Рубрики
Литература

Вводные уроки литературы в 5–7 классах

Свиридова Анастасия Анатольевна,
учитель литературы
ОАНО г. Москвы школы «Ника»,
nastya_lytkina@mail.ru

 

1 сентября для каждого учителя – не просто дата. Это очередной рубеж, который нужно перейти, очередная ступень непростой лестницы познания мира, по которой шаг за шагом будем подниматься целый год со своими учениками. Уроки в этот день – самые важные, самые трудные и волнительные.

Как сделать первые уроки продуктивными, не превратив их в размытый абстрактный разговор?

Предлагаю несколько идей, позволяющих достаточно эффективно и насыщенно провести первые уроки в 5–7 классах, узнать о читательских пристрастиях и опыте учеников, определить уровень их навыков осознанного чтения, а заодно провести повторение основных теоретических понятий. Условная тема беседы: «Автор и читатель».

На этапе мотивации, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе, можно предложить несколько проблемных вопросов. Основная задача этого этапа работы – вызвать личную заинтересованность предложенной темой, пробудить желание поделиться своим читательским опытом.

Примерные вопросы:

1. Какие книги вы любите читать?

2. Как нужно читать, чтобы понять книгу, увлечься ею?

3. Что такое читательский дневник, и зачем он нужен?

4. Зачем делают закладки в книге?

5. Можно ли делать заметки в книге на полях?

6. Можете ли назвать книгу из летнего чтения, которая захватила вас и увлекла? Подумайте, почему именно эта книга вас заинтересовала?

Последний из вопросов направлен на рефлексию, дает возможность проанализировать свои читательские пристрастия. Этот вопрос – своеобразная цепочка к следующему этапу работы, который связан с обучением структурированному мышлению.

Предлагаем заполнить в таблице свои выводы и впечатления по понравившейся книге.

Автор и название произведения

О чем книга?

Над какими вопросами помогает задуматься книга?

Почему мне понравилась (не понравилась) книга? Мои рекомендации будущим читателям и оценки.

 

Подобную таблицу я прилагаю к списку летнего чтения в своих классах. Это позволяет проверить и количество прочитанных за лето книг, и качество чтения и осмысления прочитанного материала. Кроме того, работа с таблицей позволяет решить еще одну важную задачу, стоящую перед учителем-словесником: сформировать навыки определения темы и выделения основной проблемы художественного текста. Отвечая на вопрос «О чем книга?», ребята учатся определять круг основных тем произведения. А графа «О чем помогает задуматься книга?» концентрирует внимание на проблематике произведения. Так, постепенно, шаг за шагом начинаем готовиться к ЕГЭ по русскому языку, где при работе с текстом потребуется выделить основную тему текста, определить авторскую мысль, сформулировать затронутую проблему.

Перед началом индивидуальной работы заполняем таблицу вместе, обсуждаем версии, коротко формулируем выводы.

Заполняя таблицу, делаем важные разъяснения и ставим перед детьми четкие задачи.

Автор и название произведения

О чем книга?

О каких вопросах позволяет задуматься произведение?

Почему мне понравилось (не понравилось) произведение? Мои рекомендации будущим читателям.

 

Обращаем внимание ребят, что здесь важно ответить на вопрос «о чем», а не «о ком» книга (определяем тему, а не героев) и доказать свою мысль.

 

Здесь важно сформулировать общечеловеческий вопрос, касающийся всех людей или жизни в целом, а не задавать вопросы по тексту или о герое произведения.

При заполнении этой графы необходимо разъяснить, что задача – не просто выразить свое впечатление, а попытаться объяснить это. Поэтому следует обратить внимание, что или кто в книге может заинтересовать читателя, вызвать эмоциональную реакцию:

– герои;

– события;

– тема;

– вопросы, поставленные автором;

– мысли автора, его ответы на поставленные вопросы.

 

Вот, что получилось у нас в результате обсуждения. В 3-х классах одной параллели дети выбрали для работы по таблице разные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Колобок». Отмечу, что обсуждение тем, вопросов, рекомендаций и оценок по этим сказкам вызвало множество споров и интересных версий.

Автор и название

О чем книга?

Над какими вопросами позволяет задуматься?

Свои впечатления и оценки

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка о жадности, потому что главная героиня хотела всегда больше, чем ей было предложено.

Сказка о долготерпении, так как старик всегда выполнял приказания старухи, хотя ему было стыдно за нее перед рыбкой.

В сказке поставлен вопрос: «К чему приводит жадность?»

Вопрос, над которым задумываешься: «Стоит ли человеку выполнять глупые  прихоти другого?»

Сказка понравилась поучительным финалом. Интересны герои сказки.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Сказка о любви и верности, так как главные герои были преданы друг другу. Королевич Елисей искал царевну, не отказывался от поиска. Царевна хранила ему верность.

Сказка о том, что все к тебе возвращается: добро, зло. Злая царица умерла от своей злости, а доброта спасла царевну.

Сказка о зависти, потому что царица завидовала чужой красоте и поэтому совершала зло.

Вопросы, поставленные в сказке:

– «Что такое настоящая любовь?»;

– «К чему приводит зависть?»;

– «Как устроена жизнь?» (Какой принцип действует в жизни).

Сказка понравилась тем, что в ней много вопросов для размышления.

Русская народная сказка «Колобок»

Сказка о хвастовстве, потому что главный герой – Колобок хвастался перед всеми зверями тем, какой он хитрый.

Сказка о дерзости, так как Колобок всем бросает вызов.

Сказка о хитрости, так как Колобок считал себя самым находчивым, а лиса оказалась намного хитрее.

Сказка позволяет задуматься о том, к чему приводит хвастовство.

Что такое настоящая хитрость?

Сказка «Колобок» может понравиться непредсказуемым финалом, смешными героями.

Сказка может не понравиться, потому что читатель любит книги о волшебстве, а здесь этой темы нет.

 

После объяснения задач и необходимых разъяснений предлагаем индивидуальную работу по таблице. Далее слушаем выступления 2–3 учеников, обсуждаем результаты. В ходе обсуждения будем повторять и закреплять ( или постепенно вводить в 5 классах) основные теоретические понятия: литературный герой, тема, событие, сюжет.

Работа с подобной таблицей учит кратко и ясно излагать свои мысли, структурировать изложение.

Вот несколько примеров детских работ (скорректированных с точки зрения речевых и стилистических норм).

Автор и название

О чем книга на ваш взгляд?

Над какими вопросами размышляет автор?

Что понравилось и почему? Рекомендации.

Стивенсон «Волшебная бутылка»

Книга о любви и верности, потому что главные герои Кеаве и Кокуа были готовы пожертвовать собой и своей душой ради любимого человека.

Автор размышляет о том, что такое настоящая любовь.

Какие искушения готовит нечистый дух?

Какой выбор есть у каждого человека?

Можно ли за самое заветное желание продать душу?

В рассказе Стивенсона мне понравился интересный сюжет. События быстро сменяются, Кеаве то мечтает избавиться от бутылки, то снова ищет ее по всему свету. Интересна мысль, что за исполнение желания всегда ждет расплата, и надо хорошо подумать, прежде чем что-то желать.

Януш Корчак «Король Матиуш Первый»

Книга о том, как трудно быть хорошим королем. Сначала Матиуш мечтал только о славе и о том, как его будут приветствовать подданные после победы над врагами, но постепенно мальчик понял, что нужно много трудиться, много знать и уметь, чтобы управлять страной.

В книге много интересных вопросов.

Могут ли дети править государством и создавать законы? Почему совершаются войны? Что будет, если дети перестанут слушаться взрослых? Что такое настоящая дружба?

В этом произведении мне понравились приключения Матиуша на войне и во время его путешествий к Бум-Друму. В книге очень интересный сюжет, много увлекательных событий: и войны, и путешествия, и реформы. Мой любимый герой – Дерек. Он смелый и отважный, всегда может придумать что-нибудь интересное.

Книга понравится мальчикам, так как главные герои –  мальчишки, а все мальчики мечтают об одном и том же.

Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Книга о настоящей дружбе. Главный герой Бруно ради своего друга нарушает запреты  и попадает в концлагерь. Правда он думает, что там его ожидают приключения и не понимает, что на самом деле происходит и что их со Шмуэлем ждет смерть в газовой камере.

На что можно пойти ради друга? Книга позволяет подумать о том, каким должен быть настоящий друг, и что такое предательство. Что такое подвиг? Что такое нацизм?

Книга интересная, но очень грустная. Особенно страшно в конце, когда мальчики погибают. Вызывают жалость не только главные герои, но и отец Бруно, который виноват в смерти своего сына и поэтому мучается.

Мне понравился главный герой Бруно, потому что он любит своих друзей.

Я люблю читать книги на тему дружба. Думаю, что книга понравится всем, кто любит читать о дружбе и приключениях, а также тем, кто хочет узнать о нацизме и концлагерях.

 

Возвращаясь к построению урока, после обсуждения читательских впечатлений и беседы на заключительном этапе рефлексии можно предложить обсудить эпиграф к уроку (попутно вспомнив, что такое эпиграф и какова его роль).

Предлагаю продолжить написанную до половины цитату американского писателя Джозефа Конрада: «Писатель пишет только половину книги <…> остальную половину пишет читатель».

Логика фразы понятна, поэтому почти все справляются с заданием и верно восстанавливают цитату. После чего обсуждаем вопросы:

– Как можно понять эту фразу?

– Какую роль Конрад отводит читателю в процессе прочтения произведения?

– Почему читатель так же важен, как и писатель книги?

– Каким должен быть читатель, судя по этому высказыванию?

В качестве домашнего задания (уже на оценку) предлагаю продолжить таблицу, используя 3–4 прочитанных летом произведения (или все летнее чтение).

Данная форма организации деятельности на уроке хороша тем, что вписывается в современные требования к педагогическому процессу. Акцент делаем на самостоятельной деятельности учеников. Мы предлагаем алгоритм, действуя по которому отрабатываются основные навыки текстового анализа и присходит личностное формирование:

1. Самоопределение – формирование личностной позиции, социальной и этнической идентичности.

2. Смыслообразование – формирование смысла и мотивов учебной деятельности.

3. Нравственно-этическое развитие – способность соотносить свои и чужие поступки с этическими и моральными нормами общества, понимание ценности нравственных норм, умение давать нравственную оценку ситуации и поступку.

Список литературы:

1. Буянов Е. Развитие памяти. Урок 3 «Cтруктурирование». [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/memory/strukturirovanie.php (дата обращения: 6.09.2016).
2. Развивающее обучение // Шпаргалка по общим основам педагогики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/97816/66/Voiitina_-_Shpargalka_po_obshchim_osnovam_pedagogiki.html
(дата обращения: 6.09.2016).
3. Развивающее обучение на пути к подростковой школе / Б.Д. Эльконин, А.В. Воронцов, Е.В. Чудинова. М.: Эврика, 2004.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.