Рубрики
Воспитательная работа

Литературный салон как форма инновационной деятельности в группе продлённого дня школы

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Не так давно в эфире российского телеканала прозвучали слова Никиты Михалкова: «Сегодня – дети, завтра – народ». Пожалуй, нет фразы, которая бы так точно и остро не отражала важность обсуждения темы духовно нравственного воспитания и образования в современном мире.

0
Коравская Наталья Михайловна,
воспитатель группы продленного дня СП № 2
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильная школа № 1955»,
nat-kor55@mail.ru
Свороба Александра Витальевна,
воспитатель группы продленного дня СП № 2
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильная школа № 1955»,
avsvoroba@yandex.ru

Введение

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Не так давно в эфире российского телеканала прозвучали слова Никиты Михалкова: «Сегодня – дети, завтра – народ». Пожалуй, нет фразы, которая бы так точно и остро не отражала важность обсуждения темы духовно нравственного воспитания и образования в современном мире.

Литературный салон, как особый способ общения взрослых и детей, помогает формировать художественно-эстетический вкус, воспитывать внимательных и инициативных зрителей, читателей. Участие воспитанников ГПД в проведении и организации литературных салонов происходит по их желанию во внеурочное время, когда уже подготовлено домашнее задание. Их привлекают сюда дружеская атмосфера и разнообразные формы проведения, включающие либо инсценировки и художественное чтение отрывков произведений, либо музыкальные произведения и песенное оформление, кластеры или иллюстрации, маски героев, загадки, викторины, игры и т.п.

Дети не получают здесь оценок, а только похвалу за малейшее проявление активности, будь то подготовленное выступление или свободное выражение своего мнения. Салон собирает читателей для знакомства с писателями и поэтами, их произведениями, которые отмечают в данный период, т.е. в данный учебный год, юбилейные даты.

Литературный салон, столь распространенный в XIX веке, в новую эпоху приобретает новые формы и новое содержание, цель которых – побудить детей к содержательному чтению, свободному общению и  пробудить у них потребность к содержащей много ценного беседе. Стремление объединить в салон читающих и размышляющих ребят – это, и в какой-то мере стремление помочь детям показать альтернативу к электронным планшетным играм и компьютерному времяпрепровождению, обогащение их внутреннего мира и взращивание души.

В этом учебном году проведено 9 салонов. Сложившийся опыт их организации и проведения дает возможность сделать попытку научно осмыслить проведенную инновационную деятельность, обобщить результаты и представить технические характеристики. Именно они дают возможность сделать идею литературных салонов для детей переносимой в новые условия: другие детские коллективы и другие даты, библиотеки, детские лагеря, дома творчества и т.п.

Разработаны условия деятельности литературных салонов

1. Создание группы организаторов из 2–3 человек, можно с привлечением родителей, библиотекаря.

2. Выбор помещения для неформального общения или оформление обычного кабинета при отсутствии иной возможности.

3. Наличие технических средств, ПК в школе для музыкального и художественного оформления.

Основные педагогические характеристики

I. Содержательный признак – установка на свободное чтение. Расширяя кругозор учащихся, источником выбора книг и юбилейных дат стал читательский выбор воспитателей групп продленного дня, требующий от них умения работать с Интернетом и ПК, использования библиотечного материала. Необходимым условием в проведении салона является наличие сообщения краткой биографии или истории создания произведения, игровых моментов – викторин, загадок, ребусов, вопросов на внимательное слушание, игр со словами и т.п. , т.е. все возможное, побуждающее к свободному самостоятельному чтению произведений данного автора. Также в конце учебного года есть смысл провести обобщающую викторину. Свою викторину мы назвали «Книгочеи». Творческий отчет о работе салона за год может быть выполнен в разных формах, например: концерт из инсценировок отрывков произведений, стихов авторов, с которыми дети познакомились в этом году или выставка творческих работ участников салона – рисунки, иллюстрации или стихи, рассказы и сказки собственного сочинения.

II. Организационный потенциал салона. Воспитанников ГПД СП № 2 – 35–49 человек. Салон привлекает своей творческой атмосферой, новизной информационного материала, свободой неформального общения. Дети стали просить родителей не забирать их из группы до проведения Литературного салона, а давать им возможность поучаствовать в нем.

III. Методический ресурс салона – формирование читательского вкуса и культуры участников салона. Они получают не только информацию, делятся своими знаниями и впечатлениями, демонстрируют свои творческие способности, но и учатся быть воспитанными зрителями, умению красиво и правильно сидеть, внимательно слушать и т.п. Литературный салон формирует у детей понятие, что значит быть читателем:

1. уметь слушать;

2. не только читать, но и перечитывать, рассказывать о прочитанном;

3. иметь личную библиотеку, которую нужно собирать всю жизнь;

4. вести читательский дневник, записывая туда самые дорогие строки и мысли;

5. участвовать в литературных салонах, диалогах, дискуссиях;

6. быть литературным критиком и иметь свои читательские вкусы;

7. мечтать написать книгу о своей жизни;

Литературный салон (продолжительностью 25–30 минут) проходит всегда в теплой атмосфере «образовательной встречи» с искусством слова, с писателем, с новым жизненным опытом. Эта атмосфера дает возможность задавать вопросы, отвечать на вопросы, участвовать в беседе, дискуссии, обмениваться книгами с товарищами, способствует возникновению желания творить самому. Так, на предложение написать какую-нибудь историю, сказку, принести и познакомить товарищей с уже написанным материалом в конце учебного года откликнулось 14 воспитанников, работы которых были представлены на выставке – творческом отчете о работе Литературного салона в ГПД школы.

Технология проведения литературных салонов

Технология проведения салона вобрала в себя технологии:

1. ЧПКМ («Чтение и письмо для развития критического мышления»).

2. Поэтическая мастерская.

3. Театральная технология с применением метода драматизации.

Этапы проведения литературного салона

1. Первый этап: объявление темы.

Включается познавательный интерес, обозначается поле непознанного, рождается любопытство и развивается любознательность.

2. Второй этап: знакомство с краткой биографией поэта / писателя.

Акцент делается на детство и юность, моменты формирования личности, интересные факты биографии.

3. Третий этап: краткая информация о творчестве поэта / писателя.

Подробное знакомство с одним из произведений данного писателя или небольшим списком стихов поэта. Выставка книг, иллюстраций, либо подготовленных детьми рисунков к их произведениям.

4. Четвертый этап: игровое общение или инсценировки.

Вопросы по произведению либо биографии.

– Решение ребусов или других загадок, связанных с творчеством или личностью литератора.

– Викторина по произведению.

– Игры со словами: найти рифму, подобрать синоним, антоним и т.п.

– Составления синквейна.

– Обучение составлению каламбура.

– Сочинение стихотворения по готовым рифмам и многие другие игры, составленные на материале, который был использован на данном салоне. Помочь в их составлении может книга «Грамматика фантазии» Дж. Родари и другие.

5. Пятый этап. Свободное общение участников.

Что понравилось, а что – нет.

Кто понравился больше всего.

Читали ли они данного автора.

Поделиться о своих планах на чтение.

Что нового узнали и т.п.

Педагогическая ценность литературных салонов

– Происходит скрытое образование и развитие.

– Ощущение свободного творчества.

– Возможность сотворчества детей и взрослых.

– Безоценочная деятельность.

– Вдохновляющая сила новизны.

– Атмосфера товарищества и дружеское общение.

– Понимание неисчерпаемости художественного познания мира, человека, культуры.

– Формирование идеалов, ценностей.

– Развитие фантазии и творческого мышления.

– Развитие чувственного восприятия и эмоционального самовыражения.

– Развитие нравственного и умственного потенциала участников.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0