Рубрики
Иностранный язык

Уроки проектного обучения на английском языке в 5–7 классах основной школы

С 2011 года в школе на ступени основного общего образования мы работаем по новому Федеральному государственному образовательному стандарту.

0
Лебедева Ольга Анатольевна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
olgal3485545@yandex.ru

С 2011 года в школе на ступени основного общего образования мы работаем по новому Федеральному государственному образовательному стандарту. В его основе – системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [4, п. 5].

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным [4, п. 8].

Но если развитию предметных и личностных умений обучающихся уделялось внимание и раньше, то развитие метапредметных умений оказалось для многих учителей новым требованием. Соответственно, возник вопрос: какие методы и приемы работы позволяют развивать все эти умения вкупе. На помощь пришел метод учебных проектов, в основе которого лежит деятельностный подход к обучению и который помогает формировать универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Учебное проектирование – это не новое изобретение XXIвека. Из истории метода проектов мы узнаем, что в течение последнего столетия к нему неоднократно обращались педагоги, но каждый раз эта работа получала новое направление. В начале ХХ века метод проектов активно использовался и был провозглашен сторонниками единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Но такая практическая направленность привела к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. От использования этого метода пришлось отказаться. Впоследствии о нем неоднократно вспоминали, но в основном в рамках внеурочной деятельности. Актуальность проектирования сегодня продиктована самой жизнью. Технология проектирования имеет широкие возможности применения в разных сферах деятельности. Если заглянуть в «Атлас новых профессий», то мы найдем более 30, в названии которых есть слово «проектировщик». Таким образом, владение проектными умениями – это безусловный плюс, «musthave», в современной жизни.

Пропедевтическая работа по формированию проектных умений планирования, рефлексии необходима уже в дошкольных учреждениях, когда дети учатся под руководством воспитателя работать по плану, выполнять задание в составе небольшой группы, анализировать свою работу: что получилось, а что нет.

Основная работа по формированию проектных умений начинается в начальной школе, и большую помощь в этом оказывает курс «Проектная деятельность» для 2–4 классов Н.Ю. Пахомовой. Для создания технологии формирования готовности младших школьников к проектной деятельности автором разработаны научные основы: определены метологические, психолого-педагогические и дидактические принципы последовательного формирования проектных умений и проектной деятельности.

После изучения курса учащиеся, переходя в 5 класс, имеют стартовые проектные умения, требующие дальнейшего развития. Но в основной школе учитель сталкивается с определенными трудностями. Во-первых, отсутствие единого курса, позволяющего развивать и совершенствовать проектные умения в системе, чтобы по окончании основной школы обучающиеся смогли представить свою проектную работу, как требуется в соответствии с новым ФГОС. Учителям основной школы приходится вести работу в рамках отдельных предметов, в связи с чем возникает проблема распределения часов в календарно-тематическом планировании. Проведение урока-проекта занимает 2 часа (1 урок – подготовка, 2 урок – презентация проектов), поэтому, если таких уроков проводится несколько в течение учебного года, достаточно сложно выделить необходимое количество часов. В-третьих, отсутствие достаточной методической базы в учебниках. В УМК «Английский в фокусе» Ю. Ваулиной, Д. Дули есть много заданий, требующих выполнение индивидуального или группового проекта, но ни в учебнике, ни в книге для учителя нет методической разработки, помогающей провести проектные уроки. Учителю приходится это делать самостоятельно. Большую методическую и дидактическую помощь в этой работе мне оказал курс «Метод учебного проекта» в Московском институте открытого образования под руководством Н.Ю. Пахомовой и Н.В. Дмитриевой.

Мной были разработаны и проведены несколько уроков-проектов на английском языке в 5–7 классах (см. Приложение).

В заключении можно сказать, что использование метода проектов – это не панацея, не решение всех проблем. Но в применении его вместе с другими технологиями есть достаточно много плюсов. Ситуация, когда ребенок самостоятельно или при поддержке одноклассников находит решение проблемы, приближенной к его личным интересам, и знает, что это решение не может быть неправильным, безусловно, повышает мотивацию к изучению предмета, помогает достигать личностные, предметные и метапредметные результаты и в конечном итоге помогает развивать навыки, необходимые во взрослой жизни.

Приложение доступно по ссылке.

Список литературы:

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения: 07.06.16).
2. История возникновения метода проектов. [Электронный ресурс]. URL: http://soc-work.ru/article/840 (дата обращения: 07.06.16).
3. Пахомова Н.Ю. Учебное проектирование в образовательном процессе современной школы: Монография. М.: Изд-во СГУ, 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010. [Электронный ресурс]: (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897). URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/938/ (дата обращения: 07.06.16).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.