Рубрики
История

Готовимся к празднованию 75-летия Битвы под Москвой: организация творческо-исследовательского проекта в классе

В этом году наша страна отмечает 75-летие битвы под Москвой, одной из ключевых побед в Великой Отечественной войне. Все дальше от нас эти героические и одновременно трагические события. Что может сделать учитель, классный руководитель для того, чтобы та военная эпоха не превратилась для детей только в сухие данные статистики, чтобы современные подростки почувствовали, сделали личными переживания тысяч советских людей, выстоявших в то страшное время?

0
Куницына Ольга Витальевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 627 имени Д.Д. Лелюшенко»,
olga_kunitcina@mail.ru

В этом году наша страна отмечает 75-летие битвы под Москвой, одной из ключевых побед в Великой Отечественной войне. Все дальше от нас эти героические и одновременно трагические события. Что может сделать учитель, классный руководитель для того, чтобы та военная эпоха не превратилась для детей только в сухие данные статистики, чтобы современные подростки почувствовали, сделали личными переживания тысяч советских людей, выстоявших в то страшное время?

Задача отнюдь не простая. Одним из способов ее решения может стать совместная работа учащихся над творческо-исследовательским проектом «Юным москвичам 1941 года…». Участие в нем позволит подросткам перенестись сквозь время и представить себя школьниками 1941 года прифронтовой Москвы.

Цель: формирование у учащихся осознания сопричастности к истории России, воспитание подрастающего поколения в духе лучших отечественных традиций на основе героического прошлого нашей страны.

Задачи:

Предметные:

– углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне (исторические события, связанные с разгромом немецко-фашистских войск под Москвой);

– дать учащимся представление о жизни москвичей в первые месяцы Великой Отечественной войны (познакомить ребят с жизнью юных москвичей во время оборонительного и наступательного периодов обороны Москвы);

– познакомить учащихся со стихами, написанными в первые дни войны, песнями, посвященными обороне Москвы, искусством агитационного плаката;

– развивать интерес к научному творчеству, обучить методике и способам самостоятельного решения исследовательских задач.

Метапредметные:

– развивать умения выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи, корректировать свои действия;

– развивать навыки группового сотрудничества;

– развивать умение работать с различными источниками информации;

– развивать умения использовать современные технические средства (создание компьютерных презентаций в программе Microsoft PowerPoint, запись музыкальных произведений) для раскрытия исторического материала;

– развивать коммуникативные компетенции (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования);

– развивать презентационные умения учащихся.

Личностные:

– способствовать воспитанию патриотических чувств у подростков;

– формировать систему жизненных ценностей, основу которой должны составлять любовь к Родине и уважение к ее истории и народу;

– развивать творческие способности учащихся; развивать инициативность и самостоятельность;

– воспитывать чувство коллективизма;

– развивать готовность к самообразованию и саморазвитию учащегося;

– формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

– формировать умения самостоятельно и совместно планировать деятельность, навыки сотрудничества.

Тип проекта:

– по доминирующему виду деятельности – исследовательский, творческий;

– по предметному содержанию – межпредметный;

– по срокам выполнения – долговременный (3–4 недели);

Форма организации детей и родителей: индивидуальная и групповая работа.

Используемые методики: проектная, ИКТ, «мозговой штурм», работа в группах сменного состава.

Режим работы (организационная форма) – внеурочный.

Возраст участников: 11–13 лет.

Об организации проектной деятельности на уроке написано немало. Учителями-предметниками накоплен богатый опыт применения данной технологии в учебной деятельности, в воспитательной работе проектная методика также имеет огромные перспективы.Привлечение учащихся к выполнению проектов имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия, формированию стремления к познанию, инициативности. Ничто не заменит ребенку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процессы мышления, воображения, способствует удовлетворению эстетических потребностей. Кроме того, метод проектов предполагает деятельность, которая позволяет ребенку проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Специфика данного (т.е. творческо-исследовательского) вида проекта заключается в гармоничном сочетании 2-х начал: творческого (это собственно конечный продукт – литературно-музыкальная композиция с одноименным названием) и исследовательского, охватывающего разные сферы науки и искусства (история, литература, музыка, живопись, технология), столь необходимого на этапе подготовки.

Организация работы учащихся над проектом «Подарок ветеранам и детям войны: создание литературно-музыкальной композиции «Юным москвичам 1941 года…»

I. Подготовительный этап

Задача данного этапа: мотивировать учащихся на поисковую деятельность, мобилизовать имеющиеся в их распоряжении интеллектуальные, творческие ресурсы.

В качестве приема инициирования учебно-познавательной активности учеников можно предложить игру в ассоциации. Педагог предлагает вниманию учащихся понятие, а они записывают на доске ассоциации (это должны быть существительные), связанные с ним.

Педагог предлагает следующие слова и словосочетания (открывая их по одному): Новый год, сверстники, война, оборона Москвы.

На доске (в приложении дан флипчарт ActivInspire для организации работы в классе) фиксируются идеи ребят. После этого педагог сообщает, что тема предстоящей коллективной работы объединяет эти, на первый взгляд, мало совместимые понятия, и предлагает сформулировать ее (выбирается самый удачный вариант и фиксируется на доске).

Далее целесообразно организовать обсуждение: что знают ребята о той поре, о жизни обычных московских школьников – как они учились в осажденном городе, чем занимались в свободное время, отмечался ли в то страшное время такой светлый праздник, как Новый год и т.п. (Комментарий автора: большинство вопросов, к сожалению, вызывало искреннее удивление ребят. Это очень важный момент, когда подростки приходят к пониманию того, что история – это не только военная сводка, не только рассказ о героических деяниях, но и частная, «маленькая» жизнь обыкновенного человека, и изучать ее – не менее важно.) Прекрасно, если во время беседы учащиеся вспомнят о своих прабабушках и прадедушках, чье детство пришлось на военные годы.

После этого учитель напоминает о частых гостях школы, детях войны и ветеранах, и предлагает устроить им небольшой сюрприз, создать литературно-музыкальную композицию, посвященную обыкновенным школьникам 1941 года, в героях которой пожилые люди смогли бы узнать себя. (Комментарий автора: поданное таким образом предложение воспринимается подростками не как «очередная обязанность и нагрузка», а как «отличная идея, которую иногда может подарить взрослый».)

Учитель дает понятие литературно-музыкальной композиции.

«Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя» [3].

После этого начинается второй этап работы над проектом.

II. Этап планирования

Учащиеся понимают: чтобы создать конечный продукт, литературно-музыкальную композицию, необходима большая исследовательская работа, которая предполагает:

– определение структуры и содержания проектного продукта;

– определение источников необходимой информации;

– определение способов сбора и анализа информации;

– распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Самым продуктивным на данном этапе представляется метод «мозгового штурма»: чтобы работа была эффективнее, можно разделить класс на группы. (Комментарий педагога: помните о главном правиле «брейнсторма» – принимать абсолютно все предложения без критики, иногда «безумные» идеи способны реализоваться. Например, у нас кто-то подал идею о том, что один из пионеров должен сыграть на баяне. В моем классе есть ребята, играющие на флейте, фортепиано, виолончели, но не на баяне… В итоге на сцене был такой пионер. Один из учеников научился играть на этом инструменте, и даже «ученическую» игру сумели обыграть – пальцы с мороза не слушались.)

После этого проходит коллективное обсуждение, в итоге выбираются наиболее приемлемые и интересные варианты. В нашем случае результаты получились следующие.

Содержательный компонент проектного продукта

Предмет исследования: жизнь московских школьников накануне 1942 года (после начала наступательной операции Красной армии).

Направления исследовательской работы:

1. «Военная хроника»

Проблемный вопрос: что происходило на фронтах в 20-х числах 1941 года?

2. «Оборона Москвы жителями города»

Проблемный вопрос: какое участие принимали школьники в защите родного города?

3. «Жизнь наших сверстников в 1941 году»

Проблемный вопрос: как были организованы школьная жизнь и досуг детей в Москве в 1941 году?

4. «Искусство и война»

Проблемный вопрос: какое отражение нашли военные события в искусстве 1941 года?

5. «Празднование Нового года»

Проблемный вопрос: как наши прабабушки и прадедушки встречали Новый год во время войны? (Комментарий педагога: в моем классе родилась идея выяснить, какими игрушками украшали новогоднюю елку. А позже этот живой интерес перерос в желание свои руками «воспроизвести» игрушки той поры. Мои ученики делали игрушки из обычных лампочек, раскрашивая их, делая аппликации, а позже, во время концерта, их подарили гостям – детям войны и ветеранам Великой Отечественной войны.)

Способы сбора необходимой информации и источники:

– посещение тематической экспозиции музея (комментарий педагога: мой класс посетил «Музей обороны Москвы», где мы увидели не только подлинные документы, оружие, вещи защитников Москвы, но и воссозданную обстановку московской квартиры военной поры, почувствовали благодаря этому атмосферу той эпохи, услышали проникновенный рассказ экскурсовода);

работа с разными источниками информации (документальная проза, художественная литература, интернет-ресурсы, документальные фильмы);

интервьюирование родных, свидетелей той поры;

работа с домашними архивами.

Данный этап заканчивается созданием рабочих групп по направлениям («литераторы», «историки», «культурологи», «художники», «мастеровые» и т.п.). Важно, чтобы каждый ученик нашел себе дело по душе. Не стоит переживать, если состав рабочих групп при этом окажется неравномерным: на следующем этапе опытный педагог сумеет заинтересовать подростков «непопулярным» направлением. Ученик может принимать участие в работе нескольких групп.

III. Этап осуществления деятельности

На данном этапе идет самостоятельная работа групп по сбору и анализу информации, представление промежуточных итогов. Результаты могут быть представлены в разной форме.

Формы представления результатов мини-исследования:

– компьютерная презентация;

– устное сообщение;

– доклад;

– стендовый доклад;

– мастер-класс;

–  выставка эскизов и т.п.

Следует особо отметить, что именно на данном этапе появилась идея сопровождающего семейного проекта «Память сердца»: его задачей стало восстановление и сохранение воспоминаний родственников учащихся, чье детство в Москве пришлось на 1941–1945 годы.

На этом же этапе осуществляется и творческая часть реализации проекта: написание сценария с опорой на собранный рабочими группами материал, репетиционный процесс, подготовка декораций и т.п. (Комментарий педагога: конечно, на этом этапе важна роль классного руководителя, потому что ответственность велика – подарить праздник людям, приблизившим великую победу.)

IV. Презентация проекта

Представление литературно-музыкальной композиции широкой аудитории

V. Рефлексия

Этот этап обязателен при организации любого проекта. Подведение итогов должно проходить в дружеской атмосфере, ведь все ученики класса выступали соавторами конечного продукта, и все удачи и неудачи (если они были) должны разделить вместе. Критика должна быть конструктивной, похвала и восторг аргументированными.

Список источников и литературы:

1. Битва за Москву. (4 DVD.) Режиссер: Ю.Озеров, 1985 г.
2. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти томах. Т.2 Битва за Москву/ Сост. В. Кочетков. М.: Современник, 1984.
3. Литературно-музыкальная композиция // opredelim.com. [Электронный ресурс]. URL: http://opredelim.com/Литературно_-_музыкальная композиция (дата обращения: 16.09.2016).
4. Московская битва в хронике фактов и событий. М.: Воениздат, 2004.
5. Московские школы во время войны. [Электронный ресурс]. URL: http://prosvpress.livejournal.com/55282.html (дата обращения: 16.09.2016).
6. Оборона Москвы. Документальный фильм. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://enter.az/ru/film/4726/oborona-moskvi-2010/ (дата обращения: 16.09.2016).
7. Стихотворения В. Лебедева-Кумача. [Электронный ресурс]. URL: http://rupoem.ru/lebedevkumach/all.aspx(дата обращения: 16.09.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.