Рубрики
Дополнительное образование

Методические аспекты повышения эффективности экологического образования

Экологическое образование и воспитание обучающихся в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, реализуется по пяти направлениям (в соответствии с Постановлением Правительства Москвы «Об основных положениях новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года» и в соответствии с направлениями документа): интеграция экологического просвещения и экологического образования в городские программы и мероприятия; формирование экологической культуры населения города Москвы; формирование экологически ответственного мировоззрения; поддержка инициатив, направленных на формирование экологической культуры; развитие движения экологических волонтеров.

0
Рузавин Анатолий Александрович,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
ruzavinaa@mosmetod.ru
Туркина Валентина Константиновна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
turkinavk@mosmetod.ru

 

Экологическое образование и воспитание обучающихся в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, реализуется по пяти направлениям (в соответствии с Постановлением Правительства Москвы «Об основных положениях новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года» и в соответствии с направлениями документа): интеграция экологического просвещения и экологического образования в городские программы и мероприятия; формирование экологической культуры населения города Москвы; формирование экологически ответственного мировоззрения; поддержка инициатив, направленных на формирование экологической культуры; развитие движения экологических волонтеров.

Образовательные организации города Москвы реализуют Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Обучающиеся активно знакомятся с окружающей природной средой, приобретают экологические знания, необходимые для жизни в современном городе, в ходе реализации образовательных программ и технологий, направленных на познавательное развитие детей в разных формах организации образовательной деятельности. Около 10 % образовательных организаций Москвы начального, основного и среднего общего уровней образования реализуют программы экологического воспитания и образования обучающихся. В начальной школе ведутся занятия по программам экологической направленности «Моя первая экология», «Юные исследователи», ученики 5–9 классов изучают курс по выбору «Экология», в старших классах ведется преподавание предметов «Экология» и «Экология Москвы и устойчивое развитие». Более 4500 обучающихся занимаются в кружках экологической направленности. В образовательных организациях среднего профессионального образования ведется подготовка по специальностям «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

Городским методическим центром Департамента образования города Москвы для воспитанников детских садов, школьников, студентов образовательных организаций среднего профессионального образования и семей с детьми в возрасте от 5 до 21 года проводится ежегодный Городской экологический фестиваль «Бережем планету вместе». Фестиваль направлен на развитие познавательной, творческой, научно-исследовательской деятельности детей и молодежи столицы по сохранению и улучшению экологического качества окружающей среды, формированию культуры экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

Организаторы фестиваля – Городской методический центр Департамента образования города Москвы, Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма, ГПБУ «Мосприрода» и Гете-Институт в Москве.

В 2016 году в шести тематических направлениях фестиваля («Юные экологи Москвы», «Экология», «Ресурсосбережение», «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!», «”Зеленое” кино и анимация» и «Детский реестр зеленых насаждений») приняли участие 11316 обучающихся из 350 образовательных организаций Москвы, были представлены 1591 проектные и учебно-исследовательские работы, выполненные на базе особо охраняемых природных территорий города, микрорайонов Москвы, промышленных, строительных, культурных и социальных городских объектов. Авторы 97 конкурсных работ стали победителями.

Городским методическим центром Департамента образования города Москвы осуществляется методическое сопровождение проектов, связанных с экологическим образованием и воспитанием обучающихся. На портале www.mosmetod.ruразмещены методические материалы для организации экологических проектов обучающихся, рекомендации и сборники учебных материалов для проведения практических работ по экологии, сценарии классных часов, посвященных экологическим проблемам и вопросам ресурсосбережения, методические рекомендации по проведению международных экологических акций и праздников («Урок в Москве», «Больше, чем урок», «Школьные знания для реальной жизни», «День Земли», «Международный день птиц», «Международный день леса» и т.д.), а также информационные материалы для организации учебных исследований школьников.

С 2015 году проводится Городской конкурс методических разработок педагогов образовательных организаций по экологическому образованию и воспитанию обучающихся. В конкурсе приняли участие около 1000 педагогов образовательных организаций. Победителями стали 30 педагогов образовательных организаций (ГБОУ «Школа № 896», ГБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1466 имени Надежды Рушевой», ГБОУ «Школа № 498», ГБОУ «Школа № 1150 им. Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского», ГБОУ «Гимназия № 1539», ГБОУ Центр развития творчества детей и юношества «Технорама на Юго-Востоке», ГБПОУ «Колледж сферы услуг № 10», ГБОУ «Гимназия № 1528», ГБОУ «Школа №  97», ГБОУ «Гимназия № 1507», ГБОУ СОШ № 1995, ГБОУ СОШ № 1065, ГБОУ СОШ № 827, ГБОУ ДО МДЮЦ ЭКТ, ГБОУ СОШ № 254, ГБОУ Гимназия № 1097 «Богородская», ГБПОУ г. Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»).

Традиционной формой повышения квалификации, обсуждения методических разработок педагогами для формирования  новых компетенции в области экологии, являются семинары. В этом учебном году было проведено 11 обучающих семинаров по теме: «Применение современных образовательных технологий в проектировании уроков экологии» с участием педагогов В.П. Александровой, кандидата биологических наук, директор Центра «Одаренные дети» ГБОУ «Гимназия» № 1507» и учителя экологии и географии ГБОУ «Школа с углубленным изучением экологии № 446», кандидата педагогических наук О.Ю. Тимофеева. В целях развития внеурочной деятельности учащихся экологической направленности проведены курсы повышения квалификации для учителей по программе «Проектирование содержания экологического компонента в условиях реализации урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС».

Выстраивается эффективное межведомственное взаимодействие образовательных организаций с учреждениями, подведомственными Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Около 400 образовательных организаций заключили договоры с государственным природоохранным бюджетным учреждением «Мосприрода» о сотрудничестве в проведении экологических природоохранных акций, образовательно-лекционных занятий, направленных на сохранение и воспроизводство биоразнообразия, в участии в конкурсах организации и проведении экскурсионно-волонтерского движения, в проведении культурно-массового, спортивно-оздоровительного и эколого-просветительского досуга населения на особо охраняемых природных территориях. Совместно с ГПБУ «Мосприрода» для учителей экологии, географии и естественнонаучных предметов проведен семинар «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на базе особо охраняемых природных территорий г. Москвы» (2015). В ГПБУ «Мосэкомониторинг» в 2015 году проведены 8 научно-практических семинаров «Единая система экологического мониторинга города Москвы. Возможности применения оперативных данных в проектной деятельности обучающихся» (2015). В ходе семинаров педагоги образовательных организаций города познакомились с работой аналитической инспекции Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы «Мосэкомониторинг», автоматической станции и передвижной лаборатории контроля загрязнений атмосферного воздуха и уровня шума. На базе Эколого-просветительских центров «Экошкола Кусково» и «Воробьевы горы»для педагогов проведены циклы практических семинаров «Использование цифровой лаборатории по экологии в школьном экологическом мониторинге» (2015) и «Школьный экологический мониторинг: организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся» (2014). Совместно с лабораторией экологического образования ИСРО РАО для учителей экологии, естественнонаучных предметов, обществознания и школьных психологов проведён городской семинар «Экологическое образование на этапе внедрения ФГОС в основную школу» (2015). Более 300 педагогов образовательных организаций города приняли участие в работе научно-практической конференции «Экологическое образование – ресурс устойчивого развития столичного региона» (2014).

В Москве развивается школьное движение экологических волонтеров. Более 150000 обучающихся стали участниками экологических акций и мероприятий, проводимых Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы совместно с Департаментом образования города Москвы. В городской экологической акции «Час Земли в Москве» приняли участие более 8500 школьников, в акции по сбору макулатуры «Бумажный бум» участвовали более 25000обучающихся из 50 образовательных организаций города, было собрано 70 тонн макулатуры и закуплено на вырученные от сдачи макулатуры деньги 12 тысяч саженцев сосны для Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО «Мособллес». В экологических акциях «Субботник», «Чистая территория», в том числе на природных территориях города – парках, скверах, особо охраняемых природных территориях города, приняли участие более 15 000 школьников. 67500 детей и педагогов стали участниками городской природоохранной акции «Батарейки, сдавайтесь!», в ходе которой было собрано и отправлено на переработку 15 тонн использованных батареек.

Перевод статьи на английский язык – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0