Рубрики
Управление

Из практики использования современных педагогических технологий в работе с педагогическим коллективом

Вопрос актуализации знаний в педагогическом коллективе, где каждый подходит к работе творчески, всегда актуален, когда решаются задачи: привить, обязательные к исполнению, стандартные решения в работе преподавателей; в период монотонной работы напомнить преподавателям, что педагог – это творческая работа. С этой целью мы использовали обучающие педсоветы.

0
Архангельская Ольга Владимировна,
кандидат педагогических наук,
руководитель службы аттестации и наград работников
ГБПОУ г. Москвы «Колледж железнодорожного и городского транспорта»,
chaika_olga@list.ru

Образование – это индустрия, направленная в будущее.

С.П. Капица

Вопрос актуализации знаний в педагогическом коллективе, где каждый подходит к работе творчески, всегда актуален, когда решаются задачи: привить, обязательные к исполнению, стандартные решения в работе преподавателей; в период монотонной работы напомнить преподавателям, что педагог – это творческая работа. С этой целью мы использовали обучающие педсоветы.

Процесс обучения студентов предполагает полное владение дисциплиной преподавателем, владение им не только теоретической базой, но и технологией обучения, используемой на занятиях. Владение предполагает неоднократное использование данной технологии в своей практической деятельности. Понятие «педагогические технологии» в буквальном переводе с греческого – это обозначает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Из-за присутствия в педагогической теории различных вариантов прочтения термина «педагогические технологии» будем придерживаться определения Г.К. Селевко: «педагогические технологии – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам» [2]. По классификации Г.К. Селевко, которая насчитывает около сотни самостоятельных педагогических технологий, остановимся на двух направлениях: это игровые технологии и природосообразные технологии. Преподаватели изучают теоретические курсы по новым технологиям, на семинарских занятиях используют эти технологии в рамках проблемы курсов повышения квалификации, много материалов есть на интернет-сайтах, но работа с педагогическим коллективом, на рабочем месте всегда актуальна. Если педагогическая задача ставится перед всем педагогическим коллективом, то для оптимального процесса решения задачи, по нашему опыту, целесообразно использовать игровые технологии.

Перед коллективом была поставлена задача – введение новой формы заполнения журналов, подготовлены локальные акты, изучены преподавателями, однако при работе преподавателей допускались ошибки и неточности. Анализируя ситуацию, мы выявили некоторое противоречие, требующее разрешения. Противоречие между: реальным заполнением журналов занятий учебных групп преподавателями и нормативными требованиями к заполнению журналов. Было принято административное решение провести обучающий педсовет – деловую игру.

Цель проведения игры: помочь решить задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, скорректировать деятельность преподавателей в условиях ограниченного временного ресурса и строго регламентированных правил.

Задачи, стоящие перед игроками-преподавателями:

– найти ошибки заполнения журналов в предложенных образцах;

– выбрать формы заполнения журнала (тестирования) по предложенным вариантам;

– выбрать лучшие журналы (выбрать победившую команду).

Технология проведения

Занятия проводились в учебном кабинете, подготовленном для работы команд по 4–5 преподавателей. На входе в кабинет участники педсовета вытягивали билеты с номером команды и занимают подготовленные места за столом. Ведущий объявляет: название темы деловой игры («Заполнение журналов учебных групп»), состав экспертной комиссии, регламент (основные 2 этапа работы и подведение итогов). На столах подготовлены инструкции и материал для работы каждой команды.

Действие команд

Команда занимает места за игровым столом, изучает инструкции, придумывает название команды.

Первый этап

Каждый участник в команде получает бланк с таблицей № 1. Работа с таблицей. Участники заполняют индивидуально игровую таблицу по пунктам 2 и 3, затем обсуждают в команде п. 4. Затем экспертная комиссия называет свой вариант ответ-эталон п. 5, участники заносят его в свою таблицу и находят отклонения по сравнению с мнением эксперта. Подсчет отклонения мнения игрока и мнения команды считают после объявления экспертами п. 5 вычисления записывают в п. 3 и п. 4. Далее каждый игрок считает свою строку «Итого». Затем вся команда считает таблицу № 1 по п. 4 суммарное отклонение данных у всех игроков и передает ассистенту авторские таблицы игроков и сводную таблицу команды, для подведения итогов первого этапа. В первом этапе побеждает та команда, у которой меньше баллов по результатам заполнения таблиц.

Выводы по заполнению таблицы. Если отклонения мнения команды от мнения экспертов составляет цифру меньшую, чем отклонение мнения игрока от мнения экспертов, это означает, что игрок прислушался к правильному мнению команды, если наоборот, отклонение мнения игрока меньше, чем команды, это означало, что играющий был ближе к истине, но в команде не сумел отстоять свое мнение.

Второй этап

Команды получают задание, в котором необходимо изучить: инструкцию, КТП, Программу дисциплины. Далее игрокам предлагается обсудить процедуру заполнения журнала и заполнить его. Заполненные страницы необходимо передать соседней команде для анализа соответствия записей требованию к заполнению журнала, данные занести в Таблицу № 2. Команды выдвигают докладчиков, которые выступают с анализом. Возможна подготовка 2-х вопросов для «противников», если будет время. По итогам 2 этапа побеждает та команда, у которой меньше замечаний. Подведение итогов. Председатель экспертной комиссии подводит итоги. В игре побеждает та команда, которая набрала меньше всего баллов.

Использование игровой технологии на обучающем педсовете позволило, преподавателю провести анализ – сравнить образцы заполнения журналов и требования локальных актов, выявить ошибки, определить сущность замечаний по заполнению журнала, скорректировать свои действия.

Действия

Срок

Мнение игрока

Мнение команды

Мнение эксперта

Мнение игрока

Отклонение от мнения эксперта

Общее мнение команды

Отклонение от мнения эксперта

1

2

3

4

5

Проставить оценку в зачетную книжку

В день зачета

Оценивать знания обучающихся

На каждом занятии

Итого (общая сумма отклонений)

Таблица 1. Таблица с образцом заполнения данных в ходе игры

Команда №

Задание

Наличие ошибок (количество)

Место в рейтинге (выигрывает команда, у которой меньше ошибок)

Команда №1

Заполнение журнала по КТП для ППКРС

Команда №2

Заполнение журнала по КТП для ППССЗ

Таблица 2. Таблица с результатами второго этапа игры

Рабочие моменты проведения обучающего педсовета представлены на фотографиях.

Фотография 1. Работа команды № 1

Фотография 2. Работы команды № 2

Фотография 3. Работы команды № 3

Второе направление работы с преподавателями

Если сложилась ситуация в коллективе, когда период монотонной работы затянулся и есть необходимость напомнить преподавателям, что педагог – это творческая работа, в этом случае мы использовали обучающие педсоветы-тренинги.

Теоретической основой для обучающего педсовета является использование природосообразной технологии. Природосообразность –педагогический принцип, в соответствии с которым учитель руководствуется заложенными в ученике факторами естественного, природного развития, согласуя это в педагогическом процессе. Принцип природосообразности утверждали Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, русский педагог К.Д. Ушинский, сторонник антропологического направления в педагогической науке. В настоящее время «природосообразность» рассматривается как целостная и логическая завершенная концепция в различных направлениях педагогики, связанных с развитием умения читать, рисовать и т.д. Еще Аристотель рассматривал человека как существо, предназначенное к социальной жизни, и развитие его возможно только в общежитии. Поскольку искусство способно к глубокому познанию действительности и искусство обладает способностью оказывать на человека позитивное моральное и эстетическое воздействие [5]. Рассмотрим необычный для технического колледжа способ внедрения природосообразной технологии – тренинг по рисованию. В нашей ситуации обучение рисованию рассчитано на людей с разным уровнем художественных навыков и умением сомневаться в том, что вообще способен преподаватель рисовать, так как делал это в детстве.

Технология проведения

В процессе тренинга слушатель овладевает умением смотреть на вещи под другим углом, с новой точки зрения, видеть одновременно малое и большое, художественные задачи на бумаге и воображении, также новый взгляд на решение жизненных и профессиональных задач. При этом развивается внимание, наблюдательность, творческое мышление, положительные эмоции.

Для подготовки обучающего тренинга необходимо знание некоторых теоретических вопросов. Специалисты рассматривают левополушарное и правополушарное рисование. Функциональное разделение мозга на левое и правое полушарие известно, если правое отвечает за интуитивное образное восприятие окружающего мира, фантазию и креатив, то левое за аналитику и логику. Левополушарное рисование – это профессиональная техника, которой обучают в художественных школах, делают это основательно и продолжительно, этологическое и аналитическое освоение пространства и свойств изображаемого объекта, основанных на законах пропорции и перспективы. Правополушарное рисование – это быстрое обучение рисованию, основанное на простом сюжете, способности левого полушария к фантазии эмоциям, креативу. Рисунки, получающиеся в процессе тренинга,удивляют своей живостью, глубиной, необычностью, излучая эмоциональное состояние. Этой проблемой занимались американские ученые и преподаватели: Бетти Эдвардс – преподаватель искусства, доктор наук, основоположник методики правополушарного рисования, его концепция основана на работах Лауреата Нобелевской премии за 1981 год Роджера Сперри. В работах Н.Ю. Сергеевой выделяются основные направления арт-педагогической деятельности: оптимизирует условия педагогического взаимодействия, усиливает произвольное и непроизвольное внимание к произведениям искусства, предупреждает переутомление, облегчает понимание и запоминание учебно-воспитательного материала (3, 4).

Тренинг начинается с непродолжительного по времени введения – основных приемов работы с гуашью, кисточкой и бумагой для рисования, подготовку педагогов к работе, создание атмосферы доверия и творчества [1]. Беседа с объяснением сюжета задания (рисовали цветы) сопровождалась демонстрацией слайдов с фотографиями цветов, природы, репродукций картин мастеров живописи с изображением цветов и букетов, завершилась дискуссией по предпочтениям в представленных материалах и своим личным впечатлениям. Когда группа была готова к работе, преподавателям предложили воспользоваться подготовленными красками, кисточками, бумагой для рисования, сделать свой вариант картины с цветами. Через 20–30 минут работы были готовы.

Рисунок 1

По завершению работы последовало обсуждение самого процесса и впечатлений от выполненной работы, осознание «Я могу», демонстрация коллегам своего варианта видения предмета способствовало созданию творческой атмосферы, позитивного настоя на работу и вероятного использования творческих приемов в своей педагогической деятельности. Результаты анкетирования показали, что считают положительным полученный опыт 96 %, не определились 2 %, и для 2% в мероприятиях нет ничего особенного, чтобы они не использовали на своих уроках. В практике работы с преподавателями придерживаемся наиболее выразительного высказывания Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир».

Список литературы:

1. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.
2. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х. т. М.: Народное образование, 2005.
3. Сергеева Н.Ю. Основы арт-педагогической деятельности: учебное пособие. Чебоксары: Чувашский .гос. пед. ун-т, 2009.
4. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя. Автореферат. Чебоксары, 2010.
5. Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания: Лекции. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 1995.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.