Рубрики
Музыка

Игровой метод на уроках и во внеурочной деятельности по музыке в 5 классе. Вторая Интеллектуальная игра «За семью печатями»

Очередная интеллектуальная командная игра «За семью печатями» была разработана и апробирована в рамках Предметной недели искусств, ежегодно проводимой в ГБОУ «Школа № 2036». В этом году она приурочена сразу к двум круглым датам: 260-летию со дня рождения и 225-летию со дня смерти Вольфганга Амадея Моцарта. Поэтому «Героем», «спрятанным» за 7-ю печатями, стал именно этот великий австрийский композитор.

0
Ларина Мария Геннадьевна,
учитель музыки,
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2036»,
mariyalarin@yandex.ru

 

Очередная интеллектуальная командная игра «За семью печатями» была разработана и апробирована в рамках Предметной недели искусств, ежегодно проводимой в ГБОУ «Школа № 2036». В этом году она приурочена сразу к двум круглым датам: 260-летию со дня рождения и 225-летию со дня смерти Вольфганга Амадея Моцарта. Поэтому «Героем», «спрятанным» за 7-ю печатями, стал именно этот великий австрийский композитор.

Основная цель: через игровую деятельность закрепить материал, полученный в ходе освоения программы. Важнейшая задача – развить коммуникативные навыки обучающихся в процессе командных действий. За основу интеллектуальной игры традиционно взяты правила известной детской телеигры-викторины, выходившей на каналах «Культура» и «Карусель».

Условия и Правила игры остаются прежними:

1. Участники: команды 5-х классов по 6 человек. Остальные – болельщики.

2. Каждая команда придумывает собственное название и рисует эмблему.

3. От каждой команды выдвигается представитель – участник «Музыкальной паузы». Приветствуется любая форма исполнительства.

4. Необходимое оборудование, материалы:

• столы, стулья;

• проектор, музыкальный центр, РС;

• на каждом столе – чистые листы для работы над заданием, звуковые чаши для сигнала «Готов ответить!»;

• у Ведущего – печать;

• награды для победителей, а также поощрение самого активного участника от всех команд (выбирают ребята).

Правила игры

1. Есть главный Герой, имя которого может быть угадано уже с самого начала игры, но пока команды не пройдут все 7 заданий – печатей, они не могут его назвать.

2. Каждое задание заключает в себе информацию о Герое и его окружении. В качестве музыкальной подсказки звучат отрывки из произведений того или иного зашифрованного автора.

3. Право отвечать предоставляется команде, которая первой подала звуковой сигнал.

4. После обсуждения ответ записывается на листе и в случае его правильности, заверяется печатью Ведущего.

5. Если команды не дают правильного ответа, это может сделать болельщик. Таким образом, он принесет печать своим товарищам.

6. Побеждает команда, набравшая наибольшее число печатей.

7. Самое главное правило: взаимное уважение всех участников.

Ход игры

Презентация, Слайд 2 – заставка «За 7 печатями», сопровождаемая гимном «Gaudeamus Igitur».

Задание 1-й печати

Ведущий: Наш Герой родился в музыкальной семье, и с детских лет проявил незаурядные творческие способности. Его родители решили, что весь мир должен узнать о даровании ребенка, и потому наш Герой очень много путешествовал. Он побывал в самых разных городах Европы, а в этой стране прожил целых 4 года. Страна, где так надолго задержался наш Герой, – необычайно музыкальна, а каждый ее город славен своей историей, своей народной музыкой и особыми, присущими ей музыкальными жанрами.

Итак, послушайте и ответьте на вопрос: «В какой стране и в каком городе побывал наш герой?»

Презентация, Слайд 3 – изображения достопримечательностей Италии, Австрии, Франции, Англии. П.И. Чайковский. «Времена года». «Июнь. Баркарола» (исполняет Михаил Плетнев).

* Верный ответ – Слайд 4 с видом Венеции и портретом П.И. Чайковского.

Задание 2-й печати

Ведущий: Петр Ильич Чайковский услышал музыку нашего Героя в раннем детстве и навсегда полюбил ее. В письме к другу он как-то написал: «Умирая, я желал бы слушать отрывки из «Дон Жуана». И признавался: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан этому композитору». «Дон Жуан» – это одна из многочисленных опер, написанных нашим Героем. Он очень любил этот музыкально-сценический жанр и признавался: «Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию… Желание писать оперы – моя idеé fixe». Его оперы – на самые разные сюжеты: исторические, мифологические, жизненно реалистичные и даже сказочные. Такова опера «Волшебная флейта». Наш Герой был не единственным композитором, которого вдохновляли сказки.

Послушайте и ответьте: «Кто автор, вдохновившийся русским фольклором, и какое произведение он написал?»

Презентация, Слайд 5 – В.И. Билибин, иллюстрация к сказке «Жар-птица». А.К. Лядов. Народное сказание для оркестра «Кикимора» (Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Е. Светланов).

* Верный ответ – Слайд 6 с портретом А.К. Лядова.

Задание 3-й печати

Ведущий: Наш Герой жил в неспокойное время: Европу потрясали войны, одна из которых – Русско-Турецкая война – пробудила неподдельный интерес к культуре и обычаям Востока. Пестрые ковры, яркие ткани с причудливыми узорами, аромат пряностей и воинственная музыка янычар – таким предстал Восток перед европейцами. Наш Герой отдал дань моде на «все восточное» и написал знаменитую сонату с Турецким маршем. Позднее другой композитор из России также будет очарован восточной темой и напишет грандиозное симфоническое произведение.

Итак, вопрос 3-й печати: «Послушайте и назовите имя композитора и произведение».

Презентация, Слайд 7 – «Янычары». Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада», II часть (фрагмент; Оркестр Государственного академического большого театра СССР, дирижер Николай Голованов, соло скрипка – Давид Ойстрах).

* Верный ответ – Слайд 8 с портретом Н.А. Римского-Корсакова и фотографией Веры и Михаила Фокиных.

Задание 4-й печати

Ведущий: Николай Андреевич Римский-Корсаков отдал дань восхищения творчеством нашего Героя. Он написал о нем одноактную оперу. Основой этой оперы послужила «маленькая трагедия» А.С. Пушкина. Поэт любил музыку и слушал ее не только в столичных концертах, но даже в ссылке, в своем родовом имении Михайловское. Конечно, в Михайловском и Тригорском, которое находилось неподалеку, не звучали ни оперы, ни симфонии. Зато было развито камерное домашнее музицирование. Среди небольших инструментальных и вокальных пьес звучали и романсы этого композитора-современника Пушкина.

Итак, послушайте и назовите имя композитора и произведение.

Презентация, Слайд 9. Портрет Пушкина работы Ореста Кипренского. Романс М.И. Глинки на стихи И. Козлова «Венецианская ночь» (исполняет Большой детский хор).

* Верный ответ – Слайд 10 с портретом М.И. Глинки.

Музыкальная пауза – ребята исполняют приготовленные номера.

Задание 5-й печати

Ведущий: Мы уже знаем, что наш Герой очень много путешествовал. Тема странствий – одна из любимых тем для творчества поэтов, художников, композиторов, драматургов. Об одном таком страннике, решившем повидать свет и надолго ушедшем из родного дома, написал свою драму Генрик Ибсен. А его современник и друг сочинил к этой драме прекрасную и выразительную музыку.

Итак, послушайте и ответьте на три вопроса: «Как называется драма, музыкальная пьеса, и какой композитор ее написал?»

Презентация, Слайд 11. – Картина «Путешествие на дилижансе близ Трентона, Нью-Джерси» (П.П. Свинин). Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (исп. Большой симфонический оркестр).

* Верный ответ – Слайд 12 с портретом Э. Грига и картиной Н. Рериха.

Задание 6-й печати

Ведущий: Наш Герой в последние годы своей короткой жизни поселился в Вене – городе, где в XVIIIвеке появляется танец, покоривший миллионы – вальс. Наш Герой не писал вальсов, зато сочинил шесть лендлеров для симфонического оркестра. Лендлер – народный австрийско-немецкий танец, предшественник вальса. А вот другой композитор, для которого наш Герой всегда был кумиром, сочинил множество вальсов, мазурок и полонезов, в которых выражал свою любовь к Родине.

Послушайте вальс и назовите его автора.

Презентация, Слайд 13. Ф. Шопен. Вальс си минор, Ор. 69 № 10 (Геза Анда).

* Верный ответ – Слайд 14 с фотографией Ф. Шопена.

Задание 7-й печати

Ведущий: Наш Герой прожил короткую, но яркую жизнь. С самого юного возраста и до самой смерти его личность была окутана легендами. Его музыку называли «языком души, которым говорит бесконечность». Произведения нашего Героя звучат в концертных залах и оперных театрах, они являются обязательными в программах международных конкурсов. О нем пишут книги, статьи, музыковедческие исследования, стараясь понять тайну его гениальности, заключенную в неподдельной любви к жизни и человеку. И сейчас мы откроем 7-ю печать и ответим на вопрос: «Кто наш герой?».

Презентация, Слайд 15 – В.А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер», Iчасть (фрагмент). Лондонский симфонический оркестр, дирижер – Клаудио Аббадо.

* Верный ответ – Слайд 16 с портретом Моцарта.

Ведущий: В этом году мы отмечаем 260 лет со дня рождения и 225 лет со дня смерти этого великого австрийского композитора. Пришло время подсчитать печати и определить победителя.

Слайд 17. Звучит фрагмент 40 симфонии Моцарта.

Презентация к занятию – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

1. За семью печатями: телевикторина для старшеклассников (архив) [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/web/20041031123943/http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=856 (дата обращения: 17.08.2016).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0