Рубрики
Литература

Зубова Е.П. Методическая разработка учебного проекта «Он оборвал на взлёте голос свой…»

Зубова Елена Павловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги,
elena15152@rambler.ru
 

 

Основные понятия

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.

Проектная деятельность – это инновационная творческая деятельность, предполагающая преобразование реальности и строящаяся на основе соответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать.

Исследовательское обучение – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося – совместный выбор учителем, обучающимся и его родителями (законными представителями) уровня освоения программ учебных предметов; в части, формируемой участниками образовательного процесса: выбор обучающимся и его родителями (законными представителями) дополнительных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.

Инновационный продукт – результат инновационной деятельности, получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги или иного общественно полезного результата.

Учебный проект «Он оборвал на взлете голос свой…»

Актуальность и социальная значимость проекта

В настоящее время в российском образовании наблюдается переход на гибкие модели педагогического процесса, который ориентирован на личность учащегося, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Школа, являясь структурным подразделением в системе непрерывного образования, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества.

Участие в проектной деятельности способствует самореализации обучающихся, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, выявить межпредметные связи, сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Одним из приоритетных направлений деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги является формирование грамотного и компетентного ученика, способного к общению, творчеству и саморазвитию. Такой ученик может быть успешным в школе, а в дальнейшем и в жизни. Необходимым условием грамотности в целом по стране является высокая доля читающего населения. В современном обществе наблюдается спад интереса к чтению, особенно к чтению классической литературы. Во многом это связано с обилием источников информации помимо книги. Сегодня в стране более 40 % взрослого населения не читает книг. Книгу заменяют телевидение, Интернет и другие технические средства. Поэтому сегодня проблема чтения – это общегосударственная проблема. Социологические исследования в области чтения говорят, что книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя, что привело к потере интереса не только к книге, но и к процессу обучения, отсюда низкое качество усвоения программы по большинству учебных дисциплин.

Зачастую причиной неуспешности детей в учении является несформированность определенных умений: организационных, интеллектуальных, коммуникативных или оценочных. Таким образом, конечная задача школы – воспитание грамотного читателя.

Анкетирование учащихся и родителей по выявлению уровня организации домашнего чтения показало, что семейные традиции коллективного прочтения и обсуждения произведений утрачены. Обучающиеся испытывают серьезные затруднения на уроках истории, обществознания, при работе с научно-познавательными текстами, падает техника чтения, речевые умения не соответствуют требованиям основной школы, качество обучения снижается.

Проблема: низкий уровень побуждений обучающихся и родителей к читательской деятельности вследствие несформированности у них понятия «Ценность чтения».

Объект исследования: процесс формирования читательской компетенции.

Предмет исследования: эффективность организации деятельности по изучению произведений русских классиков.

Гипотеза: формирование читательской активности обучающихся через проектную, исследовательскую, творческую деятельность создаст благоприятные условия для привлечения обучающихся и родителей к чтению, будет способствовать формированию у них ценности книги.

Актуальность проекта «Он оборвал на взлете голос свой…» заключается не только в том, что, проникаясь духом поэзии М.Ю. Лермонтова, учащиеся приобщаются к духовно-нравственным ценностям русской  культуры, но и в том, что он способствует привлечению каждого к активной деятельности, направленной на сотрудничество, сотворчество, содружество, формируя микроклимат школьного коллектива.

Есть поэты, чьи имена стали не только гордостью, но и символом национальной культуры. М.Ю. Лермонтов является одним из самых одаренных русских поэтов. Природа наделила его разнымиталантами.Он прекрасно рисовал и, если бы посвятил себя живописи, без сомнения, стал бы великим художником. Легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками, а французский и немецкий знал как родной русский. Он играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Но, чтобы высказать свои мысли и реализовать таланты, он много боролся и страдал, но не успел сказать и сделать и сотой доли. Отправной точкой для создания проекта стали слова И. Белоусова, посвятившего М.Ю. Лермонтову следующие строки:

«Мятущийся как парус над волной,

И жаждущий неистовавшей бури,

Он оборвал на взлете голос свой,

Шагнув навстречу смертоносной пуле…»

Цель проекта: активизация деятельности учащихся в изучении биографии и творчества М.Ю. Лермонтова и развитие личности подростков, их творческих способностей через сотрудничество, сотворчество, содружество.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) повысить интерес учащихся к биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова;

2) создать условия для максимальной самореализации каждого ученика;

3) способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся в ходе коллективной деятельности.

Работая над проектом, учащиеся имеют возможность проявить себя в различных сферах деятельности, так как в результате социологического опроса каждый выбирает себе дело по душе.

Вопросы анкеты:

1) «В качестве кого вы хотели бы принять участие в общешкольном проектеОн оборвал на взлете голос свой…”?» (Художника-оформителя, режиссера, сценариста, декоратора, костюмера, фотографа, артиста, чтеца, лектора, музыканта или музыкального редактора, историка, корреспондента, исследователя, создателя презентаций, помощника в оформлении школы, зрителя.)

2) «Твои предложения по проекту, которые помогут ему стать более интересным».

Целевая аудитория проекта

Реализация проекта «Он оборвал на взлете голос свой…» основана на деятельности 10 «А» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги.

Возраст – 15–16 лет.

Проект рассчитан на аудиторию обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги.

Ресурсное обеспечение проекта

Для успешности реализации проекта «Он оборвал на взлете голос свой…» в школе имеется необходимое ресурсное обеспечение. В понятие «ресурсы» мы включаем материально-техническую базу школы, информационные ресурсы, квалификационный ресурс персонала, от которого напрямую зависит эффективность проектной деятельности.

Кадровое обеспечение реализации проекта:

• для реализации проекта в образовательной организации имеются следующие специалисты:

учитель русского языка и литературы, классный руководитель, отвечающий за организацию условий для успешного продвижения обучающихся в рамках образовательного процесса, духовно-нравственное воспитание обучающихся; формирующий исследовательскую, проектную культуру обучающихся;

библиотекарь, обеспечивающий пропаганду чтения, организующий различные мероприятия по формированию читательской компетенции;

психолог, помогающий классному руководителю выявлять условия, необходимые для полноценного развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

социальный педагог, обеспечивающий условия, снижающие негативное влияние среды на ребенка.

Материально-техническое обеспечение реализации проекта

При реализации проекта предусматривается работа в специально организованном кабинете, предназначенном для:

• занятий проектной и исследовательской деятельностью;

• общения;

• групповой и индивидуальной работы;

• презентации достижений обучающихся и т.д.

Информационное обеспечение проекта: на сайте школы отражена информация по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем, связанных с привлечением учащихся к чтениюформированием ценности книги.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения: компьютер, проектор, экран, компьютерные диски, DVD-плеер.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Целевой группой являются учащиеся 9–11 классов. Большинство ребят проявляют интерес к познавательной, творческой деятельности. Положительным качеством обучающихся является их активность, интерес к любому начинанию.

Описание позитивных изменений, которые произошли в результате реализации проекта по его завершению

Во время подготовки литературно-музыкальной композиции, литературной гостиной, календаря стихотворений о природе учащиеся получили большой объем знаний по теме: «Судьба и творчество М.Ю. Лермонтова». Это сыграло немаловажную роль в формировании высокого уровня духовности у обучающихся.

Творческие мероприятия позволяли учащимся проявить свои творческие способности, личностные качества.

В результате реализации проекта был создан банк методических разработок для педагогов, который позволит учителям использовать данные разработки для совершенствования духовно-нравственного воспитания учащихся, проводить работу по изучению творчества поэта с использованием инновационного продукта «Тогда смиряется души моей тревога» (календарь стихов М.Ю. Лермонтова о родной природе).

Ежегодное проведение мероприятий, посвященных произведениям русских поэтов о родине, родном крае, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе духовно-нравственного развития личности ребенка.

Механизм реализации проекта

Данный проект был реализован с 3 по 26 ноября 2015 г. В реализации проекта участвовали учащиеся 10 «А» класса (15–16 лет).

Приобщение к истокам национальной культуры носил комплексный характер, пронизывал все виды деятельности обучающихся, осуществлялся в процессе урочной деятельности и на внеурочных занятиях.

Этапы работы над проектом

1-й этап – информационно-аналитический

Организация проектной деятельности. Формирование инициативных творческих групп.Планирование работы в рабочих группах.

Задача: познакомить учащихся и их родителей с предполагаемым проектом, определив тему, уточнив цели, выявить степень готовности учащихся к работе над проектом, провести анализ проблемы, определить источники информации, поставить задачи и сделать выбор критериев оценки результатов, распределить роли, обсудить альтернативы («мозговой штурм»), выбрать оптимальный вариант.

Деятельность учащихсязнакомство с предполагаемым проектом, анкетирование. Учащиеся формируют задачи, уточняют источники информации, выбирают и обосновывают свои критерии успеха.   

Деятельность учителя (руководителя рабочей группы)мотивирует учащихся и их родителей на активное включение в проектную деятельность, проводит социологический опрос, анализирует результаты анкетирования, помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает, консультирует. Создание плана подготовки и проведения мероприятий, составляющих проект.

Ожидаемый результат: принятие решения о реализации проекта, создание плана подготовки и проведения мероприятий, составляющих проект.

2-й этап – практический

Выполнение проектных заданий в рабочих группах. Защита проекта. Открытие праздника. Работа творческих мастерских.

Задача: выполнить проект, провести коллективную защиту проекта, привлечь внимание к защите проекта, организовать работу творческих мастерских.

Деятельность учащихся: осуществляют, оформляют проект и защищают проект. Оформляют школу, знакомят с планом проведения, вывешивают афишу. Участвуют в работе творческих мастерских (историческая, биографическая, поэтическая, литературная, драматическая, музыкальная, художественная, сценарная, костюмерная).

Деятельность учителя (руководителя рабочей группы)наблюдает, советует (по просьбе), оказывает необходимую индивидуальную помощь в подготовке к защите проекта. Руководит работой творческих мастерских.

Ожидаемый результат: реализация предложенных идей, проведение проектно-исследовательской работы, готовность к работе в мастерских, создание творческих работ учащихся.

3-й этап –  реализация проекта

Праздник чтения. Оценка результатов.

Задача: организовать цикл тематических заочных экскурсий, бесед, лекций, презентаций по творчеству М.Ю. Лермонтова. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели.

Деятельность учащихся: проводят заочные экскурсии, беседы, лекции, презентации, участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Деятельность учителя (руководителя рабочей группы)оказывает необходимую индивидуальную помощь в подготовке к заочным экскурсиям, беседам, лекциям, презентациям, наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо).

Ожидаемый результат: поэтическая пятиминутка, посвященная М.Ю. Лермонтову, конкурс рисунков «Мои любимые стихи М.Ю. Лермонтова в красках», литературно-художественная зарисовка «Он был сражен судьбой жестокой». Просмотр и обсуждение фильма, посвященного М.Ю. Лермонтову. Литературная гостиная «Музыка сердца в поисках любви». Выпуск тематической газеты, иллюстрирующей жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова «Он оборвал на взлете голос свой…». Подведение итогов проектов. Создание инновационного продукта «Тогда смиряется души моей тревога». Календарь стихов М.Ю. Лермонтова (продукт содержит иллюстрации, заимствованные из Интернета).

Планируемые измеримые результаты

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, поскольку она предполагает преобразование реальности.Социальное проектирование является фактором развития школьной среды, способствует становлению личности ребенка, ее социализации, обретению ею определенных видов навыков. Уникальность проекта «Он оборвал на взлете голос свой…» заключается в используемых ресурсах и среде реализации. Проект полностью реализуется обучающимися, которые могут стать наставниками для организации подобных мероприятий по изучению творчества русских писателей и поэтов XIX–XXвеков как в своем классе, так и за его пределами.

Ожидаемые результаты проекта

• Увеличение числа школьников, вовлеченных в социально-значимую деятельность, т.е. расширение пропаганды чтения.

• Активизация познавательной деятельности учащихся.

• Расширение их кругозора.

• Реализация творческих возможностей учащихся.

• Развитие их коммуникативных способностей.

• Формирование микроклимата в школьном коллективе, проникнутого духом сотрудничества, сотворчества, содружества.

• Возрождение у молодежи чувства гордости и ответственности за историческое и культурное прошлое России.

Механизм оценки результатов

Для оценки ситуации и происходящих изменений по итогам проекта «Он оборвал на взлете голос свой…» проводились анкетирование, систематическое наблюдение, диагностика, социологическое исследование обучающихся школы по вопросам мотивации к чтению. Данной работой занималась психологическая служба школы и сами обучающиеся.

Результаты социологического опроса и анкетирования обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги по уровню читательской активности

Актуальность разработки и реализации проекта «Он оборвал на взлете голос свой…» подтверждает социологический опрос, проведенный психологической службой школы, среди учащихся 10 «А» класса перед реализацией проекта. Всего в опросе приняло участие 28 обучающихся.

10 «А» класс

Всего

Положительный ответ

Отрицательный ответ

Количество

28

19

9

%

100 %

68 %

32 %

 

Таблица 1. Любите ли вы читать?

На вопрос «Любите ли Вы читать?» положительно ответили 19 обучающихся (68 %). Отрицательно – 9 обучающихся (32 %).

10 «А» класс

Всего

Положительный ответ

Отрицательный ответ

Количество

28

26

2

%

100 %

93 %

7 %

 

Таблица 2. Помогает ли чтение в жизни?

На вопрос «Помогает ли чтение в жизни?» 93 % опрошенных ответили положительно, отмечая при этом, что чтение улучшает грамотность, расширяет словарный запас, служит для развития памяти, воображения, помогает расти нравственно. 7 % обучающихся дали отрицательный ответ, отмечая при этом, что в современное время любую информацию можно найти в сети Интернет.

10 «А» класс

Всего

Увлечение спортом, музыкой и т.д.

Увлечение компьютером

«Ничего не делаю»

Количество

28

21

5

2

%

100 %

75 %

18 %

7 %

 

Таблица 3. Как вы проводите свободное время?

Свободное время обучающиеся проводят по-разному: 75 % учащихся интересуется спортом, музыкой, живописью. При этом 18 % обучающихся любят проводить время за компьютером, 7 % – проводят время впустую (выбор ответа «ничего не делаю»).

Результаты опроса показали, что настоящий проект актуален и даже необходим в целях повышения мотивации учащихся к чтению, осознанию его ценности, необходимости как в процессе обучения, так и в жизни в целом.

10 «А» класс

Всего

Повышение интеллектуального уровня

Удовольствие

Отдых

Выполнение домашнего задания

Наказание, придуманное взрослыми

 

Количество

28

13

9

3

2

1

%

100 %

47 %

31 %

11 %

8 %

3 %

 

Таблица 4. Отношение учащихся к чтению и творчеству М.Ю. Лермонтова

Результаты анкетирования учащихся 10 «А» класса по завершению проекта показали осознанное отношение учащихся к чтению вообще и к творчеству М.Ю. Лермонтова в частности. По мнению учащихся, чтение – это повышение интеллектуального уровня (47 %), удовольствие (31 %), отдых (11 %), выполнение домашнего задания (8 %), наказание, придуманное взрослыми (3 %).

К сожалению, в ответах некоторых старшеклассников на вопросы анкеты видно, что чтение для них воспринимается больше как обязанность, нежели как любимое дело. Это говорит о том, что деятельность по формированию грамотного читателя в классе не закончена. Идеи и цели проекта будут воплощаться в других формах, задумках, творческих решениях.

Проект «Он оборвал на взлете голос свой…» поднял вопросы культуры чтения не только на уровне одного класса. Мероприятия, проведенные в период реализации проекта, посетили учащиеся разного возраста. Практическая значимость проекта заключается в том, что в процессе его реализации не использовались методы нотаций, сухой подборки сведений о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Формы представления проекта рассчитаны на широкую аудиторию. Учащиеся всей школы, видя оформленную рекреацию, слушая по школьному радио стихи второклассников о пользе чтения, так или иначе, задумаются об этой важной и актуальной, социально значимой проблеме.

Проект предусматривает активную роль родителей, например, в создании тематической газеты, подготовки литературной гостиной.

А значит учебный проект «Он оборвал на взлете голос свой…» позволяет охватить широкий круг людей, осознать важность рассмотренной проблемы.

Планы и перспективы

Перспективы на будущее по воспитанию культуры чтения обусловлены условиями воспитательно-образовательного пространства школы:

• повышение по оптимизации учебно-воспитательного процесса, использованию системы мер по повышению мотивации к чтению;

• обеспечение созидательной атмосферы в классном коллективе, направленной на реализации творческих способностей;

• стремление к саморазвитию, познанию окружающего мира, воспитанию нравственных ценностей через приобщение к чтению.

Презентация к статье – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.