Рубрики
Дошкольное образование

Открытое занятие по окружающему миру: «Через знания о природе – к художественному образу»

Данное занятие было проведено в просторном зале, имитированном в «цветочную поляну». Перед собой я поставила задачу: как можно ближе приблизить имитацию к естественным условиям, где дети могут увидеть, потрогать, послушать и поиграть. На поляне росли цветы, деревья, было маленькое озеро, пели птицы (магнитофонная запись), – ведь у дошкольников наглядно-образное мышление.

0
Бурлак Елена Ивановна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа 2065»,
elenochka0107@mail.ru

Данное занятие было проведено в просторном зале, имитированном в «цветочную поляну». Перед собой я поставила задачу: как можно ближе приблизить имитацию к естественным условиям, где дети могут увидеть, потрогать, послушать и поиграть. На поляне росли цветы, деревья, было маленькое озеро, пели птицы (магнитофонная запись), – ведь у дошкольников наглядно-образное мышление. Был также сюрпризный момент для детей: на поляне их встретил «лесник» (воспитатель Елена Ивановна). Он познакомил их с лесными жителями, растениями и правилами поведения в лесу. Воспитательной для меня была задача научить детей видеть с малых лет красоту вокруг себя, любоваться ею и сберечь ее для других. Кроме того, я определила для себя следующие педагогические задачи:

1. развивать умение использовать цвет как средство выразительности при создании художественного образа;

2. закреплять знание правил поведения на природе;

3. воспитывать любовь к природе родного края.

Предварительная работа заключалась в следующем:

1. проведение беседы о сезонных изменениях в природе;

2. проведение экскурсии по территории детского сада;

3.рассматривание иллюстраций,рассказывающих о жизни лесных обитателей;

4.изготовление детьми листьев клена, дуба, березы, рябины красной и рябины черноплодной;

5.изготовление бабочек.

Материал и оборудование для проведения занятия:

1. нaкаждого ребенка – клей-карандаш, салфетка, клеенка, кружки из бумаги разного цвета;

2. «Цветочная поляна» (макет);

3. картинки «Правила поведения в лесу».

Ход занятия

Воспитатель: Веселое лето! Всем дорого ты!

В лугах ароматных пестреют цветы,

А в рощице пташек звенят голоса,

Их песни хвалою летят в небеса.

Блестящие мошки кружатся толпой,

И солнышко шлет им свой луч золотой.

Мир Божий так чудно, так стройно живет!

Создатель все к жизни, все к счастью зовет. (А. Плещеев.)

Вот как образно, ярко описал поэт лето.

Может из вас нам кто прочитает стихотворение о лете?

Дети читают стихи:

1. На лугу у той дорожки

Что бежит к нам прямо в дом.

Рос цветок на длинной ножке –

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит:

«Не тронь!» (Познанская М.)

2. Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой,

А как только поседел

Вместе с ветром улетел. (Александрова А.)

Воспитатель: Посмотрите, как красиво на нашей сказочной поляне.

Воспитатель: Что вы видите на поляне?

Ответы детей: «На поляне мы видим белоствольную березу, пушистую елку и много удивительно красивых цветов».

Воспитатель: А приходилось вам гулять летом по лесу спокойно, без шума и беготни?

Ответы детей.

Воспитатель: Если сидеть тихо, то можно увидеть и услышать много интересного.

Дети садятся на пеньки и слушают музыку «Времена года».

Воспитатель: Что вы услышали в этой музыке?

Предложения детей.

Воспитатель: Да, дети, если внимательно прислушиваться к лету, то можно услышать, как работают дятлы, можно увидеть, как белка заготавливает грибы на зиму. Можно заметить муравьев, которые греют на солнце белые, круглые личинки, из которых потом вылупляются маленькие, но такие же трудолюбивые муравьи. Можно увидеть, как бабочка перелетает с цветка на цветок.

Воспитатель: Нравится вам моя бабочка? А вы не хотите сделать таких же красивых бабочек как у меня?

Дети садятся за столы, и на заранее вырезанные силуэты бабочек наклеивают круги разного цвета, разной величины. Во время работы звучит спокойная музыка. Затем с бабочками выходят на «цветочную поляну» и танцуют под музыку (импровизация).

 

Фотографии 1–2

Воспитатель: Прислушайтесь. Что вы слышите? Кто это стучит?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, дятел.

Дети рассказывают про дятла.

Воспитатель: Есть много загадок про дятла. А вы знаете?

Ответы детей.

1. Не маляр, не плотник,

А лесной работник.

2. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всеравно он будет мой.

Таким же образом дети находят ежа, белку, муравья, лесную мышку. Рассказывают про этих лесных обитателей и загадывают загадки.

1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А шишки ни одной. (Еж.)

2. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

3. Мы лесные жители

Мудрые строители

Из хвоинок всей артелью

Строим ель себе под елью. (Муравей.)

4. Маленькие ножки

Боятся кошки,

Живет в норке

Любит корки. (Мышь.)

5. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Воспитатель: Дети, наши лесные жители, живя в лесу, привыкли к своеобразному шуму леса, пению птиц. Люди, которые приходят в лес, должны соблюдать определенные правила, чтобы не повредить им. Какие правила поведения в природе вы знаете?

Ответы детей. Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что означает каждое «правило».

Воспитатель: Посмотрите, куда села моя бабочка!

Бабочка «садится» то на зеленый фон, то на красный, то на синий фон. Дети соотносят цвет с каким-либо природным объектом, например: «Бабочка села на зеленую лужайку»,или «Бабочка села на озеро».

Воспитатель: Моя бабочка села на осеннюю поляну. Давайте рассмотрим, какого цвета листья упали на землю и с какого дерева?

Дети показывают рябиновый, дубовый, кленовый, липовый, березовый листья и определяют цвета – оранжевый, желтый, красный, коричневый. Например:«Этот лист рябиновый, он красного цвета».

Воспитатель: Дети, что же произойдет с нашими бабочками, если подует холодный ветер и начнется дождь?

Ответы детей.

Воспитатель: Не хотите им помочь?

Дети берут осенние листья и укрывают бабочек.

Воспитатель: Мы с вами сделали доброе дело: наши бабочки уснули, им стало тепло и уютно под осенними листьями.

Воспитатель: Понравилось вам гулять в лесу? Что же интересного и,может быть,нового вы узнали, находясь на «цветочной поляне»?

Ответы детей.

Воспитатель: На прощанье я хочу вам подарить Красную книгу. В неезаписаны редкие или исчезающие животные, птицы, насекомые. Знакомясь с ней, вы узнаете, каких обитателей планеты нужно охранять и беречь.

Список литературы:

1. Загадки про животных // Теремок [Электронный ресурс]. URL: http://www.teremoc.ru/zagadki/zagadk_givotnie.htm (дата обращения: 21.07.2016).
2. Плещеев А.Н. Лето // Животворящий родник: библиотека духовной поэзии [Электронный ресурс]. URL: http://www.manna-lib.com/poetry.php?p=1429 (дата обращения:. 21.07.2016).
3. Познанская М. Ромашка // Все для детей [Электронный ресурс]. URL: http://allforchildren.ru/poetry/flowers041.php (дата обращения: 21.07.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.