Рубрики
Управление

Сущность профессионального развития педагогов образовательных организаций

На современном этапе развития общества система российского образования находится на стадии существенных изменений, которые связаны со сменой модели историко-культурного развития. Однако независимо от направленности и продолжительности образовательных реформ центральной фигурой при их реализации является школьный учитель. Успешность реализации на практике нововведений в школе, соответствующих современным требованиям общества, зависит именно от педагога, который должен обладать необходимым уровнем профессионализма и профессионального развития для реализации стоящих перед ним задач.

0
Антонов Николай Викторович,
старший методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
antonovnv@mosmetod.ru

На современном этапе развития общества система российского образования находится на стадии существенных изменений, которые связаны со сменой модели историко-культурного развития. Однако независимо от направленности и продолжительности образовательных реформ центральной фигурой при их реализации является школьный учитель. Успешность реализации на практике нововведений в школе, соответствующих современным требованиям общества, зависит именно от педагога, который должен обладать необходимым уровнем профессионализма и профессионального развития для реализации стоящих перед ним задач.

Теоретико-методологический анализ понятия «профессиональное развитие» требует рассмотрения самого термина «развитие».

В «Большом энциклопедическом словаре» под развитием понимается закономерное, направленное изменение, в результате которого появляется «новое качественное состояние объекта – его состава или структуры» [1].

Психологическая трактовка понятия «развития» концентрируется на изменении личности человека. Так, в «Кратком психологическом словаре» развитие – это «процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате социализации» [2].

Нас интересуют педагогический взгляд на трактовку понятия «развитие». Ряд авторов развитие трактуют как объективный процесс внутреннего качественного и количественного последовательного изменения духовных и физических сил человека под влиянием неуправляемых и управляемых, природных и социальных, внутренних и внешних. Следует отметить, что в педагогических исследованиях также подчеркивается значимость влияния внутренних противоречий на процесс развития самоорганизующихся, сложных систем, а в конечном итоге на саморазвитие.

Развитие в целом трактуется в педагогике и как изменение, которое представляет собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему, а также как «процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений».

Таким образом, обобщая все рассмотренные подходы к определению понятия «развитие», мы считаем целесообразным понимать под ним целенаправленный или спонтанный процесс, направленный на качественное и количественное изменение свойств, характеристик, параметров, показателей системы. Применительно к личностному развитию следует говорить об изменении таких свойств личности как накопленный опыт, психические процессы, характер, способности, самосознание, мировоззрение, «Я-концепции», личностных качеств и характеристик и т.д.

Дальнейший анализ понятия «профессиональное развитие» предполагает рассмотрение и такого термина как «профессия».

В научной литературе данный термин трактуется, исходя из внешней и внутренней направленности профессиональной деятельности. Так, одни авторы отмечают, что профессия является системой профессиональных видов, форм, задач профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, которые могут обеспечить удовлетворенность потребностей общества в определенном продукте или результате. Другие исследователи отмечают, что профессия – это занятие, которое требует специальной подготовки человека, приложения его физических и духовных сил и дает возможность получения для него источников средств для существования, а также позволяет объединить людей общим профессиональным сознанием и видом деятельности и т.д. [3]

Таким образом, профессия является такой формой деятельности, которая обладает собственной целью, имеет определенные средства, нормы, собственный продукт, детерминирована социальной функцией и обусловлена мотивами и личностными особенностями и характеристиками личности.

Возвращаясь непосредственно к анализу понятия «профессиональное развитие», следует отметить, что его применение часто используется в литературе по менеджменту и управлению персоналом. В связи с этим трактовка этого понятия направлена на анализ профессионального развития как процесса формирования личности, приобретения работниками новых знаний, умений и навыков, развития качественных характеристик персонала (одаренности (интеллекта, реакции и т.д.), социальных потребностей к контактам, управлению конфликтами и т.д., художественных, аналитических и других способностей, мотивации, свойств личности (характера, воли, способностей) с целью подготовки сотрудника к выполнению определенных новых производственных задач, возникающих в условиях развития компании, реализации ее тактических и стратегических планов и целей.

Важно отметить, что в менеджменте профессиональное развитие  представляется целенаправленным систематическим процессом, совокупностью мероприятий, которые направлены на повышение квалификации работников в процессе всей его профессиональной жизнедеятельности [4].

Таким образом, в менеджменте процесс профессионального развития, так или иначе, связан с жизнедеятельностью конкретной организации. Субъектами управления профессиональным развитием в этом случае выступает высшее руководство, функциональные и линейные менеджеры, специалисты службы управления персоналом, а объектом – сам персонал, т.е. те люди, на кого направлено управленческое воздействие. Персонал также может выступать и в роли субъекта управления профессиональным развитием в случае, когда они занимаются самообучением, саморазвитием.

Применительно к педагогике объектом исследования ученых является анализ профессионального развития педагога.

Профессиональное развитие личности в «Словаре по педагогике» понимается как «рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии».

В целом, обобщая изложенные подходы к определению понятия «профессиональное развитие», следует понимать под ним процесс активного преобразования личностью своего внутреннего мира, формирования и развития профессионально значимых в педагогической деятельности знаний, умений и навыков, способностей и качеств личности, которые способствуют успешной творческой самореализации педагога в его профессиональной деятельности в условиях работы в конкретной общеобразовательной организации.

В настоящее время анализ сущности понятия «профессиональное развитие педагога» осуществляется в научной литературе в рамках целого ряда подходов.

Так, представители личностно-деятельностного подхода в своих работах ориентируются на выделение профессионально важных качеств педагога как субъекта педагогической деятельности. К ним относятся педагогические, объединяя их общим понятием «профессионально значимые качества педагога». Работы этих и других авторов позволяют создать профессиональный портрет педагога и определить направления его профессионального развития.

В рамках системомыследеятельностного подхода профессиональный труд учителя рассматривается как полифункциональная, полипредметная, полиструктурная система, которая включает в себя не только педагогическую, но и управленческую, проектную, исследовательскую, методическую деятельность [5]. В исследованиях этих авторов характеристика профессионального развития педагога осуществляется через рассмотрение таких понятий как «профессиональная квалификация», под которой понимается организационно-деятельностная компетентность, т.е. способность выполнять и квалифицировать свою деятельность.

Представители деятельностного подхода рассматривают профессиональную деятельность как решающее условие, средство, основу профессионального развития педагога, достижение им высшего уровня педагогической деятельности и самореализации [6]. При этом подчеркивается, что важным условием результативности и продуктивности профессиональной педагогической деятельности является творческий уровень ее осуществления.

В рамках комплексного в основе профессионального развития рассматривают такие его компоненты как самоактуализационный, процессуально-технологический, индивидуально-личностный. Работы в этом направлении ориентированы на изучение самоактуализации как основы профессионального развития учителя.

 В системно-структурном подходе профессиональное развитие представлено в виде совокупности взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов, которые определяются исходя из некоего эталона индивидуальных, социальных, профессиональных достижений педагога, профессиограмм и проспектограмм педагогического работника. Профессиональное развитие педагога определяется в системно-структурном подходе в характеристиках профессиональных ценностей, мотивов деятельности учителя, развития у него профессионально важных личностно-деловых качеств, профессиональной компетентности, профессионализма, которые подлежат целенаправленному, специально организованному развитию и саморазвитию [7].

Аксиологический аспект рассмотрения понятия профессионального развития акцентирует внимание на смысловой, ценностной основе содержания этого понятия, роли личностных, общечеловеческих, профессионально-ценностных ориентаций в профессиональном становлении учителя (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, В.А. Сластенин, П.Г. Щедровицкий и др.). В частности, С.И. Маслов и Т.А. Маслова выделяют гуманистические ценности педагогической деятельности (ученик, детство, индивидуальность и уникальность личности, развитие и самореализация ученика); профессионально-нравственные ценности (добро, сострадание, милосердие, мир, искренность, верность, профессиональный долг, свобода, вера, доверие, справедливость, патриотизм, обязательность, профессиональная честь и достоинство); ценность творческой самореализации (совершенствование профессионально-творческих способностей, преподаваемый учебный предмет, постоянное самосовершенствование педагога); интеллектуальные ценности (истина, профессиональные знания, творчество, познание, свободный доступ к информации); социальные ценности (профессионально-педагогическое общение, профессионально-педагогическая корпоративность, соборность, традиции, семья, любовь и привязанность к детям); эстетические ценности (красота, гармония).

В рамках личностного подхода профессиональное развитие педагога рассматривается с позиции анализа таких личностных качеств педагога как индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации, смысловые образования, целеустремленность, ответственность, эмпатия, коммуникативность и т.д. Конструирование и осуществление процесса профессионального развития педагога обозначает ориентацию на его личность как субъект, цель, ценность, главный критерий эффективности и результата. Педагог как личность и субъект педагогической деятельности самостоятельно определяет для себя приоритеты самовыражения и саморазвития, делая выбор в пользу профессионального роста (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.).

Анализ сущности профессионального развития в гуманистическом и субъектном подходах предполагает анализ обусловленности профессионального роста педагога его потребностью в самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) и понимания личности педагога в виде субъекта, центра организации субъектности и бытия, которая проявляется в потребности  и способности учителя через активность постоянно самосовершенствоваться, самореализовываться, достигать высшего оптимального уровня профессионального роста (В.А. Петровский).

Таким образом, профессиональное развитие во всех выше перечисленных подходах, так или иначе, ориентировано на анализ развития личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии, на процесс профессиональной адаптации и профессионального роста педагога, стимулирование его творческой педагогической деятельности. Другими словами, профессиональное развитие должно рассматриваться в тесной связи с развитием личностных качеств, черт характера, которые лежат в основе профессиональной педагогической деятельности, что предполагает в дальнейшем анализ личности педагога, его профессионально важных знаний, умений, навыков, способностей и качеств, которые, с одной стороны, определяют эффективность педагогической деятельности и развития учителя, а с другой – являются тем объектом, на которое направлено  организованное воздействие процесса профессионального развития [8].

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь[Текст]/ Под ред. A.M. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1993.
2. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития[Текст]/ А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
3. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности[текст]/ Е.М. Иванова. М.: ПЕР СЭ, 2006.
4. Краткий психологический словарь [Текст]/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
5. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]: учеб. пособие/ В.А. Крутецкий. М.: ВЛАДОС, 1992.
6. Литвиненко Т.В. Развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования [Текст]: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.08/ Литвиненко Татьяна Викторовна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т]. Омск, 2010.
7. Толстоухова Н.С. Развитие акмеологической культуры педагога дополнительного образования [Текст]: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13/ Нина Серафимовна Толстоухова. Тамбов, 2006.
8. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами: Модуль IV[Текст]/ В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. М.: Дело, 2004.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.