Рубрики
Управление

Интеллектуальный потенциал города как образовательный ресурс для преподавателей и обучающихся образовательных организаций

Полностью ли мы – образовательные организации, учителя, обучающиеся – используем социокультурный и интеллектуальный потенциал своего города?
Москва – это город образования. Современная школа должна учить детей использовать культурное и научно-образовательное пространство столицы. Но умеют ли дети мегаполиса ориентироваться в огромном объеме информации окружающей их? Могут ли они ее читать, расшифровывать, а главное – понимать? С введением ФГОС работа с самыми разнообразными, отдельно взятыми видами информации становится особенно актуальной.

0
Антонов Николай Викторович,
старший методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
antonovnv80@mail.ru
Белышев Андрей Юрьевич,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
belyshevayu@mosmetod.ru
Кузнецова Елена Валерьевна,
заместитель директора
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
kuznecovaev@mosmetod.ru

Полностью ли мы – образовательные организации, учителя, обучающиеся – используем социокультурный и интеллектуальный потенциал своего города?

Москва – это город образования. Современная школа должна учить детей использовать культурное и научно-образовательное пространство столицы. Но умеют ли дети мегаполиса ориентироваться в огромном объеме информации окружающей их? Могут ли они ее читать, расшифровывать, а главное – понимать? С введением ФГОС работа с самыми разнообразными, отдельно взятыми видами информации становится особенно актуальной.

Несомненно, способность работать с информацией — одно из условий достижения метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы, поступления в вуз.

Поступить в вуз проще, чем благополучно его окончить, достигнув при этом основной цели обучения. Хороший выпускник школы – это не только тот, кто отлично сдал ЕГЭ, а тот, в ком развиты интерес к жизни, активная гражданская позиция, способность к осознанному и взвешенному выбору, желание и умение работать. Это человек, обладающий определенным интеллектуальным багажом и кругозором. Как воспитать такого человека?

Город – наиболее емкий образовательный ресурс во всём многообразии форм. Он – арена общественных отношений, социальная структура общества, развитый комплекс хозяйства и экономики, инженерных сооружений; центр культуры, искусства, исторический артефакт… Где как ни в городе готовить обучающихся к взрослой жизни?

«Урок в Москве» – знаковый проект для столичной системы образования и ее жителей. Его основная задача – организация занятий для школьников на базе учреждений культуры, исторических объектов, предприятий, памятных мест города. Проект дает учащимся отличную возможность расширить рамки предметного содержания, освоить навыки исследовательской деятельности, позволяет привлечь родителей к более активному участию в образовательном процессе.

Занятия, проведённые вне пространства школы, способствуют расширению кругозора, познавательных интересов и способностей детей.

Но как организовать этот сложный процесс? Помочь учителю использовать предоставленные ресурсы — амбициозная задача, которую взял на себя Городской методической центр Департамента образования города Москвы. С 2013 года эта структура начала сводить «двух сыновей гармонии», учителя и город, для раскрытия образовательного потенциала столицы, и достижения максимальных образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Многое сделано: написано более 500 уроков, проведены мастер-классы для учителей, а самые талантливые из них уже не первый год соревнуются в конкурсах по разработке лучшего «урока в Москве». Но задача остаётся актуальной для методической службы столицы, которая непрерывно разрабатывает новые уроки, помогает учителям осваивать данную технологию и расширять горизонты познания их воспитанников.

Благодаря этой программе школьники могут решать практико-ориентированные задачи любого уровня сложности, в любой сфере деятельности. А в какой отрасли наша страна лидирует? Конечно в космической.

Космонавтика – это уникальная область, в которой очень причудливо и прочно переплетены самые разные науки: от физики с биологией до истории с обществознанием. Неудивительно, что музей космонавтики так популярен при реализации данного проекта.

Многочисленные разработки уроков, городских методистов и педагогов, позволили успешно и регулярно проводить не только «уроки в Москве» для обучающихся на базе данного музея, но и разнообразные мастер-классы для учителей столицы.

Рассмотрим несколько разработок уроков, которые могут быть полезны учителям разной специализации.

Тема урока: «Колебательное движение»

Место проведения урока: Музей космонавтики.

Свободное описание урока: ученики в процессе практической работы с уникальными экспонатами музея изучают особенности колебательного движения, параметры, характеризующие колебательное движение, виды колебательного движения и их практическое применение.

На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы в зале «Центр управления полётами» и обсуждают вопрос использования полученных знаний в повседневной жизни.

В качестве продукта своей деятельности учащимся предлагается создать телеметрическую графическую систему взлёта ракеты, по которой можно судить о том, что запуск был удачным.

Образец рабочего листа для заполнения в музее по теме: «Колебательное движение» доступен по ссылке.

Тема урока: «Земля в иллюминаторе»

Место проведения урока: Музей космонавтики.

Свободное описание урока: Урок проходит в зале «Космический дом на орбите» музея космонавтики. Ученики в процессе практической работы на уникальных экспонатах музея уточняют понятие вес, невесомость, перегрузка, через особенности жизнедеятельности людей в космосе, проводят анализ полученных данных.

На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы в зале «Центр управления полетами» и обсуждают вопрос об использовании полученных знаний в повседневной жизни.

В качестве продукта своей деятельности учащимся предлагается создать инфографику«Преодоление бытовых трудностей в условиях космического полета на планету Марс»

Образец рабочего листа для заполнения в музее доступен по ссылке.

Тема урока: «Почему ракеты летают?»

Место проведения урока: Музей космонавтики.

Свободное описание урока: Урок проходит в залах Музея космонавтики. Ученики в процессе практической работы с уникальными экспонатами музея изучают применение закона сохранения импульса, особенности строения ракеты-носителя и ракетного двигателя, проводят анализ полученных данных.

В качестве продукта своей деятельности учащимся предлагается разработать проект макета ракеты-носителя, работоспособной в условиях высоких температур, с описанием структуры и преимущества модели.

Образец рабочего листа для заполнения в музее доступен по ссылке.

Тема урока: «Искусственные спутники Земли»

Место проведения урока: Музей космонавтики.

Свободное описание урока: Урок посвящен изучению темы «Искусственные спутники Земли». Комплект групповых заданий предназначен для изучения образцов искусственных спутников Земли.

В первой части урока, учащиеся следуют по одному из маршрутов, изучая представленные в музее экспонаты и собирая информацию.

Во второй части урока планируется практическая работа по разработке астрономической модели движения ИЗС, в соответствии с темой рабочего листа. Результаты выполненных групповых заданий обсуждаются на уроке в школе.

Образец рабочего листа для заполнения в музее доступен по ссылке.

Тема урока: «Свободное падение. Ускорение свободного падения»

Место проведения урока: московский Планетарий.

Свободное описание урока: Урок проходит в залах Московского планетария. Ученики в процессе практической работы с уникальными экспонатами музея изучают особенности свободного падения, от чего зависит ускорение свободного падения на разных планетах, проводят анализ полученных данных.

В качестве продукта своей деятельности учащимся предлагается создать инфографику, в которой они должны отразить особенности жизни человека на любой из планет Солнечной системы.

Образец рабочего листа для заполнения в музее доступен по ссылке.

Тема урока: «Основные характеристики звезд»

Место проведения урока: московский Планетарий.

Свободное описание урока: Урок проходит на открытой площадке Большого Московского Планетария «Парк Неба». Ученики в процессе практической работы на уникальном оборудовании музея изучают расположение созвездий на звёздном небе, используя астрономические приборы и инструменты; выделяют звёзды по их яркости, температуре, цвету; осваивают методы самостоятельного ориентирования по звёздам.

Предлагаемые формы работы для обучающихся: групповая или индивидуальная.

На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы на площадке «Парка Неба».

В качестве продукта своей деятельности учащимся предлагается написать статью для школьного интернет-журнала «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?».

Образец рабочего листа для заполнения в музее доступен по ссылке.

Тема урока: «Созвездия»

Место проведения урока: московский Планетарий.

Свободное описание урока: Урок проходит на открытой площадке Московского планетария «Парк неба». Ученики в процессе практической работы на уникальном оборудовании Планетария изучают расположение созвездий на звёздном небе, используя астрономические приборы и инструменты, выделяют звёзды по их яркости, проводят анализ, для чего и где используются знания о созвездиях.

На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы на площадке «Парк неба» и обсуждают вопрос применения полученных знаний в повседневной жизни.

В качестве продукта своей деятельности учащимся предлагается создать интерактивный буклет «Использование знаний о созвездиях в реальной жизни».

Возможно проведение урока в сопровождении представителя музея.

Образец рабочего листа для заполнения в музее доступен по ссылке.

Список литературы:

1. Арефьева Е.Ю., Белышев А.Ю., Дмитришина Е.В., Рыжикова О.А. Свободное падение. Ускорение свободного падения: урок в Москве // Сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/fizika/svobodnoe-padenie-uskorenie-svobodnogo-padeniya.html (дата обращения: 14.06.2017).
2. Белышев А.Ю., Дмитришина Е.В., Рыжикова О.А. Земля в иллюминаторе или вес тела, невесомость, перегрузка: урок в Москве // Сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/fizika/zemlya-v-illyuminatore-ili-ves-tela-nevesomost-peregruzka.html (дата обращения: 14.06.2017).
3. Белышев А.Ю., Дмитришина Е.В., Рыжикова О.А. Колебательное движение: урок в Москве // Сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/fizika/kolebatelnoe-dvizhenie.html (дата обращения: 14.06.2017).
4. Белышев А.Ю., Дмитришина Е.В., Рыжикова О.А. Основные характеристики звезд // Сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/fizika/osnovnye-kharakteristiki-zvjozd.html (дата обращения: 14.06.2017).
5. Белышев А.Ю., Дмитришина Е.В., Рыжикова О.А. Почему ракеты летают. Реактивное движение: урок в Москве // Сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/fizika/pochemu-rakety-letayut-reaktivnoe-dvizhenie.html (дата обращения: 14.06.2017).
6. Белянкова Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова // Начальная школа. 2011. № 9. С. 62–64.
7. Гогиберидзе Г.М. Формирование музейной педагогики // Преподавание истории в школе. 2007. № 8. С. 3–5.
8. Дмитришина Е.В., Рыжикова О.А. Созвездия // Сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/fizika/sozvezdiya.html (дата обращения: 14.06.2017).
9. Долгих Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления // Директор школы. 2008. № 2. С. 82–84.
10. Зуев П.Ю., Дмитришина Е.В., Рыжикова О.А. Искусственные спутники Земли: урок в Москве // Сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/fizika/iskusstvennye-sputniki-zemli-isz.html (дата обращения: 14.06.2017).
11. Кузнецова Е.В. «Урок в Москве» как эффективная система повышения педагогического мастерства // Актуальные проблемы естественно-научного образования школьников. 2016. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Современные подходы к преподаванию естественно-научных дисциплин с основами нанотехнологий и технопредпринимательства (основная школа)». С. 85–103.
12. Сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/ (дата обращения: 14.06.2017).
13. Сайт Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://dogm.mos.ru/ (дата обращения: 14.06.2017).
14. Сайт Музея космонавтики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kosmo-museum.ru/ (дата обращения: 14.06.2017).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.