «Транспорт»
Лексика
ПРЕДМЕТЫ: |
вертолет, ракета, корабль, катер, паром, пароход, парусник, грузовик, фургон, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электровоз, автокар; поручни, руль, корпус, крыло, мотор, фары, пропеллер, трап, корма, борт, якорь; шофер, рулевой, штурман, радист, матрос, бортпроводник, перелет, дорога, трасса, светофор,; аэропорт, аэродром, порт, маршрут; рельсы, переход, пристань, трюм, двери, ракета |
ДЕЙСТВИЯ: |
Рулить, вырулить, перевозить, приземляться, приставать, тормозить |
ПРИЗНАКИ: |
Грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, скорый, парусный, троллейбусный, кормовой, и т.д. |
Лексико-грамматические упражнения
Подбери слова – признаки:
Электричка – пассажирская, красивая, комфортабельная, скоростная…
Образуй слова – признаки от слов – предметов:
Грузовик – грузовой
Парус – парусный
Паровоз – паровозный и т.д.
Образуй слова – признаки от слов – действий:
Приземляться – приземляющейся,
Приземляться – приземлившийся
Подбери слова – предметы к словам – признакам:
Железнодорожный – перрон, вокзал
Железнодорожная – платформа, форма
Железнодорожное – расписание, движение
Посчитай от 1 до 10 (согласование имен числительных с именами прилагательными и именами существительными в роде и числе):
Скоростной корабль
Железнодорожный перрон
Лексическая тема: «Овощи»
Лексика
ПРЕДМЕТЫ: |
Морковь, огурец, перец, картошка, горох, помидор, редис, репа, редька, укроп, рагу, огород, урожай |
ДЕЙСТВИЯ: |
Срывать, собирать, срезать, дергать, расти, варить, жарить |
ПРИЗНАКИ: |
Морковный, огуречный, картофельный, и т.д.; Твердый, круглый, крупный, шершавый, зрелые |
Лексико-грамматические упражнения
Аналогично теме «Овощи» см. выше
Лексическая тема: «Фрукты, ягоды»
ПРЕДМЕТЫ: |
Смородина, персик, груша, абрикос, черника, черешня, крыжовник, рябина, арбуз, виноград, урожай, варенье |
ДЕЙСТВИЯ: |
Срывать, собирать, варить |
ПРИЗНАКИ: |
смородиновый, грушевый, черничный, абрикосовый и т.д., круглый, крупный |
Лексико-грамматические упражнения
Аналогично теме «Овощи» см. выше.
Лексическая тема «Посуда»
Лексика
ПРЕДМЕТЫ: |
Ведро, кастрюля, сковорода, дуршлаг, поварешка, самовар, жаровня. Противень, тарелка, сахарница, перечница, фужер, рюмка, сервис |
ДЕЙСТВИЯ: |
Расставлять, приносить, сервировать, варить, жарить, стряпать, резать, разбивать |
ПРИЗНАКИ: |
Фарфоровая, хрустальная, эмалированная, керамическая, деревянная, красивая, хрупкая, праздничная |
Лексико-грамматические упражнения
Аналогично теме «Посуда» см. выше
Лексическая тема «Домашние животные»
Лексика
ПРЕДМЕТЫ: |
Корова, жеребенок, поросенок, баран, боров, курица, доярка, конура, свинарка, коровник, свинарник, ферма, овчарня, птицеферма, корм, рога, грива, морда, крылья, гребешок, шпоры, творог, сыр, кефир |
ДЕЙСТВИЯ: |
Ржет, хрюкает, мурлычет, сторожит, царапает, перевозит |
ПРИЗНАКИ: |
Коровий, бараний, куриный, поросячий, породистая, сторожевая, рогатая |
Лексико-грамматические упражнения
Аналогично теме «Дикие животные» см. выше.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.