Рубрики
Управление

Турбион-технология как средство повышения эффективности метода проектов

Проектно-исследовательская деятельность позволяет обучающимся идентифицировать себя в современном мире, искать и отбирать необходимую информацию, находить оптимальный путь построения карьеры, определяет средства личной состоятельности.
Турбион-технология – инновационная методика повышения эффективности так хорошо себя зарекомендовавшей проектной методики.

0
Веденеева Татьяна Евгеньевна,
заведующий учебной частью основной и средней школы,
учитель высшей квалификационной категории
ЧУОО г. Москвы СОШ с углубленным изучением английского языка «Интеграция»
Синельникова Анастасия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ЧУОО г. Москвы СОШ с углубленным изучением английского языка «Интеграция»,
sinelnikovanastea@gmail.com

Проектно-исследовательская деятельность позволяет обучающимся идентифицировать себя в современном мире, искать и отбирать необходимую информацию, находить оптимальный путь построения карьеры, определяет средства личной состоятельности.

Турбион-технология – инновационная методика повышения эффективности так хорошо себя зарекомендовавшей проектной методики.

Цель данной методики позволяет совершенствовать метод проектов, повышать значимость и глубины усвоения обучающимися основных учебных компетентностей.

При разработке турбион-технологии мы стремились решить следующие задачи: 1) повысить образовательную мотивацию учащихся; 2) соединить их внеурочную и урочную деятельность; 3) включить результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала, связанного с программами обучения по ряду предметов; 4) разработать методику и практику интегрированного комплексного изучения учебных предметов; 5) сформировать метапредметные связи, что позволяет выстроить у обучающихся целостную картину мира; 6) включить на каком-либо этапе в турбион-цепочку проектную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вместе со всеми обучающимися, что является одной из особенностей инклюзивного обучения.

Нами определены особенность педагогических критериев турбион-технологии, содержание и направленность организации учебного и внеурочного образовательного и воспитательного процесса в школе в ходе подготовки системы проектов, объединенных общей тематикой.

Теоретическая значимость предлагаемой разработки состоит в том, что результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках турбион-цикла дополняют теорию и методику образования, воспитания и развития детей школьного возраста в соответствии с современными концепциями образования, способствующими индивидуализации образовательного процесса.

Турбион-технология может быть использована учителями разных предметно-методических направлений для формирования и развития творческих способностей обучающихся в условиях практической деятельности, обогащающей предметное содержание учебного процесса на каждом последующем этапе образовательного цикла.

Данная методика используется и впервые была описана в школе «Интеграция» с 2002 года в рамках ежегодной проектной деятельности.

Апробация проектных турбион-циклов также имела место на городских методических семинарах и конкурсах, публикациях в научных и методических изданиях. Данная методика была удостоена Гранта Москвы в сфере образования в 2010 году.

Как известно, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Метод исследовательских проектов занимает центральное место в системе турбион-технологии и вместе с тем вызывает наибольшие трудности. Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образовании. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель формирует ключевые компетентности учащихся. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать не только учебную, но и воспитательную работу.

Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу достаточно пролонгированного типа.

Технологии проектной деятельности предполагает наличие «шести П»: проблема, проектирование цепочки, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.

Вариант реализации проектной технологии представляет собой связанную единым содержанием цепочку: «Уроки – исследовательские проекты – презентация научной и творческой части проекта во внешнюю среду – уроки».

Французское слово «турбион» (турбийон, tourbillon) переводится как «механизм для увеличения точности работы часов», а корневая основа «тур» (tour) переводится как «круг». Своеобразным механизмом повышения эффективности работы проектной методики по замкнутой системе и является турбион-технология.

Цель этой технологии – соединение внеурочной и урочной деятельности обучающихся, включение результатов исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала.

Можно сказать, что продукт проектной деятельности, пройдя этот круг, становится общественно значимым, что в конечном итоге изменяет мотивационную сферу ученика и учителя.

Отметим также, что связь между звеньями «исследовательский проект – урок» является двухсторонней: с одной стороны, материалы исследований включаются в урок, с другой – на уроках рождаются темы проектов. Кроме образования метапредметных связей идет формирование учебных компетентностей: постановка проблемы, целеполагание и планирование, работа с информацией (анализ текста, составление плана, конспектирование, приобретение недостающих сведений из разнообразных источников, выделение главного), разрешение проблем, выдвижения гипотезы исследования, развитие исследовательских навыков (например, навыков работы в архиве), развитие навыков широкого использования информационных технологий при подготовке презентаций.

Подготовка к выступлению предполагает формирование соответствующих компетентностей, которые включают личностное отношение обучающего к предмету деятельности, т.е. формирование компетентностей во время урока и проектной деятельности взаимно дополняют друг друга.

В нашей школе «Интеграция» введен за счет школьного компонента отдельный предмет – «научно-исследовательская деятельность» (со 2 по 9 классы), построенный в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Таким образом, со 2-го класса у ребенка начинает формироваться исследовательский тип мышления, что позволяет обучающимся чувствовать себя более уверенно при подготовке проекта и сводить консультации педагогов, особенно в старшей школе, до минимума. Происходит развитие исследовательских компетенций, а в старших классах – предпрофильных навыков.

Проектная деятельность, связанная с предметным обучением, становится более устойчивой системой. Приведем конкретный пример реализации такой цепочки для предметов гуманитарного цикла, в которой принимали участие также учителя естественно-математических дисциплин, преподаватели иностранных языков, методическое объединение учителей дополнительного образования и воспитатели, с которыми была продумана конкретная тема турбион-технологии на совместном обсуждении с обучающимися.

2015 год – это годовщина Великой Победы в Великой Отечественной войне против фашистcкой Германии, что отразилось на выборе темы. В рамках патриотического воспитания учащихся нам хотелось выстроить цепочку турбион-технологии так, чтобы у детей сложилось целостное восприятие этих памятных для нашей страны лет.

Наша цепочка началась с информационного проекта по выпуску «Боевых листков», которые готовили обучающиеся с 5–11 классы с сентября по апрель, представляющие собой законченные мини-проекты. Затем каждый месяц выпускался новый «Боевой листок», посвященный основным сражениям Великой Отечественной войны (битве под Москвой, под Сталинградом, Курской битве, освобождению Севастополя, блокаде Ленинграда, Берлинской военной операции).

Обучающиеся начальной школы подготовили творческий проект «Письма с фронта», который оформили в виде стенда. На нем были предоставленные копии писем и фотографий их славных предков, которые участвовали в этих великих сражениях. На занятиях кружка живописи «Леонардо» обучающиеся 1–5-х классов подготовили для выставки рисунки, посвященные Великой Отечественной войне.

С сентября обучающиеся 10-го и 11-го классов начали работать над большим творческим проектом «Севастополь – город русской славы боевой».

Завучем по внеклассной работе совместно с учителем истории был продуман экскурсионный проект «По следам боевой славы в городе-герое Москве и Подмосковью», который предполагал посещение мест, связанных с Великой Отечественной войной.

В середине апреля была организована автобусная экскурсия в рамках общегородской программы «Мир помнит» по памятным местам города Москвы, связанным с Великой Отечественной войной. Экскурсия закончилась возложением цветов на могилу Неизвестного солдата в Александровском саду.

В начале учебного года в ходе открытых дискуссий и эвристической беседы обозначился определенный спектр многоплановых тем, интересовавших обучающихся. В начале марта в школе «Интеграция» проходила «Проектная неделя», где обучающиеся представляли свои исследовательские и проектные работы.

Обучающиеся начальной школы продолжили работу над «Книгой Памяти», работа над которой началась в 2010 году. Они, следуя этой традиции, подготовила ряд проектов об участии в Великой Отечественной войне членов их семей, которые являются ветеранами боевых действий и трудового фронта. Тематика их проектов в этом году была следующей:

– «Мои предки – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 г.»;

– «Техника времен Великой Отечественной войны»;

– «Пионеры-герои Великой Отечественной войны».

Очень интересными были проекты, рассказывающие о пионерах-героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Мы не должны забывать об этом, и наши дети должны об этом помнить.

Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность учащихся, способствовать его самореализации, но и обеспечивает процедуру учета внеучебных достижений обучающихся, формирует творческое мышление, учит давать рефлексивную оценку своей работе.

По окончании проектной недели в начальной школе обучающимся предлагается заполнить анкету-саморефлексию.

Многие учащиеся нашей школы, включая обучающихся с ОВЗ, участвовали в городских и всероссийских проектных конференциях, где их работы были отмечены в разных номинациях.

В ходе работы над построением цепочки турбион-технологии ряд обучающихся начальной школы приняли участие в крупном информационном проекте «Блокада Ленинграда».

Также проектная деятельность является одним из важнейших итогов обучения в основной и средней школе и основным критерием оценки уровня подготовки выпускников.

Воспитание патриотических чувств сегодня является социальной потребностью и проблемой российского общества. Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с ранних лет жизни.

В последние годы в стране успешно реализуется программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015 годы», она была утверждена правительством РФ 5 октября 2010 года.

Одним из актуальных направлений государственной программы являются: формирование высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Поэтому на научно-практической конференции основной и старшей школы в свете турбион-технологии было представлено много монопроектов, посвященных Великой Отечественной войне. Обучающиеся 5–6 классов подготовили проекты о подвигах героев Отечественной войны («А. Маресьев», «Генерал Панфилов», «А. Матросов», «Летчики-герои ВОВ», «Врачи и сестры милосердия», «Нюрнбергский процесс», «Холокост», «Географические открытия в годы Великой Отечественной войны», «Вклад советских физиков в Великую Победу» и др.). Обучающиеся провели съемки в музеях, некоторые побывали на родине героев и смогли подготовить видеосюжет по заданным темам. Авторы проектов нашли редкие кадры и исторические материалы, что сделало их проекты глубокими и запоминающимися. Очень интересным был проект ученицы 8-го класса – «Война и музыка», который позволил ей сделать вывод об особенностях музыкального восприятия войны советскими людьми в сопоставлении с американцами и англичанами.

Необыкновенно познавательным был мультимедийный проект «Что такое Холокост?», подготовленный двумя обучающимися 10-го класса, одна из которых имеет особенности здоровья. Она начала готовить свой проект за два года до выступления, объездив всю Европу, страны СНГ,  посетила концлагеря, памятники и мемориалы, воздвигнутые жертвам фашизма, о которых нельзя забывать. Получился настоящий полнометражный фильм, ставший украшением проекта. Эта исследовательская работа принимала участие в XII Городской конференции учебно-исследовательских и проектных работ государственных образовательных учреждений «Интеллект – Надежда», где был высоко оценен комиссией и занял первое место в своей секции.

Во время проектной недели в школе обучающиеся делились на секции: гуманитарную, естественно-научную и подсекции внутри этих секций.

Таким образом, внешняя презентация проекта может происходить в 2 этапа:

1-й этап – иннерстеп – знакомство с результатами исследований происходит внутри школы во время проектной недели;

2-ой этап – аутерстеп – к нему допускаются только самые зрелые исследования. Он может происходить в ходе различных конференций, конкурсов, семинаров вне школы.

Лучшие проектные работы были опубликованы в научных сборниках и на школьном сайте. Это тоже сильно мотивирует обучающихся на дальнейшее участие в научной жизни школы.

Дивергентность – это важная черта продуктивного творческого мышления, которая оказывает содействие возникновению оригинальных замыслов и новых подходов в разных сферах науки, техники, литературы, истории. И все это формируется и закрепляется в процессе работы над проектом.

Следующей цепочкой турбион-технологии стал конкурс чтецов, тематикой которого были стихи поэтов-фронтовиков – «Строки, пробитые пулей». С марта по май по классам проходил стихотворный конкурс военной лирики. Победительнице стихотворного конкурса, было доверено выступить 8 мая на торжественной линейке, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, со стихотворением О. Фокина «Я помню».

В конце апреля обучающиеся (3-го и 4-го классов) и победители стихотворного конкурса отправились в пансионат для участников ВОВ «Коньково» для того,, чтобы вручить подарки ветеранам, пообщаться с ними и показать небольшое выступление. Ветераны могут быть уверены: ученики школы «Интеграция» станут достойными защитниками Родины.

В начале мая обучающиеся нашей школы выезжали в школьный «Экопарк», где было посажено 9 деревьев, символизирующих День Победы.

На линейке, посвященной 70-летию Победы, учащиеся почтили минутой молчания павших в этой войне. На этой линейке присутствовал «Бессмертный полк» нашей школы: некоторые обучающиеся принесли портреты, которые были получены ими для проведения этой акции на Красной площади. Сбором материалов и получением фотографий для проведения проекта «Бессмертный полк» обучающиеся занимались, начиная с февраля месяца. Таким образом, была сформирована группа из учащихся 8–11 классов и ряда учителей, которые 9 мая участвовали во Всероссийском мероприятии «Бессмертный полк».

С января месяца обучающиеся нашей школы приступили к реализации творческого проекта «Севастополь – город русской славы боевой» по сценарию, подготовленному творческой группой 10–11-го классов. Этот социальный проект являлся коллективным, так как в нем приняли участие практически все обучающиеся нашей школы, которые подключались к проекту на разных этапах. Для реализации этого проекта был арендован большой актовый зал и приглашены ветераны войны и труда Западного административного округа. Фильм, подготовленный обучающимися старшей школы под руководством учителей и системного администратора, стал неотъемлемой частью спектакля и позволил присутствующим глубже прочувствовать в атмосферу того времени.

В середине мая была организована последняя цепочка турбион-технологии – ролевой проект «Ялтинская конференция спустя 70 лет», в котором наши учащиеся взяли на себя роли исторических персонажей. В ней приняли участие обучающиеся 8–11-х классов: «американцы», «англичане», «французы», «советские представители», переводчики. При этом своеобразным языком международного общения служил их родной русский с соответствующими дипломатическими клише, при составлении которых помогли преподаватели русского языка и истории. В качестве оппонентов выступали ученики и учителя-предметники, принимавшие участие в организации описываемой нами турбион-цепочки. В ходе конференции обучающиеся показали знание иностранных языков и отстояли свои взгляды на современное политическое устройство мира. Учащиеся смогли создать команду для решения конкретных задач, что позволило им проследить динамику отношений между странами за эти годы и выдвинули ряд предложений, показавших хороший уровень прогностического мышления.

Завершением цепочки турбион-технологии стала торжественная линейка, посвященная окончанию учебного года. В ходе торжественной линейки были вручены почетные грамоты победителям в различных номинациях. Последним этапом стал кулинарный проект «Солдатская каша». Обучающиеся 8–10 классов приготовили самое любимое солдатское блюдо – кулеш. Ученики начальной школы нарезали «ленинградские» кусочки ржаного хлеба и сала. Родители и учителя с удовольствием попробовали простую солдатскую пищу времен Великой Отечественной войны. Этот коллективный кулинарный проект позволил создать иллюзию погружения в солдатскую среду военных лет. Затем все отправились в актовый зал, где был показан видеофильм «70-летие Великой Победы», который снимался в течение этого памятного для нашей страны года на всех этапах турбион-цепочки.

Таким образом, цепочка, которая выстраивалась весь учебный год, замкнулась. Для ее продолжения остались «Боевые листки» (уроки истории), монопроекты учащихся, «Книга Памяти», фильм «Севастополь – город русской славы боевой» и прекрасный мультимедийный проект «70-летие Великой Победы», экземпляры которого были подарены родителям и детям на память об этой знаменательной дате.

Как мы видим, на определенном этапе турбион-цепочки возможно подключение к проектной деятельности всех категорий детей с ОВЗ, что выгодно отличает предлагаемую новую методику от стандартной проектной технологии. Удачное применение такой точечной интеграции в ходе турбион-цикла проектной деятельности играет важную социальную и адаптивную роль.

Возможность широчайшего применения турбион-технологии в рамках какого-либо предмета или нескольких предметов очевидна, поскольку именно выбранная тема или предмет исследовательского проекта наиболее ориентирован на формирование причинно-следственных и межпредметных связей в соответствии с учебной программой.

Принципиальные отличия турбион-технологии от стандартной проектной методики заключаются в следующем:

1. Формирование замкнутых проектных цепочек, связанных единством темы: «Если хочешь понять целое, разбей его на части!» Именно по этому пути мы и предлагаем трансформировать традиционную проектную методику.

2. Более широкое применение педагогической эмпатии, поскольку не просто один или несколько учащихся готовят с одним преподавателем проект, но учащиеся контактируют друг с другом для выработки позиции и роли их конкретного исследования в общей проектной теме.

3. Более широкие возможности (в сравнении с традиционными методиками) применения здоровьесберегающих технологий. В частности, мы рекомендуем проведение проектных недель вне школы, где можно было бы не только учиться и овладевать определенными компетенциями, но и отдыхать, дышать свежим воздухом.

4. Большие возможности инклюзивного вовлечения детей с ОВЗ в проектную деятельность наравне с другими обучающимися. Полноценный проект детям с разными физическими нарушениями бывает иногда подготовить трудно, а в рамках турбион-цепочки принять участие в работе с определенного этапа (либо в качестве эксперта, либо в качестве помощника в добыче необходимой информации, собственно в качестве автора мини-проекта, участника театрализованного действия и т.д.). Это выгодно отличает предлагаемую новую методику от стандартной проектной технологии. Применение такой точечной интеграции в ходе турбион-цикла проектной деятельности играет важную социальную и адаптативную роль.

5. Большие воспитательные возможности турбион-технологии, при которой обучающиеся учатся сотрудничеству с преподавателями, со сверстниками, с детьми с ОВЗ, с родителями.

6. Широкие возможности рефлексии учебного процесса в рамках конференций проектно-исследовательских работ. Самооценка, сравнение уровня собственного проекта с уровнем проектов других детей, адекватность восприятия удач и неудач – важнейшие элементы профессионального будущего любого школьника!

7. Стопроцентная гарантия овладения детьми учебным материалом на творческом уровне, выстраивание целостной картины затронутой темы. Учащиеся сами осознают, что они – специалисты и знатоки в рамках небольшой темы, затронутой в их проектах, конференциях, творческих мероприятиях.

8. У проектной деятельности по методике турбион-технологии – серьезный результат в виде «конечного продукта». Помимо проектных конференций, в ходе которых выходят в свет печатные варианты (тезисы) проектных работ детей, итогом турбион-циклов могут быть экологические тропы, спектакли, создание экскурсионных туров, создание музыкальных спектаклей и поэтических произведений, информационное обогащение учебного материала по определенной тематике в рамках одного или нескольких школьных предметов.

9. Предлагаемая методика является более интерактивной, в сравнении со стандартным методом проектов. Учащиеся чаще переключаются с одного вида деятельности на другой, получают более глубокие личностно-значимые компетентности, возрастает учебная мотивация.

В завершение можем сказать, что турбион-технология рассчитана на использование в школах с количеством детей в классах до 15–20 человек, поскольку в иных условиях охватить проектной деятельностью всех обучающихся практически невозможно, да и нецелесообразно.

Не каждый год можно выстроить цепочку турбион-технологии. Для этого должны быть темы, которые будут интересны большинству обучающихся и учителей. Необходимо продумать все этапы этой цепочки и связать их общим содержанием. Следует правильно организовать в течение года всех участников проектной деятельности. Для этого нужны квалифицированные и заинтересованные педагогические кадры, которые могут повести за собой обучающихся, держать их в теме, заданной турбион-технологией целый год, и грамотно выстраивать каждый этап цепочки.

Список литературы:

1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М.: Синтег-ГЕО, 1997.
2. Веденеева Т.Е., Войнова М.И. Проектная технология как условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся // Дидакт учитель. 2003. № 3. С. 50–55.
3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. М.: 5 за знания, 2006.
4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара, 2003.
5. Полат Е.С. Современные педагогические информационные технологии в системе образования М.: Академия, 2008.
6. Климова Е.В. Тенденции и задачи компентентностного подхода М., 2006.
7. Косарева Н.В., Семенов В.А. Использование проектной методики в образовательном процессе: турбион-технологии // Материалы II Международной научно-практической конференции «Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы». Гомель: УО ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. С. 48–49.
8. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Школьные технологии. 1999. №№4–5. С. 208–209.
9. Сергеева И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: Аркти, 2004.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.