Рубрики
Дошкольное образование

Музыкально-литературный досуг для старшей и подготовительной групп, посвящённый Дню рождения А.С. Пушкина

Данная статья содержит методические рекомендации по проведению досуга, включающего в себя: изучение сказок А.С. Пушкина, знакомство с фрагментами музыкальных произведений, написанных по сказкам великого поэта, чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина, игру на музыкальных инструментах (металлофонах), инсценировки фрагментов сказок, игры – «Собери и узнай сказку», «Куда смотрит Петушок», «Собери из букв названия насекомых из сказки», «Узнай музыкальный фрагмент», «Закончи фразу», исполнение хоровода «Светит месяц».

0
Жильцова Светлана Петровна,
музыкальный руководитель СП № 1
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1995»,
osvezhil@yandex.ru

Данная статья содержит методические рекомендации по проведению досуга, включающего в себя: изучение сказок А.С. Пушкина, знакомство с фрагментами музыкальных произведений, написанных по сказкам великого поэта, чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина, игру на музыкальных инструментах (металлофонах), инсценировки фрагментов сказок, игры – «Собери и узнай сказку», «Куда смотрит Петушок», «Собери из букв названия насекомых из сказки», «Узнай музыкальный фрагмент», «Закончи фразу», исполнение хоровода «Светит месяц».

В нашем детском саду пять групп воспитанников старшего возраста: три старшие группы и две подготовительные группы. Дети более старшего возраста, как правило, более эрудированы и отвечают на все вопросы быстрее. Чтобы дать возможность реализоваться всем ребятам досуг проводился в двух потоках: отдельно для подготовительных групп, отдельно для старших групп. В роли Кота Ученого выступила я (С.В. Жильцова – прим. ред.), в роли Ведущего – воспитатель одной из групп.

Фотография 1

Стоит отметить, что дети проявили огромный интерес ко всему происходящему: они с удовольствием играли во все игры, внимательно слушали музыкальные фрагменты, правильно отвечали на все вопросы. Какие-то задания были достаточно сложными (например, «Собери сказку»): лист форматом А4 был разрезан на десять частей; дети разделены на шесть команд; некоторым командам понадобилась помощь взрослого, так как иллюстрации получились разной сложности. Рассказ детей о сказке, которую им удалось собрать, был интересным и содержательным.

Несмотря на то, что досуг очень насыщенный, довольно длительный по времени дети были активны на протяжении всего мероприятия. Все получили огромное удовольствие, а взрослыми гостями был отмечен огромный познавательный аспект данного досуга.

В мире сказок Пушкина

Ведущая: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отмечаем День рождения великого русского поэта – А.С. Пушкина.

В детстве Александра Сергеевича Пушкина, тогда просто мальчика Сашу, воспитывала няня Арина Родионовна. Она любила ему рассказывать сказки. Многие из них Пушкин использовал в своих произведениях, когда стал поэтом.

Давайте отправимся в волшебное путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина… (Звучит сказочная музыка.)

Ведущая: У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево сказку говорит.

(Из-за штор выходит Кот, под мышкой том «Сказки Пушкина».)

Кот (взрослый): Здравствуйте, мои друзья!

Кот ученый – это я.

Я со сказками дружу,

В гости милости прошу!

Я кот ученый, кот волшебный,

Живу я в сказочной стране.

И каждый здесь меня узнает,

И каждый здесь известен мне.

Фотография 2

Ведущая: Здравствуй, Кот. Мы рады тебя видеть. Мы сегодня с ребятами окунемся в мир сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Кот: Я очень люблю сказки Пушкина и знаю их много. Я и сам из сказки. Скажите, из какой? (Дети отвечают.)

Ведущая: Мы приглашаем тебя в путешествие вместе с нами.

Кот: Спасибо. Но вначале для порядка

Загадаю вам загадки.

Соглашайтесь без опаски!

Вспомним пушкинские сказки,

И героев, и названья.

Приготовились? Вниманье!

Разделимся на 3 команды по группам.

Каждая команда должна собрать из кубиков иллюстрацию к сказке Пушкина.

Команда одной группы – «Сказка о рыбаке и рыбке».

Команда второй группы – «Сказка о мертвой царевне и 7-ми богатырях».

Команда третьей группы – «Сказка о царе Салтане».

(Проводится эстафета «Собери и узнай сказку А.С. Пушкина».)

Кот: Посмотрим, ребята, что у вас получилось.

Молодцы. А теперь вы должны вспомнить и назвать главных героев вашей сказки.(Дети называют.) Ну что ж, мои друзья теперь вы готовы отправиться в путешествие по сказкам.

Ведущая: И сейчас, уважаемый Кот, мы попадаем в нашу первую сказку.

Выходит двое детей из подготовительных групп и читают отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Ребенок: Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

(На заднем плане ребенок имитирует шум моря. Двое других детей с помощью длинного полотна голубой органзы изображают волны. Появляется Старик с неводом и выполняет движения по тексту.)

Фотография 3

Ребенок: Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу. (Музыка становится громче.)

Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, –

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, –

Пришел невод с одною рыбкой.

С непростою рыбкой, – золотою. (Выплывает рыбка, танцует.)

Ведущая: Взмолилась рыбка, молвит голосом человечьим.

Рыбка (девочка старш.гр.): Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп.

Старик (мальчик старш.гр): Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

(Звучит музыка, Старик и Рыбка уходят за шторы.)

Ведущая: Ребята, вы узнали, что это за сказка. (Дети отвечают.)

Ведущая: Что просила у рыбки старуха? (Дети перечисляют.)

Ведущая: Всегда ли помогала рыбка старухе? (Нет.)

Ведущая: Почему?

Дети: Потому что она хотела все больше и больше. И рыбку собой заменить.

Ведущая: Верно, старуха была жадной и неблагодарной. Жадность – это плохо.

Ведущая: Переходим в следующую сказку.

(Дети старших групп читают отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Ребенок: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

– «Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

– «Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки царя

Родила богатыря».

Ведущая: Ребята, вы узнали, что это за сказка? (Дети отвечают.)

Ведущая: Дети, в каких насекомых три раза превращался царевич Гвидон? (Комар, муха, шмель.)

Ведущая: Я раздам представителю каждой группы по одной букве. Все буквы разного цвета. Ваша задача – собрать буквы своего цвета. А ваша задача, ребята, – собрать из букв своего цвета название насекомого.

(Проводится эстафета «Собери из букв названия насекомых из сказки. А.С. Пушкина».)

Кот: Какие молодцы! Вы знаете, ребята, многие творения Пушкина вдохновили композиторов к созданию музыкальных произведений. Скажите, дети, кто такие композиторы? (Дети отвечают.)

Следующее задание – музыкальное.

Сейчас вы услышите отрывки из музыкального произведения, написанного по этой сказке, и попытаетесь вспомнить имя персонажа.

(1. Звучит отрывок из «Сказки о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (тема Царевны-Лебедя). Дети отгадывают.)

Ведущая: За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

(2. Звучит отрывок из «Сказки о царе Салтане». Тема 33-х богатырей. Дети отгадывают. Дети подготовительной группы и читают отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».)

Ведущая: Там еще другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Кот: Что это за диво? (Дети отвечают.) Молодцы, ребята отгадали.

(3. Звучит отрывок из «Сказки о царе Салтане». Фрагмент темы Белки. Дети отгадывают.)

Кот: Там под елкою высокой

Белка песенку поет.

Золотой орех грызет,

Изумрудец вынимает

И в мешочек опускает;

И засеян двор большой

Золотою скорлупой.

Ведущая: Уважаемый Кот, нам знакома эта музыка, мы даже можем исполнить ее на металлофонах. Ребята, участники ансамбля выходите!

(Дети на металлофонах исполняют «Тему Белки» (Обработка прусской народной песни «Во саду ль, в огороде»).)

Фотография 4

Ведущая: Молодцы, ребята, эту сказку вы знаете очень хорошо. Посмотрим, знаете ли вы другие сказки Пушкина.

Кот: Отгадайте следующий музыкальный отрывок.

(Звучит отрывок из «Сказки о золотом Петушке» Римского-Корсакова (тема Петушка). Дети отгадывают.)

Ребенок (старшей группы):  Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить;

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Кот: Петушок научил меня своей игре. Ребята, приглашаю вас поиграть.

Петушок с высокой спицы,

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй лежа на боку».

(Кот проводит игру «Куда смотрит Петушок». Дети выполняют команды педагога: налево, направо, вниз, помахать крыльями, прокричать «Ку-ка-ре-ку» с ускорением темпа выполнения заданий.)

Ведущая: Хорошо, ребята, давайте перейдем к следующей сказке.

Дети (подг.гр.)Вот он попадье признается:

«Так и так: что делать остается?»

Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив.

Попадья говорит: «Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;

А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь

И Балду-то без расплаты отправишь».

Стало на сердце попа веселее,

Начал он глядеть на Балду посмелее.

Вот он кричит: «Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда.

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк по самой моей смерти;

Лучше б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года.

Дети (ст.гр.): Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

Ведущая: Ребята, из какой сказки А.С. Пушкина прозвучали отрывки?

Дети отвечают.

Верно. Это «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Ведущая: А теперь, ребята, вам предстоит продолжить строчки из сказки.

С первого щелчка прыгнул поп до … потолка

Со второго щелчка лишился поп … языка

С третьего щелчка вышибло ум у … старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, … за дешевизной».

Ведущая: Отправимся в следующую сказку А.С. Пушкина.

(Под музыку выходит Царица (девочка, одетая в костюм) подготовительной группы с зеркальцем и кружится.)

Ведущая: На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь,

Перед зеркальцем своим

Перемолвилася с ним:

Девочка: Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

Ведущая: А ей зеркальце в ответ:

«Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее». (Царица уходит.)

Ведущая: Дети, вы узнали эту сказку? (Дети отвечают.)

Ведущая: Да, действительно, это «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Ребенок (ст.гр.): Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ребенок: Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Кот: Ребята, а вы помните, чем заканчивается сказка?

Дети вместе с Котом вспоминают: И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

(Кот предлагает всем детям присоединиться к веселью и исполнить веселый хоровод. Дети исполняют хоровод «Светит месяц» (рус. нар. мел.)).

Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С. Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

(Кот под музыку уходит.)

Ведущая: Наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно?

Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,

Но все Пушкинское это – наше вечное начало.

Спасибо всем за участие!

Список литературы:

1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. С-Пб.: Композитор Санкт-Петербург, 2008. (Аудиоприложение к музыкальным занятиям. Старшая группа.)
2. Радынова О.П. Учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Музыкальные шедевры. Слушаем музыку. CD-диск. Тема «Сказка в музыке». М, 2009.
3. Сказки А.С. Пушкина. М.: Издательство «Радуга», 1992.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.