Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Организация детской самостоятельности: с чего начать? (Из опыта работы средней школы)

Мы все хотим видеть наших детей умными, сильными, здоровыми и успешными. Государству нужны высокообразованные, высоконравственные, честные, целеустремленные люди, способные работать в команде, умеющие повести за собой людей, принимать решения и нести ответственность, желающие развивать и совершенствовать общество, лидеры, умеющие противостоять обстоятельствам, вести за собой людей к поставленной цели и достигать результата.

Глаголина-Гусева Елена Борисовна,
заместитель директора по воспитательной работе СП № 1414
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
glagolinaguseva@mail.ru
Малашкевич Екатерина Юрьевна,
педагог-психолог СП № 1414
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
Catrin45@mail.ru
Иноземцева Ирина Николаевна,
социальный педагог СП № 1414
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
skh1414@yandex.ru
Черняк Татьяна Григорьевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДО г. Москвы,
chernyaktg@mosmetod.ru

Мы все хотим видеть наших детей умными, сильными, здоровыми и успешными. Государству нужны высокообразованные, высоконравственные, честные, целеустремленные люди, способные работать в команде, умеющие повести за собой людей, принимать решения и нести ответственность, желающие развивать и совершенствовать общество, лидеры, умеющие противостоять обстоятельствам, вести за собой людей к поставленной цели и достигать результата.

На наш взгляд, наиболее удачной формойорганизации детской самостоятельной деятельности, как условия для развития его самореализации,для формирования у детей и подростков навыков гражданственности и навыков выбора собственной позиции,является школьное самоуправление.

Именно ученическое самоуправление предоставляет обучающимся возможность реализовывать свой потенциал, избирать и быть избранным в руководящие органы школьного самоуправления, получать радость от деятельности, делегированной ученическим сообществом школы, и результатов этой деятельности, направленных на благо других людей и одобренных сверстниками.

С чего начать формирование и развитие у ребенка общественного сознания, которое поможет ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе позитивных ценностей? Полезно для решения сформулированной задачи привлекать детей к участию в совместной деятельности с взрослыми, постепенно осуществляя ненавязчивый переход от репродуктивной к продуктивной совместной деятельности с педагогом, обращать внимание на позитивные результаты. Школьникам необходимо дать почувствовать собственную значимость, возможность получить практический опыт.

История решения нами этой важной задачи началась давно. В собственности ГБОУ СОШ № 1414 (ранее № 607) с 1956 г. числилось приусадебное хозяйство, в котором просто жизненной необходимостью было непосредственное участие детей в организации трудовой деятельности и досуга. Уже тогда были отмечены первые факты самоорганизации и самообслуживания.

В 2000–2001 учебном году мы обратили внимание на проблему: во взаимоотношениях старшеклассников друг с другом, с родителями и учителями появилась эмоциональная напряженность, участились конфликты. Неукоснительно требовалось пристальное изучение причин возникновения проблем, и поиск путей их разрешения.

На совместном совещании администрации школы, методического объединения классных руководителей и инициативной группы родителей было решено провести диагностические исследования (т.е. обратиться к социометрии как методике диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы), а на основе изучения и анализа их результатов – профилактические беседы и классные часы. В итоге проведенных мероприятий, с учетом пожеланий самих школьников, был создан дискуссионный клуб «Поговорим?» как способ профилактики конфликтных ситуаций и их разрешения.

Клуб стал камерной площадкой, которая объединяла учащихся, готовых общаться друг с другом, с одноклассниками, с учителями и даже с родителями в неформальной обстановке. Инициативные школьники придумали название клубу, стали собираться на регулярной основе, разрабатывали вопросы… Они организовали ядро клуба.  Постепенно в деятельность клуба стали включаться подростки из «группы риска». Общение на дискуссионной площадке способствовало их адаптации, социализации, в конечном результате интеграции в школьный коллектив. Из активистов дискуссионного клуба позже самоорганизовался школьный актив. Клуб помогал ребятам получить опыт цивилизованного обсуждения спорных вопросов, способствовал развитию у школьников коммуникативной культуры.

К концу первого года работы клуба заметно снизилось эмоциональное напряжение в отношениях учащихся с родителями и учителями.

Первые шаги к формированию команды школьного актива мы прошли. Вместе с этим, мы понимали, что группа активистов в среде равнодушных школьников не сможет решить задачу: способствовать организации самостоятельной деятельности абсолютного большинства детей и подростков! Необходимо было организовать условия для развития эмоционального интеллекта детей, формирования успешных отношений между школьниками, искоренения у отдельных «самопровозглашенных» лидеров «нарциссизма» как черты характера, заключающейся в чрезмерной самовлюбленности, безосновательно завышенной самооценке. Отсутствие общих целей в школьных классах разъединяло детей, поэтому необходимо было продумать условия для объединения учеников в команды.

Пристальное внимание было обращено на работу классных руководителей. Иногда коллеги констатировали инфантильность, эгоцентризм современных детей, не осознавая при этом своей роли в формировании условий их социального взросления и не принимая ответственности за то, что на определенном этапе развития ребенка методы и стиль воспитания повлекли за собой деформацию в развитии волевой и эмоциональной сферы детей. Отсутствие у взрослых людей знаний, чуткости к изменениям, избыточно авторитарный стиль общения с детьми могут подавить все зачатки личной инициативы учеников, именно поэтому так важна была разъяснительная работа педагога-психолога с родителями школьников и педагогами. Собеседования, семинары, тренинги, организованные школой для учителей подчеркивали важность формирования у детей понимания того, что каждый из соучеников в классе важен, ценен, что есть «Я», но и он, другой, тоже имеет свое «Я», тогда появится чувство общности: «Мы» – команда, в которой каждый на своем месте. А у ребенка-лидера следовало развивать ответственность за команду, ценность общего дела, а не собственных амбиций.

 Школьники должны были осознавать себя не только учениками конкретных классов, но и членами огромной команды школьников Гимназии. Для решения этой задачи пригодилась загородная база в Чиверево. Организовав на регулярной основе (наряду с оздоровительными выездами) семинары, занятия школы «Актива», тренинги («Я – лидер», «Я и мой мир»), занятия на командообразование, мы традиционно стали использовать активные методы работы с учащимися: тренинги, ролевые и деловые игры, игры с проживанием, дискуссионный клуб.

Разнообразные формы работы позволили  привлечь большее количество учеников и ненавязчиво решать скрытые психолого-педагогические задачи, способствовать позитивной социализации детей. Приведу пример. Во время организации одного из тренингов, ученику, с заниженной самооценкой и испытывавшему трудности в общении с одноклассниками, пришлось стать во главе своей команды. Сложность заключалась в том, что он должен был провести 22 человека, у которых были закрыты глаза, через ряд препятствий без потерь. С данной задачей подросток справился блестяще! Важное заключалось и в том, что во время обсуждения итогов занятия «в кругу», 22 человека, участника прошедшего события, поочередно сказали о том, что они доверяли своему ведущему и чувствовали себя в полной безопасности. Этим было положено начало позитивному изменению в отношениях экс-аутсайдера с товарищами.

Еще один пример из опыта использования игровой технологии в целях социализации. Мы на практике показали ребятам необходимость существования и соблюдения людьми законов, определяющих правовые нормы. Провели игру с проживанием «Мир хаоса», в ходе которой участникам была предложена следующая ситуация: после всемирной катастрофы в живых осталось только 15 человек, на плечи которых легла тяжелейшая миссия – спасение цивилизации. Пытаясь выполнить свою задачу, школьники, занятые в игре, поняли, что без существования юридических и экономических законов цивилизация погибнет.

Комплексно решая поставленную перед собой задачу предоставления учащимся возможности реализации своего потенциала, мы стали получать ощутимые результаты. Однажды школа готовилась к районным правовым играм, одним из элементов домашнего задания была демонстрация видеоролика, посвященного профилактике административных правонарушений. Хотелось уйти от использования стандартных, ставших уже привычными, кадров с использованием документальной хроники и создать нечто новое.

Эта идея была обсуждена на совете старшеклассников. Для создания сценария и съемок ролика было решено выехать в загородное школьное хозяйство «Чиверево» во время весенних каникул. В канву сценария ребята вносили свои интересные предложения и идеи, творчески подходили к процессу работы.

Видя, что происходит нечто необычное, ученики 5, 6 и 8-х классов, находящиеся в «Чиверево», выразили огромное желание участвовать в съемках. Старшими детьми тут же были дописаны новые массовые сцены, которые впоследствии значительно украсили и содержательно обогатили ролик. Педагогический коллектив был приятно удивлен высоким уровнем мотивации и активности детей, их горящими глазами и радостным воодушевлением.

Лишним будет говорить, с каким энтузиазмом дети ожидали момента демонстрации ролика! И первое место, занятое командой школы в районном конкурсе, стало заслуженной наградой. Помимо первого места, несомненным достижением был высокий результат совместной творческой работы детского, родительского и педагогического коллективов.

Еще одним шагом развития самоуправления стала инициатива в решении вопроса жестокости в школе. Был организован и проведен выездной семинар «Жестокость в школе», целью которого являлась профилактика буллинга в школе (травля одноклассниками). Тема была важна всегда, но сегодня вопрос о жестокости в школах стоит на правительственном уровне. Все понимают, все правильно рассуждают, но как говорится «а воз и ныне там». На семинаре присутствовали представители педагогических и ученических коллективов ассоциированных школ ЮНЕСКО города Москвы.

В ходе семинара был показан фильм Р. Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь» по заказу ЮНЕСКО. Шокирующий фильм о детях и родителях, о невежественности и жестокости, о том, как наше безразличие уродует детей, калечит их жизнь. После просмотра фильма ребята стали говорить не только о жестокости среди сверстников, в школах, но и в своих семьях.

С чего начать, как изменить существующий порядок, чтобы этого явления не было в нашей жизни? Конечно, начать с себя – к такому выводу пришли ребята во время дискуссии. Результатом этой работы стала хартия «Школа без насилия», которую представители школ, участники семинара, увезли ее с собой для дальнейшего распространения среди учащихся своих школ.

Имея навык, умения и распространяя опыт среди своих сверстников, подросток переходит на новый виток своего развития. Он учится самостоятельно оценивать ситуацию и изменять ее согласно своему опыту тем самым влиять на жизнь в своем классе, школе.

В рамках программы ЮНЕСКО мы были назначены соорганизаторами международного выездного семинара. Активисты школы по-взрослому подошли к исполнению возложенной миссии. На семинаре были представители пяти стран: Росси, Италии, Израиля, Болгарии, Англии. «От толерантности к волонтерству» было основной темой работы нашего блока. Опираясь на принцип толерантности «мы разные, но все мы люди», школьники создавали комиксы, широко раскрывающие тему необходимости толерантного отношения к «инаковости». Ребята отмечали в своих высказываниях, что проявление терпимости и принятие помогают стать личностью, которая уверена в себе, способна принимать ответственность, слышит других, воспринимает других такими, какие они есть, оказывает помощь, способная сформировать правильное суждение о других людях, личность, которая хочет жить в свободном, демократическом обществе. Мы были довольны уровнем знаний и убежденности, которую демонстрировали наши воспитанники! Одним из основных принципов добровольчества является постулат: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Где и как подростки могут выступать как добровольцы? И ребята не только предложили направления деятельности, где несовершеннолетние могут принимать участия, но и структуру этих направлений. Эти направления были объединены одной идей: потребностью быть нужным людям, помогать и гордиться проделанной работой.

В октябре 2015 года состоялся последний выезд в «Чиверево». Участниками были ученики 7 «А», их родители, классный руководитель и психолог. Четырехчасовое занятие в тренинговом режиме позволило участникам смешанных команд, в которых капитанами были дети, проявить себя, увидеть одноклассников и родителей в непривычных ролях и ситуациях. А самое главное, что был дан толчок к развитию инициативы детей и активному участию в жизни класса родителей.

В настоящее время произошел ряд существенный изменений в жизни нашей школы: мы лишились загородной базы, объединились в комплекс ГБОУ «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова». В сложившихся условиях мы прилагаем все усилия, чтобы распространить бесценный опыт формирования детско-взрослой общности, позволяющей ученикам проявлять свою активную гражданскую позицию. Нас активно поддерживает педагогическое сообщество Гимназии. В начале 2015–2016 учебного года мы провели круглый стол для школьников-активистов и педагогов всех структурных подразделений Гимназии на тему: «Стратегия развития школьного самоуправления». Надеемся, что наши воспитанники, наделенные необходимыми знаниями и опытом, продолжат стратегию развития школьного самоуправления.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

16 ответов к “Организация детской самостоятельности: с чего начать? (Из опыта работы средней школы)”

Thanks for ones marvelous posting! I genuinely enjoyed reading
it, you might be a great author.I will be sure to bookmark your blog and will
come back sometime soon. I want to encourage you
to ultimately continue your great writing, have a nice morning!

I know this if off topic but I’m looking into starting my
own weblog and was curious what all is required to get set up?
I’m assuming having a blog like yours would cost a pretty penny?
I’m not very web savvy so I’m not 100% sure. Any suggestions or advice would be greatly appreciated.

Kudos

Hmm it seems like your website ate my first comment (it was
super long) so I guess I’ll just sum it up what I had
written and say, I’m thoroughly enjoying your
blog. I too am an aspiring blog blogger but I’m still new to
everything. Do you have any tips for beginner blog writers?
I’d certainly appreciate it.

Wow, marvelous weblog format! How lengthy have you ever been blogging for?
you made blogging glance easy. The entire look of your site is wonderful, as neatly as the content!

Magnificent beat ! I wish to apprentice at
the same time as you amend your website, how could
i subscribe for a weblog website? The account aided
me a applicable deal. I were tiny bit acquainted of this your broadcast offered brilliant transparent idea

It is perfect time to make a few plans for the long run and it is time to be happy.

I’ve learn this put up and if I may just I wish to suggest you few attention-grabbing things
or tips. Perhaps you could write next articles relating
to this article. I wish to learn more things about it!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.