Рубрики
Физическая культура

Применение классического и инновационного метода физической реабилитации у воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях школы

Тема статьи актуальна, так как в современном мире и в России интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учебные учреждения получает все большее распространение. Таким детям необходимы особые условия, повышенное внимание к их потребностям, сугубо индивидуальный подход.

Иванова Марина Юрьевна,
учитель физической культуры
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1985»,
h0tstream@mail.ru

Актуальность. Тема статьи актуальна, так как в современном мире и в России интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учебные учреждения получает все большее распространение. Таким детям необходимы особые условия, повышенное внимание к их потребностям, сугубо индивидуальный подход.

В данной статье я хочу представить опыт работы с ребенком с синдромом Сотоса*, который обучается в обычной общеобразовательной школе. Занятия проходят во внеурочной форме. На момент начала курса физической реабилитации у обучающегося наблюдалась эквиноварусная деформация правой стопы, проявляющаяся слабостью переднеберцовой мышцы, спастичность трехглавой мышцы голени и вальгусная деформация левой стопы.

В связи с указанными ортопедическими проблемами проводилась как классическая, так и «ювелирная гимнастика» методом БОС по А.А. Сметанкину.

Тренировка улучшения разгибательной функции правого и левого голеностопных суставов проводилась с использованием запатентованного метода БОС по А.А. Сметанкину (с использованием прибора-преобразователя биоэлектрических сигналов (ПБС) и программного обеспечения МИО 2.2 С). БОС – это немедикаментозный метод реабилитации с использованием специальной аппаратуры, предназначенной для регистрации, усилия и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Основной задачей метода является обучение саморегуляции. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Оборудование делает доступной для человека информацию в обычных условиях им не воспринимаемую. БОС по электромиограмме (ЭМГ-БОС) – это обучение управлению функцией мышц с помощью специальных устройств, которые регистрируют биопотенциалы контролируемой мышцы, усиливают их и преобразуют в различные сигналы обратной связи (световые, звуковые, мультимедийные и комбинированные). Надо отметить, что данный метод не пассивный (физиотерапия), а активный. Ребенок являлся активным участником тренировочного процесса.

Для правильного функционирования голеностопного сустава необходимо было восстановить реципрокные отношения сгибателей-разгибателей и пронаторов-супинаторов стопы. Работали со следующими мышцами и группами мышц:

1. Передняя большеберцовая мышца.

2. Общий разгибатель пальцев.

3. Малоберцовые мышцы (пронаторы стопы).

Тренировке (стимуляции) подлежали разгибатели стопы по следующей методике.

1. Электрод располагается в точке, лежащей на расстоянии 25 см вниз от головки малоберцовой кости, вдоль линии, соединяющей головку и латеральную лодыжку. Ребенок ставит стопы параллельно, голень по отношению к бедру – под углом 90 градусов. Пятка и основание большого пальца упираются в пол, при этом максимально отводятся пальцы стопы в сторону. Происходит изометрическое напряжение. Ребенок выполняет все виды работ, которые задает программа (скоростная, скоростно-силовая, на выносливость). Время задается программой, усилие определяется тестом.

2. Далее, датчик накладывается на трехглавую мышцу голени (с акцентом на камбаловидную). Тренировка подошвенного сгибания выполняется по тому же принципу. Упражнение: пятка плотно прижимается к полу, а тыльная часть стопы с максимальным усилием приближается к передней поверхности голени.

3. Расслабление трехглавой мышцы голени достигалось при упражнениях, проводимых в положении «лежа на животе» с подложенным по нижнюю треть голени валиком. Пассивный электрод располагается на камбаловидной мышце. Выполняется разгибание стопы «качательными» движениями малой амплитуды.

4. И.п. – стоя, руки на пояс: перекаты с пятки на носок 4 подхода по 30 секунд.

5. И.п. – стоя: руки вверх потянуться за руками встав на носочки. Время удержания упражнения – 25–30 секунд.

Как указано выше, слева у ребенка отмечается вальгусная деформация стопы (слабость супинаторов стопы – передней и задней большеберцовой мышцы). Тренировке (стимуляции) подлежали супинаторы стопы. Электроды накладывались на камбаловидную мышцу, ребенок выполнял упражнение – разгибание стопы в изометрическом и изотоническом режимах.

После полугодичных тренировок мышцы ног значительно окрепли, амплитуда в голеностопном суставе справа увеличилась. Мышцы левой стопы также окрепли, стопа более легко стала приводиться в срединное положение.

Обучаемому также проводилась реабилитация по кардиопульмонологической программе методом БОС, которая предусматривает выполнение диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС).

Такой тип дыхания обеспечивает: оптимальную работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, оптимальную их синхронизацию, снятие стресса.

Цель ДАС-БОС тренинга – добиться автоматического применения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания в условиях реальной жизни без применения приборов биологической обратной связи. Навык диафрагмального дыхания был освоен к шестому-седьмому сеансу. При таком типе дыхания происходит наиболее полное насыщение крови кислородом и, следовательно, улучшается питание всех органов и тканей.

В качестве критериев правильности выполнения упражнений служили следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС); частота дыхания (ЧД); дыхательная аритмия сердца (ДАС) – разница между максимальной ЧСС на вдохе и минимальной ЧСС на выдохе. К концу занятий обучающийся овладел новым навыком дыхания, при этом были достигнуты следующие результаты: увеличение и стабилизация ДАС до 30–35 ударов в минуту от начального уровня 12–14 ударов в минуту; снижение частоты дыхания в минуту до 9–7; снижение уровня средней ЧСС; увеличение периферической температуры, что свидетельствует об улучшении периферического кровообращения.

Оценка показателей осуществлялась на каждой тренировке, и их изменения свидетельствуют об умении расслабляться и снимать психоэмоциональное напряжение, т.е. об умении управлять своим дыханием, а опосредованно – и работой сердечно-сосудистой системы.

В процессе занятий большое значение уделялось развитию мелкой моторики. Использовались упражнения пальчиковой гимнастики, упражнения с предметами и без них, упражнения с изменением пространственно-временных параметров. В результате мелкая моторика стала более подвижной, точной и быстрой. Со слов родителей, мальчик стал увереннее писать.

Таким образом, комплексы физических упражнений в сочетании с инновационным методом физической реабилитации положительно влияют на процесс реабилитации, и оптимизируют процесс обучения детей ОВЗ.

* – Синдром Сотоса характеризуется сочетанием олигофрении и ожирения. Психически – не резко выраженная и не прогрессирующая умственная отсталость, наличие агрессивных тенденций. Соматически – чрезвычайно быстрый рост в детстве, ожирение, акромегалия, гипертелоризм, антимонголоидный разрез глаз, выступающая вперед нижняя челюсть. Могут также наблюдаться долихоцефалия, большой череп, гиперемия и одутловатость лица, сколиоз. На рентгенограмме – ускорение костного возраста. Повышенная склонность к простудным заболеваниям. Моторное недоразвитие, неловкие, неуклюжие движения.

Список литературы:

1. Биологическая обратная связь по электромиограмме в неврологии и ортопедии. Справочное руководство. СПб.: Человек, 2002.
2. Лечебная физкультура и оздоровительная гимнастика: домашний справочник / И.А. Калюжнова, О.В. Перепелова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2009.
3. Подвижные игры для детей с нарушением развития / Под ред. Л.В. Шапковой. СПб.: Детство-пресс, 2002.
4. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учебн. для институтов физ. культ. / Под ред. В.П. Правосудова. М.: Физкультура и спорт, 1980.
5. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей редакцией проф. С.Н. Попова. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

31 ответ к “Применение классического и инновационного метода физической реабилитации у воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях школы”

The information is very special, I will have to follow you, the information you bring is very real, reflecting correctly and objectively, it is very useful for society to grow together.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.