Рубрики
Дошкольное образование

Интерактивные игровые программы для детей дошкольного возраста

Ярким примером эффективного использования ресурсов образовательного учреждения для создания эмоционально-окрашенной предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО является создание интерактивных игровых программ для детей дошкольного возраста.

0
Черемисина Светлана Викторовна,
старший воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
1359do7@mail.ru
Маслянкина Галина Алексеевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Провоторова Татьяна Николаевна,
инструктор по физической культуре
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»

Ярким примером эффективного использования ресурсов образовательного учреждения для создания эмоционально-окрашенной предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО является создание интерактивных игровых программ для детей дошкольного возраста.

Опыт нашего дошкольного отделения показал, что интерактивные игровые технологии максимально обеспечивают межличностное образовательное общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса, в результате которых происходит развитие индивидуальности каждого участника и воспитание его личности.

В ходе игровых программы происходит тесное взаимодействие детей и педагогов друг с другом; дети погружаются в «виртуальный мир», где могут пообщаться с героями сказок (помогают героям, пробуют свои силы в играх и творчестве), а герои (воспитатели и специалисты) в ненавязчивой игровой форме продолжают образовательный процесс.

В процессе организации интерактивной игры наши педагоги уделяют внимание следующим условиям и компонентам, напрямую влияющим на эффективность использования технологии:

– игровой сюжет, мотивирующий всех участников игры на взаимодействие;

– разнообразие форм, эмоциональная окрашенность и образовательная составляющая предлагаемых игровых заданий;

– включенность каждого участника с целью достижения коллективного и личного результата;

– возможность самостоятельного активного действия каждого участника, вариативность заданий, создание «ситуации успеха» у каждого игрока;

– доступность заданий (использование имеющегося опыта), их дифференциация (различность опыта), постепенное усложнение игровых заданий (формирование новых знаний и умений);

– результат игры должен зависеть от коллективных и личных усилий и вклада участников игровой программы;

– эффективное использование материально-технических ресурсов и предметно-развивающей среды всего дошкольного отделения (здания и прилегающей территории).

Учет и продуманность компонентов интерактивной образовательной игры позволяют нам организовать эффективное взаимодействие и познавательное общение участников, в результате которого создаются необходимые условия для формирования у детей коммуникативных компетенций, «ситуации успеха» у каждого ребенка, взаимообогащение эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной сфер участников в процессе выполняемой деятельности.

Необходимо отметить, что в нашем образовательном комплексе постоянными участниками игровых программ являются воспитанники и педагоги другого дошкольного здания (взаимодействие «по горизонтали»). Также игровые программы часто дополняются участием школьников (взаимодействие «по вертикали»).

Предлагаем вниманию педагогов авторские разработки интерактивных игр, целью которых является приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование социальной и коммуникативной компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Фотография 1

Интерактивная игровая программа «По-щучьему велению!»

Действующие лица: Емеля, Щука, Стрельцы – 2, Царь, Помощник Царя – шут, Нянюшка, Несмеяна, Воевода, Мастерица.

Место проведения: вся территория дошкольного отделения.

Оборудование: костюмы героев, 4 ведра, макет щуки, 2 коромысла, удочка на магните с рыбками; карточки с иллюстрациями рыб; пластмассовые шары и 2 корзины; бумажные салфетки, аптечные пипетки, клубочки, городки, мячи для метания; площадка по правилам дорожного движения со знаками, светофор, 2 самоката; коробки с цветными мелками.

Предварительная работа: территория разбита на маршруты и оформлены 8 маршрутов, на каждый отводиться 5–7 минут, чтобы каждый играющий из группы выполняет по одному разу задание. Можно за выполнение задания давать фишку, которая будет обмениваться на сюрпризный подарок в конце игры.

Ход мероприятия

Дети под музыку выстраиваются в круг (фонограмма плясовой русской песни).

На площадку выходит Емеля, сопровождает его охрана из Стрельцов-Молодцов и Воеводы. У Емели 2 ведра и коромысло. Внутри одного ведра лежит щука, и стоит банка с водой, чтоб вовремя «ловли» можно было обрызгать детей. Щука прикреплена к леске, рядом стоящий потихоньку выдергивает щуку и шевелит ею (голос щуки – фонограмма).

Фотография 2

Емеля: Здравствуйте, дети и взрослые! Будет у нас сегодня веселая игра. Вытаскивает из ведра щуку.

Появляется щука (игрушка) из ведра, спрашивает: Что изволишь, Емеля?

Емеля: По щучьему велению, по моему хотению превратись, ты, Щука, в Красавицу-девицу и исполни мои желания.

Кладет щуку за веранду и оттуда под музыку появляется Красавица-девица Щука.

Щука: Что же ты хочешь?

Емеля: Хочу веселиться!!! Зови всех героев нашей сказки

Щука: Будь по-твоему. Пусть будет праздник!

Емеля: Хочу веселиться!!!

Бежит Царь и горюет.

Царь: Что мне делать, как мне быть с моей дочкой Несмеяной? Где Нянюшка? Опять дочка плачет!!!

Нянюшка ведет плачущую Несмеяну.

Царь и Нянюшка: Дети, помогите развеселить мою дочь, ведь у вас праздник.

Стрельцы и Воевода подходят к Царю и говорят: Мы поможем развеселить твою дочь, в этом нам помогут дети и все герои сказки.

Щука-девица (раздает каждой группе табличку с маршрутом, по которому педагог ведет детей): Мы вам раздаем карточки с заданиями сказочных героев, которые вы должны выполнить. И надеемся, что Несмеяна развеселиться.

Каждый маршрут выполняется определенное время, и по сигналу все меняются.

Маршруты

1 маршрут

Щука предлагает игру «Море волнуется раз, море волнуется два»: Поймай рыбку, и назови (использование удочек с магнитами и рыбок-картинок).

2 маршрут

Стрелец-молодец (игра – метание в цель (волейбольная корзина)). Группа детей делиться на две подгруппы. Соревнование: кто больше забьет в корзину.

3 маршрут

Стрелец-молодец (игра «Городки»).

4 маршрут

Нянюшка (игра-соревнование «Смотай клубок»): соревнование между участниками группы; каждый участник сматывает веревку в клубок).

Остальные дети соревнуются в произнесении скороговорок:

1. Сколько ни рассмеивали

Нерассмеянную Несмеяну,

Никто Несмеяну не рассмешил.

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. Прыгают на языке скороговорки

Как караси на сковородке.

4. Варвара варила, варила

Да и не выварила.

5. Лапти лыковые, лыки липовые.

6. Не жалела мама мыло,

Мама Милу мыла мылом.

Мила мыло не любила.

Мыло Мила уронила.

5 маршрут

Несмеяна (игра «Вылей слезы»). Нужно освободить емкости от слез Несмеяны в противоположные емкости (4 таза, в двух мячи из сухого бассейна). Группа детей делится на подгруппы. Из одного ведра дети миской набирают мелкие мячи, несут в другое ведро (так до последнего соревнующего).

6 маршрут

Емеля («Принеси воды на коромысле»): перенеси ведра с водой на коромысле, вылей в емкость, в ведрах мелкие шары).

7 маршрут

Мастерица-рукодельница («Вышивание платочка слезами»): Дети, чтобы Несмеяна могла собирать слезы в красивые платочки, мы с вами их распишем. Но не обычным способом, сказочным.

У каждого ребенка на столе разложена бумажная салфетка и в руках пипетка. Они набирают в пипетку на выбор краску и капают на салфетку, создавая композицию орнамента.

8 маршрут

Воевода («Дорога к нам в гости!»: площадка по ПДД, с плакатами и светофорами): Отгадай знак, тогда пройдешь дальше.

Воевода предлагает детям викторину на знание ПДД (задания составляются в соответствии с возрастными группами участников). Также предлагается рассмотреть знаки дорожного движения, назвать их и применить на макете-планшете.

В конце игры дети собираются на спортивной площадке. Каждая группа детей дарит Несмеяне свой «Вышитый платочек».

Несмеяна: Ребята, вы мне подарили столько много платочков, что мне расхотелось плакать. Я украшу ими свою светелку, и они мне будут напоминать, что надо быть всегда веселой, приветливой и радоваться всему на свете. А я вам в подарок дарю свои застывшие слезы. Они превратились в разноцветные мелки. Вы будете рисовать красивые и радостные картинки.

Звучит веселая музыка. Все сказочные герои, дети и педагоги пляшут. Движения показывает Царь-Батюшка. Затем дети берут мелки и идут рисовать рисунки на асфальте.

Интерактивная игровая программа «Осенняя ярмарка»

Действующие лица: Скоморохи, Марьюшка, Тетушка-Хавроньюшка, ведущие конкурсов и аттракционов.

Место проведенияспортивная площадка.

На спортивной площадке расставлено оборудование, рядом с площадкой размещены торговые ряды со сладостями для участников соревнований. Звучит веселая русская музыка. Скоморохи и Марьюшка зазывают гостей на ярмарку.

Оборудование: 2 тазика и мячики для сбора; повязки для глаз; обручи; мел; шарады и кроссворды; доски и наборы шашек; 2 веретена; мячи для метания в цель; набор городков; музыкальный центр; ширма для кукольного театра; стол для косметики; мольберты для табличек и таблички с названием маршрута; карточка для каждой группы с указанием маршрута; разные виды костюмов для ведущих маршрутов, призовые жетоны.

Предварительная работа: праздник проводится в осенний солнечный день. Территория предварительно готовится: намечены мишени, развернуто оборудование.

Фотография 3

Ход мероприятия

Скоморохи под музыкальное сопровождение зазывают всех на площадку.

1-й скоморох: Сюда! Сюда! Все приглашаются,

Скоро наше представление начинается!

Стой, прохожий, остановись!

На нашего петрушку подивись.

Всем, всем продаем,

По дешевке отдаем,

Всем сюда, всем.

2-й скоморох: Сюда, Здесь распродажа, как всегда!

Граждане и гражданочки,

Обратите вы на нас внимание,

На наши усиленные старания,

Привезли товару дешевого,

Ценой доступного и грошового,

Не товар, а сущий клад,

Забирай нарасхват!

Марьюшка: Ну, что за товар!

И тот хорош,

И другой хорош!

Выбирай, который хошь!

Глядите не моргайте,

Рты не разевайте,

Ворон не считайте!

Подешевле покупайте!

Тетушка-Хавроньюшка: Вот сахарны баранки,

Баранки, баранки,

Баранки, баранки!

Конфеты, леденцы,

Покупайте, молодцы!

Ведущий и скоморохи поочередно призывают участвовать в ярмарке. Выходят все участники представления, ведущие каждого аттракциона и торговцы-лотошники, подключаются желающие родители, радеющие за свой класс и группу. Каждая точка проведения отмечена плакатом с названием этапа.

Ярмарка проводится по определенному маршруту. Каждый аттракцион обозначен цифрой. Всего у нас получилось по количеству групп и классов (можно увеличивать или уменьшать маршрут зависимости от количества детей и групп). В начале маршрута каждому педагогу выдается карточка, на которой проставлены цифры в определенном порядке.

Например: 5–6–7–8–1–2–3–4 или в другой последовательности. Это номера аттракционов, в которых должны участвовать дети. По сигналу все участники ярмарки проходят свой маршрут. Смена маршрута или аттракциона объявляется ведущим ярмарки, группы меняются каждый по своей заданной схеме. Участники, удачно выступившие на маршруте, идут к торговым рядам, где отовариваются на призовые жетоны. В торговых рядах участники «торговли» родители, которые сами вместе с детьми испекли и приготовили угощения.

Этапы маршрута

Основные задания

Индивидуальная работа с детьми

с ОВЗ

1. Ясновидящие

Детям предлагается завязать глаза, взять в руки тазик, присесть на корточки и на ощупь собрать мячи, кто больше и быстрее выполнит, тот и победитель – получает призовой жетон.

Дети на ощупь узнают предметы в тазике с песком.

2. Танец живота

Участники пролезают в обруч и крутят его на теле по мере возможности. Кто ловчее и дольше прокрутил, тот получает призовой жетон.

Задание выполняется с учётом индивидуальных особенностей детей. Можно предложить детям покрутить маленький обруч на руке.

3. Петушиный бой

Развивает ловкость, настойчивость. На земле рисуется круг. В кругу пара сражающихся петухов. Они начинают прыгать каждый на одной ноге, пытаясь всеми способами вытолкнуть соперника за границу круга (перестать прыгать нельзя, иначе зачитывается поражение). Побеждает тот, кому это удалось. Затем в круг вступает следующая пара. Сражение петухов можно организовать по кубковой системе или по принципу – следующий участник сражается с победителем.

Дети «сражаются» надутыми длинными воздушными шариками.

4. Гадалки

В шатре ждут гадалки, которые предлагают детям логические и развлекательные шарады. Активным и результативным детям выдают призовые жетоны.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей.

5. Эрудиты

Скучно было во дворе

Ранним утром детворе.

Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре участвует доска,

Фишки – черная и белая.

Хочу задание вам дать:

Игры название угадать! (Шашки)

На столах растравлены доски с шашками. У каждого игрока 12 шашек, которые расставлены по чёрным полям на доске. Играют на победителя.

Дети ставятся в пару с равным по силам соперником.

6. Веретено

4 участника должны смотать веретено, чье веретено окажется больше, тот и победитель.

Дети ставятся в пару с равным по силам соперником.

7. Меткий стрелок

Игра развивает ловкость и смелость. Дети забрасывают мячи в мишень. Участник, которому удается большее количество раз попасть в цель, –  победитель.

Мишень располагается на более близком и низком расстоянии от детей.

8. Городки

Эта старинная русская игра привлекает своей удалью, остротой борьбы, необходимостью проявлять глазомер, силу. Требуется набор городков. Размеры городошной площадки могут быть разнообразными – она может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от возраста играющих. Фигура считается разрушенной, если изменит положение хотя бы один из составляющих её городков.

Фигуры располагаются на более близком и низком расстоянии от детей.

Дополнительные развлечения для всех участников Ярмарки

9. Музыкальная поляна – желающие исполняют песни под баян, исполнители в русских народных костюмах.

10. Салон красоты

Мастера гримом расписывают лица детей.

11. Театр для малышей

На площадке беседки установлена ширма для кукольного театра. Предлагается театрализованное представление русской народной сказки «Пых».

Фотография 4

Фотография 5

Участников угощают чаем из самовара. Под музыкальное сопровождение баяниста исполняются частушки и прибаутки, желающие танцуют.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.