Тот, кто не испытывал сильных чувств, обычно предполагает, что их романтизируют и преувеличивают поэты и писатели. Лишь тем, кому уже было дано понять их власть, знает, что проще представить категории вечности и неизмеримости, чем изобразить росчерком пера всемогущество чувств, особенно – чувство любви. Поэтому-то эта тема неисчерпаема в литературе. Классики показывают нам убедительные примеры, к чему может привести человека власть чувств или давление разума, пробуют выписать свой авторский идеал гармоничного союза головы и сердца. Или предупредить о последствиях, если поддаться влиянию или только чувств, или только разума.
Тематическое направление «Разум и чувство»
I
А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»
Чувства Онегина, «тоскующего эгоиста», рано извращены и притуплены светскими интригами, охлаждены «наукой страсти нежной» Разум его отторгает возможность быть счастливым в браке, до поры до времени… Легко было Евгению проповедовать юной барышне: «Учитесь властвовать собою», но трудновато будет потом самому справиться с нахлынувшими страстями.
Ленский только и успел прожить свои юные годы в мире романтических чувств:
«Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена.»
Ему не суждено было рассудком осознать, что в жизни может быть и приземленное, и случайное, и не такое идеальное, как он воображал себе. Любимая героиня Пушкина Татьяна – образец гармонии разума и чувства. Был момент, когда она в порыве первого чистого чувства писала письмо избраннику, это смелый и рискованный поступок для девушки. Но даже тогда она думала, взвешивала:
«Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю.»
Она даже благодарна Онегину за его наставления ей, неопытной чувствительной. Она научилась поступать разумно: выбрала достойного супруга, заставила высший свет уважать ее за сдержанность, достоинство, скромность. Главное внимание учеников привлечь к кульминационному событию, когда Татьяна сделала свой выбор:
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»
Читая Пушкина, понимаешь, что чувство и разум человека должны быть в ладу.
II
А.Н. Островский
Драма «Гроза»
Дочь своего времени, верующая и воспитанная в купеческих устоях, Катерина мучительно борется с нахлынувшими чувствами к приезжему, не похожему на калиновцев Борису. Страсти и желание счастья, света в жизни побеждают рассудок. Сцена с ключом, который ей дает Варвара, передает накал этой борьбы: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь». Чего больше в ее монологе: разума или чувств – непонятно. Но и умом и сердцем Катерина понимает, что без гроз или хотя бы без луча света постоянная темнота существования ее задушит: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!». Но в мире Диких и Кабановых, в «темном царстве», ей не жить. Чувство отчаяния от ужаса существования среди унижений, оскорблений, в неволи, без любви, толкает Катерину к трагической гибели.
III
Драма «Бесприданница»
Внутренняя борьба разума и чувств Ларисы Огудаловой, образованной, имеющей горький жизненный опыт, возможно, протекает еще болезненнее: «Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться». Делая выбор: хоть миг – да мой! – героиня предчувствует трагическую развязку: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Но трудно бороться со своим сердцем.
В торгашеском мире любовь становится объектом торговли, а человек – вещью. О какой любви, о каких чувствах можно говорить, если друг детства Василий Вожеватов между дружеским чувством к Ларисе и верностью купеческому слову выбирает последнее…
Но горячие сердца героинь Островского все равно вспыхивают, но быстро сгорают.
IV
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
Позиция мудрого Толстого такова: разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Князь Андрей Болконский – человек разума. Сила воли этой личности восхищает. Странно, но постоянно читателя преследует чувство сожаления к нему, слишком идеальному, не способному до поры просто радоваться жизни, просто любить. А, оказывается, без этого – жизнь ущербная, тяжелая. Он, к счастью, вовремя задумается над своим состоянием, сравнит свое мироощущение с Наташиным, с законами природы. Задумается над тем, что он рано стареет душой, как тот могучий дуб, увиденный им ранней весной, когда так светло и легко и людям, и всему живому. Стоит посоветовать ученикам перечитать сцену встречи князя Андрея с Наташей в Отрадном, когда ее беспричинный смех вызвал удивление и недоумение Болконского: «Чему она рада?». И ему станет даже больно: это оттаивало его сердце для многих чувств: чувства прекрасного, чувства любви, чувства сострадания и такого естественного и понятного желания жить.
Две девушки-ровесницы в романе: Наташа и Соня – сколь похожи, столь и разные.
«Сущность ее жизни – любовь» – таково предназначение Наташи. Любимая героиня Толстого чувствами, раздаривает их, ими спасает людей, совершает судьбоносные ошибки, от которых не спасает разум. «Она не удостаивает быть умной», – говорит Толстой. Наташа старательно рассуждает, думает, пытается разобраться в том, что бушует в ее душе. Например, о своих чувствах к Анатолю Курагину: «Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» – думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» – говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы».
Ум Сони устроен иначе. По мысли Наташи, «Соня … с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию». Ее чувства спокойнее, но в них слишком много правильности, взвешенности, понимания своего положения бедной родственницы. Это объяснимо.
Но все-таки, по Толстому, полнота жизни – в способность любить безоглядно, нерассудочно, это высшее благо. И счастье тем, с кем рядом окажется источник такого чувства.
V
А.П. Чехов. Рассказ «О любви»
Любовь не может руководствоваться никакими правилами, но Алехин и Анна Луганович, прислушиваясь к голосу разума, отказываются от своего счастья, запирают любовь в футляр. Внутренний монолог Алехина – для читателя доказательство, что это рассудочное самооправдание, проявление слабости: «Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее?». Ясно, что бегство от любви – обреченность на несчастье. Автор убеждает читателя: разум дан человеку не для того, чтобы уничтожать чувство. Разум все же должен быть советчиком любви, а не ее тираном.
VI
Комедия «Вишневый сад»
Милая беспомощная дворянка Любовь Андреевна Раневская живет не разумом – любовью, обидно то, что любит она непорядочного человека, который использует ее заботу, жалость и обобрал добрую женщину. Петя Трофимов жалеет ее до слез: «Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество». Она же отметает все посторонние и собственные доводы рассудка: «Я люблю его, это ясно. Люблю, люблю… Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу». Этом чувством оттеснена материнская ответственность, пущены на самотёк помещичьи обязанности. Чеховская идея: при таком чувстве человек – раб собственных ощущений
VII
И.А. Бунин. Рассказ «Солнечный удар»
В рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар» разум и чувства не в ладу. «Дорожное приключение», случившееся с поручиком и прекрасной незнакомкой, подействовало на них, как солнечный удар. Сравнение ошеломившего их чувства с солнечный ударом повторяется несколько раз:
«Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…».
Она первая включает рассудок:
«– Нет, нет, милый, – сказала она в ответ на его просьбу ехать дальше вместе, – нет, вы должны остаться до следующего парохода. Если поедем вместе, все будет испорчено. Мне это будет очень неприятно.»
Вскоре и он в темпе обыденной жизни приходит в себя: «Чувствуя, что он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее, провести с ней еще один, нынешний день, – провести только затем, только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее… Зачем доказать? Зачем убедить? Он не знал зачем». Оба понимают, что их мир друг без друга опустел… Таково авторское понимание любви: несовместимы обыденность и тепловой удар чувств.
VIII
Рассказ «Легкое дыхание»
Нет большего несчастья, чем незнание границ своей страсти. Когда тело «взрослеет» быстрее рассудка, важны забота, участие и внимание взрослых, которые обязаны предупредить, предостеречь.
В «Легком дыхании» желание Оли Мещерской скорее познать взрослую жизнь, испытать те чувства, о которых читала в папиных книгах, берут верх над ее разумом. Она временами так напоминает толстовскую Наташу Ростову, обе живут в избытке чувств, обе не всегда способны контролировать свои порывы. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая!» – запоздало анализирует свой грех девочка, позволившая лишнее со взрослым мужчиной. И не находит ни объяснения, ни прощения. После этого ее поступками будет руководить чувство отчаяния и чувство презрения к себе и ко всем мужчинам. Это ее беда и ее вина, за последнее она расплатилась сполна.
Чувства – своего рода инструменты, которыми надо научиться пользоваться. Так, наверное, надо понять авторскую мысль.
IX
А.И. Куприн
Рассказ «Гранатовый браслет»
Георгий Желтков разумом понимает, что его любовь к княгине Вере никогда не может иметь продолжения, однако справиться со своим чувством не может и не хочет. Сентиментальный человек, он лелеет свою страсть, трепетно и целомудренно возводя на пьедестал образ своей возлюбленной, отказываясь от иных целей и увлечений, перешагнув даже через понятие «преступно». Его любовь сильнее страха смерти. Разумом он понимает, что его чувство слишком всепоглощающее, поэтому даже обращался к врачам. В итоге понял: «Это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
И в душе уравновешенной, холодноватой аристократки княгини Веры Николаевны, вопреки ее воле, пробуждаются возвышенные чувства к этому человеку. «И душа ее как будто бы раздвоилась»…
Любовь –это полное слияние умов, мыслей, душ, интересов, а не одних только тел. Любовь – громадное, великое чувство, могучее, как мир – лейтмотив многих произведений Куприна. Его концепция любви в словах генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
Х
Повесть «Олеся»
Очаровательная сказка любви барина Ивана Тимофеевича и полесской красавицы Олеси – это торжество над разумом чувственного начала. Как ни боролась с ним лесная девушка, справиться не смогла, и никогда, по её убеждению, не пожалеет она об этом.
Иван Тимофеевич оказался менее решительным. Особенно, когда предстояло определиться, что делать дальше, пришло время уезжать. «Мысльжениться на Олесе все чаще и чаще приходила мне в голову. Сначала она лишь изредка представлялась мне как возможный, на крайний случай, честный исход из наших отношений. Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня»… Если бы только одно… Светские предрассудки, боязнь ответственности за судьбу лесной отшельницы, «какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев»… Размышления, сомнения… Себя удалось убедить: жениться надо! Женская интуиция, логика, здравый смысл не позволил Олесе принять предложение любимого. «Она медленно и печально покачала головой. – Нет, Ванечка, милый, это невозможно!»
Ивану Тимофеевичу жалко упущенную нежную, великодушную любовь, но читатель понимает, что Олеся рассудила правильно.
XI
С.А. Есенин. Поэма «Анна Снегина»
История встречи с юношеской любовью пробудила в героях поэмы «Анна Снегина» воспоминания, взаимный интерес и чувство взаимной страсти.
Грозные события и рассудительность молодой женщины оставили роман без продолжения. Разум взял верх:
«Конечно,
До этой осени
Я знала б счастливую быль…
Потом бы меня вы бросили,
Как выпитую бутыль…
Поэтому было не надо…
Ни встреч… ни вобще продолжать.»
Но тоска друг о друге, о любви, о самом прекрасном состоянии сквозят в каждой строке письма эмигрантки Анны. И понимаешь: чувство первой любви – непреходящее, оно естественное и красивое. А когда любовь к мужчине и любовь к утраченной России сливаются – то пронзительно и грустно, и от воспоминаний веет теплотой.
Это только несколько примеров из известных ученикам программных произведений. Подобных – не счесть. Литература, которую проходили они за годы школьного учения, это река, в воды которой можно входить снова и снова, это потоки мудрости, в них – неизмеримые глубины. Если поискать в книгах материалы на предложенные темы, на возникающие вопросы, то ответы найдутся всегда.
Цитатник – в приложении.
Приложение доступно для скачивания по ссылке.
Список литературы: