Рубрики
Дошкольное образование

Вечер досуга в «русской избе»: практические рекомендации по приобщению детей к истокам русской культуры

Современные требования общества к подрастающему поколению предполагают формирование у дошкольников чувств патриотизма, толерантности, любви к своей Родине. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), эти задачи входят в образовательную область «Познавательное развитие».

0
Попова Мария Александровна,
воспитатель
АНО «Центр развития детей “Мир детства”»,
mihoshka2006@mail.ru

Данное мероприятие было реализовано автором следующим образом.

Современные требования общества к подрастающему поколению предполагают формирование у дошкольников чувств патриотизма, толерантности, любви к своей Родине. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), эти задачи входят в образовательную область «Познавательное развитие».

В своей работе я использую программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. В этой программе основными целями и задачами области «Познавательное развитие» раздела «Ознакомление с социальным миром» являются: «формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, формирование гражданской принадлежности» [4, с. 64].

В большинстве дошкольных учреждений создавались мини-музеи или уголки русского народного быта. В нашем учреждении создано и постоянно пополняется экспонатами «русская изба». Преломляя программное содержание для детей старшего дошкольного возраста, передо мною стояла задача – сформировать элементарные представления у детей об истории человечества через реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.). Мной был разработан алгоритм работы над этой задачей. Ниже мы раскроем наиболее яркие моменты работы с детьми.

При первой экскурсии в «русскую избу» с детьми я увидела их заинтересованность предметами русского быта, услышала множество вопросов – у нас возник и реализовался проект «Русская изба». Дети принесли из дома сохранившиеся предметы русского быта – посуду, деревянные ложки, игрушку-лошадку, кувшин и черпак. Мы играли в народные игры. Поскольку наш детский сад имеет художественно-эстетическое направление, вместе с музыкальным руководителем мы проводили фольклорные костюмированные праздники с русскими хороводами.

О нашей малой родине – Москве было много информации, которую захотелось связать воедино и рассказать доступным детям языком. Поэтому в моем конспекте появилась семья, которая преподносит информацию в игровой форме в понятном детям жанре – сказки. На вечере досуга в «русской избе» было очень весело и по-домашнему!

Конспект мероприятия

Оборудование: помещение «русской избы» или мини-музей русского быта, любые атрибуты русского быта (реальные, нарисованные или воспроизводимые на мультимедийной установке); русские костюмы (мужской, женский, детский), книга с иллюстрациями Москвы или презентация о Москве; фонограммы русских песен и шум дождя.

Действующие лица: Хозяин русской избы, Хозяйка, сын Савелий (это может быть как подготовленный ребенок старшего дошкольного возраста, так и взрослый), дети средней, старшей и подготовительной групп.

Ход деятельности

В помещении русской избы хозяйничает женщина в русском костюме: ставит в печь чугунок, раскатывает тесто, вышивает рушник или «печет» каравай. Звучит фонограмма русской песни («В горнице моей светло»). Хозяйка поет.

Входит Хозяин в русском костюме, снимая картуз, говорит: «Доброго здоровья, женка!»

Хозяйка с поклоном: « Скорей руки мой, кормилец! Умаялся, поди!»

Хозяйка поливает на руки мужа водой из кувшина, приговаривая: «С гуся вода, с мужа хворь и беда!» Затем она подает мужу расшитое полотенце: «Починил бы лапоть!», и показывает прохудившийся лапоть.

Хозяин: «Тпру-тпру, подожди! Подай, баба, пироги! С лучком, с мачком, с горьким перечком!»

Хозяйка идет к столу: «А ну, где наш постреленок? Не видал?»

Хозяин: «Как не видеть? Видал! В поле скачет с той лошадкой, кою из березы для него я вырезал!»

Хозяйка, раскладывая деревянные ложки, кричит сына: «Саввушка, дитятко! Полно гулять, пора обедать!»

Сын: «Я скачу, скачу, маманя!»

Сын входит с деревянной игрушкой-лошадкой, аккуратно прислоняет ее к стене, умывается в тазу.

Хозяйка: «Где заплутал, постреленок?»

Хозяин: «Что ж ты, милый Саввушка, обед пропускаешь?»

Пока Хозяин с сыном садятся за стол, мать вынимает чугунок, приговаривая: «Танцевала рыба с раком, а петрушка с пастернаком, а лук с чесноком, красна девка с казаком, а морковь не хотела, потому что не умела!»

Мать ставит чугунок в середину стола, ложки берут по очереди – отец, мать, сын и едят в таком же порядке.

Мать достает калачи (каравай), приговаривая: «У меня-то калачи, как огонь горячи! Прискакали чернецы – похватали калачи. Пришел мальчик – обжег пальчик. Побежал на базар, никому не сказал: ни попу. Ни дьячку, ни причетничку»

Поев, Хозяин крестится: «Поели и слава Богу!»

Мать, убирая со стола, говорит сыну: «Садись-ка за ученье!»

Сын, вздыхая, берет книгу, калач и садится на печь (можно на скамейку или на пол). Хозяин чинит лапоть.

Хозяйка с улыбкой: «Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад!»

Увидев, что сын ест не за столом, Хозяин подходит к нему, хватает за нос, приговаривая:

«– Чей нос? – Саввин!

– Куда ходил? – Славить!

– Что выславил? – Денежку!

– Что купишь? – Калач!

– С кем съешь? – Один!

– Не ешь один, не ешь один!»

Савва делится с отцом и просит: «А расскажи, батюшка, с чего Москва начиналась!»

Мать, замечая гостей: «Расскажи! Вот и гостям полезно будет!»

Хозяин: «Ой, не было ветров, вдруг подунули. Ой, не было гостей, вдруг наехали!»

Мать: «Шутит он! Мы гостям всегда рады! Садитесь поудобнее, сейчас сказ будет!»

«В первом тысячелетии от Рождества Христова на месте слияния двух рек Москвы и Неглинной появилось городище. Обнесли его валом высоким и широким, увенчали дубовыми стенами! (Показ иллюстраций.) То при Юрии Долгоруком было! 150 лет то деревянное кольцо укреплений стояло вкруг града. А при князе Данииле, сыне Александра Невского, зародилося каменное зодчество! Из известняка построили стены и башни Кремля. Так Москва стала “белокаменной”. (Показ иллюстраций.) “На базарах, да на ярмарках не только торговали (показ иллюстраций), а в игры играли. Вот в “Колечко” знаете? Брали камушек или колечко. Один в руках зажимал, а другие делали руки “лодочкой”. Кто с камушком или колечком мимо каждого игрока проходил, вроде как хотел «колечко» между ладошками положить. А сам спрашивал: “Колечко, колечко, выйди на крылечко!” У кого “колечко” оказалось, тот и должен выбежать! Хотите, поиграем?” (Игра “Колечко”)

Но однажды вспыхнул невиданный с изначала Москвы пожар! Поднявшаяся буря и погнала огонь на Кремль. Погорели монастыри, погибли все боярские дома в Кремле. Одна пороховая башня взлетела на воздух!

Царь Иван III повелел возвести стены Кремля из красного кирпича, заново отстроить соборы, создать 20 улиц и 10 площадей. Центральные улицы древней Москвы стягивались к трем торговым центрам (показ иллюстраций) подобно тому, как множество ручьев к реке».

Сын Савелий предлагает: «Батюшка, дозволь с гостями в “Ручеек” поиграть?»

Хозяин: «Дозволяю. Встаньте парами, пары друг за другом. Один новую пару себе выбирает, старую пару – разбивает. У кого пара разбилась, тому водить».

Организовывается игра «Ручеек».

После игры Хозяин или Хозяйка продолжают рассказ: «Много Москва повидала! И пожары, и нашествия врагов. Оттого и укрепления строили, пытаясь защитить город. Еще одно укрепление построили, окружили рвом с водой и высокою стеной! (Показ иллюстраций.) Вид Москвы все менялся, Москва преображалась. На народное диво – Красную площадь люди приходили полюбоваться. Все великое, величавое до сих пор сохранилось – собор Василия Блаженного (показ иллюстрации), колокольня Ивана Великого (показ иллюстрации), Царь-пушка (показ иллюстрации), Царь-колокол (показ иллюстрации или фото). С тех давних пор народ сочинял пословицы и поговорки о родном городе: “Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Наша Москва – городам краса”. А входили в Кремль через ворота».

Сын Савелий предлагает: «Батюшка, дозволь с гостями в “Золотые ворота” поиграть?»

Хозяин: «Дозволяю».

Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

«Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!» [1]

На эти слова игроки-ворота опускают руки, захватывая новых игроков. Новые игроки встают в ворота, которые с каждым разом становятся все больше. Игра продолжается, пока все игроки не стали «воротами». По окончании игры слышится фонограмма «шум дождя» или стук при поливе из лейки в железный тазик.

Савва приговаривает: «Дождик, дождик, лей, лей, на меня и на людей! На меня по ложке, на людей по крошке!»

Мать и отец: «Благодарствуем, что в гости зашли, наши байки послушали!»

Сын Савелий: «Бегите, от дождичка прячьтесь! До свидания! Доброго здоровичка!»

Список литературы:

1. Игра «Золотые ворота» // «Босичком»: игры для детей [Электронный ресурс]. URL: https://bosichkom.com/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0(дата обращения: 8.07.2016).
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб, 1998.
3. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд. испр. и доп. М.: Мозаика–синтез, 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.