Актуальность. Тема статьи актуальна, так как в современном мире и в России интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учебные учреждения получает все большее распространение. Таким детям необходимы особые условия, повышенное внимание к их потребностям, сугубо индивидуальный подход.
В данной статье я хочу представить опыт работы с ребенком с синдромом Сотоса*, который обучается в обычной общеобразовательной школе. Занятия проходят во внеурочной форме. На момент начала курса физической реабилитации у обучающегося наблюдалась эквиноварусная деформация правой стопы, проявляющаяся слабостью переднеберцовой мышцы, спастичность трехглавой мышцы голени и вальгусная деформация левой стопы.
В связи с указанными ортопедическими проблемами проводилась как классическая, так и «ювелирная гимнастика» методом БОС по А.А. Сметанкину.
Тренировка улучшения разгибательной функции правого и левого голеностопных суставов проводилась с использованием запатентованного метода БОС по А.А. Сметанкину (с использованием прибора-преобразователя биоэлектрических сигналов (ПБС) и программного обеспечения МИО 2.2 С). БОС – это немедикаментозный метод реабилитации с использованием специальной аппаратуры, предназначенной для регистрации, усилия и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Основной задачей метода является обучение саморегуляции. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Оборудование делает доступной для человека информацию в обычных условиях им не воспринимаемую. БОС по электромиограмме (ЭМГ-БОС) – это обучение управлению функцией мышц с помощью специальных устройств, которые регистрируют биопотенциалы контролируемой мышцы, усиливают их и преобразуют в различные сигналы обратной связи (световые, звуковые, мультимедийные и комбинированные). Надо отметить, что данный метод не пассивный (физиотерапия), а активный. Ребенок являлся активным участником тренировочного процесса.
Для правильного функционирования голеностопного сустава необходимо было восстановить реципрокные отношения сгибателей-разгибателей и пронаторов-супинаторов стопы. Работали со следующими мышцами и группами мышц:
1. Передняя большеберцовая мышца.
2. Общий разгибатель пальцев.
3. Малоберцовые мышцы (пронаторы стопы).
Тренировке (стимуляции) подлежали разгибатели стопы по следующей методике.
1. Электрод располагается в точке, лежащей на расстоянии 25 см вниз от головки малоберцовой кости, вдоль линии, соединяющей головку и латеральную лодыжку. Ребенок ставит стопы параллельно, голень по отношению к бедру – под углом 90 градусов. Пятка и основание большого пальца упираются в пол, при этом максимально отводятся пальцы стопы в сторону. Происходит изометрическое напряжение. Ребенок выполняет все виды работ, которые задает программа (скоростная, скоростно-силовая, на выносливость). Время задается программой, усилие определяется тестом.
2. Далее, датчик накладывается на трехглавую мышцу голени (с акцентом на камбаловидную). Тренировка подошвенного сгибания выполняется по тому же принципу. Упражнение: пятка плотно прижимается к полу, а тыльная часть стопы с максимальным усилием приближается к передней поверхности голени.
3. Расслабление трехглавой мышцы голени достигалось при упражнениях, проводимых в положении «лежа на животе» с подложенным по нижнюю треть голени валиком. Пассивный электрод располагается на камбаловидной мышце. Выполняется разгибание стопы «качательными» движениями малой амплитуды.
4. И.п. – стоя, руки на пояс: перекаты с пятки на носок 4 подхода по 30 секунд.
5. И.п. – стоя: руки вверх потянуться за руками встав на носочки. Время удержания упражнения – 25–30 секунд.
Как указано выше, слева у ребенка отмечается вальгусная деформация стопы (слабость супинаторов стопы – передней и задней большеберцовой мышцы). Тренировке (стимуляции) подлежали супинаторы стопы. Электроды накладывались на камбаловидную мышцу, ребенок выполнял упражнение – разгибание стопы в изометрическом и изотоническом режимах.
После полугодичных тренировок мышцы ног значительно окрепли, амплитуда в голеностопном суставе справа увеличилась. Мышцы левой стопы также окрепли, стопа более легко стала приводиться в срединное положение.
Обучаемому также проводилась реабилитация по кардиопульмонологической программе методом БОС, которая предусматривает выполнение диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС).
Такой тип дыхания обеспечивает: оптимальную работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, оптимальную их синхронизацию, снятие стресса.
Цель ДАС-БОС тренинга – добиться автоматического применения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания в условиях реальной жизни без применения приборов биологической обратной связи. Навык диафрагмального дыхания был освоен к шестому-седьмому сеансу. При таком типе дыхания происходит наиболее полное насыщение крови кислородом и, следовательно, улучшается питание всех органов и тканей.
В качестве критериев правильности выполнения упражнений служили следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС); частота дыхания (ЧД); дыхательная аритмия сердца (ДАС) – разница между максимальной ЧСС на вдохе и минимальной ЧСС на выдохе. К концу занятий обучающийся овладел новым навыком дыхания, при этом были достигнуты следующие результаты: увеличение и стабилизация ДАС до 30–35 ударов в минуту от начального уровня 12–14 ударов в минуту; снижение частоты дыхания в минуту до 9–7; снижение уровня средней ЧСС; увеличение периферической температуры, что свидетельствует об улучшении периферического кровообращения.
Оценка показателей осуществлялась на каждой тренировке, и их изменения свидетельствуют об умении расслабляться и снимать психоэмоциональное напряжение, т.е. об умении управлять своим дыханием, а опосредованно – и работой сердечно-сосудистой системы.
В процессе занятий большое значение уделялось развитию мелкой моторики. Использовались упражнения пальчиковой гимнастики, упражнения с предметами и без них, упражнения с изменением пространственно-временных параметров. В результате мелкая моторика стала более подвижной, точной и быстрой. Со слов родителей, мальчик стал увереннее писать.
Таким образом, комплексы физических упражнений в сочетании с инновационным методом физической реабилитации положительно влияют на процесс реабилитации, и оптимизируют процесс обучения детей ОВЗ.
* – Синдром Сотоса характеризуется сочетанием олигофрении и ожирения. Психически – не резко выраженная и не прогрессирующая умственная отсталость, наличие агрессивных тенденций. Соматически – чрезвычайно быстрый рост в детстве, ожирение, акромегалия, гипертелоризм, антимонголоидный разрез глаз, выступающая вперед нижняя челюсть. Могут также наблюдаться долихоцефалия, большой череп, гиперемия и одутловатость лица, сколиоз. На рентгенограмме – ускорение костного возраста. Повышенная склонность к простудным заболеваниям. Моторное недоразвитие, неловкие, неуклюжие движения.
Список литературы: