Рубрики
Дошкольное образование

Взаимодействие с родителями в период адаптации детей к дошкольной ступени образования как основа доверительных отношений в образовательном комплексе

Вопросы адаптации детей на различных ступенях образования всегда были объектом пристального внимания педагогов, психологов и родителей.
Сегодня данную проблему нужно рассматривать уже не в «горизонтальной» плоскости – ребенок начинает посещать детский сад. На наш взгляд, проблема переходит в «вертикальную» плоскость: ребенок начинает посещать образовательный комплекс со всеми его ступенями образования.

0
Дедловская Марина Юрьевна,
кандидат педагогических наук,
инструктор по физической культуре
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Черемисина Светлана Викторовна,
старший воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
1359do7@mail.ru

 

Вопросы адаптации детей на различных ступенях образования всегда были объектом пристального внимания педагогов, психологов и родителей.

Сегодня данную проблему нужно рассматривать уже не в «горизонтальной» плоскости – ребенок начинает посещать детский сад. На наш взгляд, проблема переходит в «вертикальную» плоскость: ребенок начинает посещать образовательный комплекс со всеми его ступенями образования.

Работая на перспективу, необходимо понимать, что с большинством детей и родителей из сложившегося детско-взрослого дошкольного коллектива в условиях большого образовательного комплекса семьи «пошагают» на следующие ступени образования, будут равняться на образовательную политику и уклад учреждения. Доверительные отношения в детско-взрослом коллективе будут способствовать эмоциональному благополучию, как в образовательном учреждении, так и лично каждого участника образовательного процесса.

В данной статье мы предлагаем методическую разработку «первой» интерактивной встречи с родителями и специалистами, направленную на создание эмоционального благополучияу всех участников образовательного процесса в период адаптации детей к дошкольной ступени образования.

Цели интерактивной встречи: повышение компетентности родителей, распространение информации, создание поля свободного общения.

Участники: родители, психологи, воспитатели групп.

Ход мероприятия

Вводная часть

Методические рекомендации к вводной части: упражнения-«ледоколы», т.е. задания, способствующие установлению контакта ведущего и группы, знакомства родителей и воспитателей, родителей друг с другом, ведущий может выбрать по своему усмотрению. Если группа небольшая, можно ввести процедуру знакомства (например, игра «Снежный ком»).

1. Информация

Цель: создать положительный настрой у участников, проинформировать о предстоящей работе.

Ресурсы: бейджи (по количеству участников), фломастеры, презентация об образовательно учреждении.

Время: 7–10 минут.

Ведущий знакомит родителей с краткой историей учреждения, спецификой его работы, после информационной части переходит к межличностному знакомству.

– Тема сегодняшнего дня «Адаптация детей к детскому саду». Наше взаимодействие будет проходить в интерактивной форме. Мы все – и родители, и педагоги – будем находиться в активном состоянии. В процессе несложных игр и действий мы будем решать серьезные психологические и педагогические задачи. Нет ни одного задания, заранее детально не продуманного.

Теперь о правилах нашей работы. Мы предлагаем вам освободиться от всех статусных различий и погрузиться в атмосферу психологического равенства. Поэтому предлагаю обращаться друг к другу по имени. Согласны ли вы с таким правилом [1]?

Очень важно не только услышать или увидеть, но и попробовать самому. Поэтому в каждом упражнении должны участвовать все. Правда, всякое правило имеет исключения. Если кто-то почувствует, что ему полезнее быть наблюдателем, а не участником, он может сказать об этом. В таком случае он получает задание наблюдать и потом дать нам обратную связь, ответить на наши вопросы. Согласны ли вы с этим правилом? /Правило активности/

Итак, мы договорились о следующих правилах: мы обращаемся друг к другу по имени, мы активны.

Ведущий предлагает участниам расположиться по кругу.

2. Упражнение-ледокол «Мой сосед»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой у участников, снять напряжение, способствовать налаживанию контактов внутри группы.

Ресурсы: не требуются.

Время выполнения упражнения: 3–5 минут

Инструкция

Дети очень любят играть, превратимся в детей и мы, немного поиграем, это игра-знакомство. Начинает любой из нас, ему надо назвать свое имя, следующий – его сосед. Задача соседа усложняется, ему надо сказать: «Моего соседа зовут …, меня зовут …». Все последующие участники нашего круга начинают высказывание со слов: «Моего соседа зовут…, меня зовут…».

3. Игра «Два веселых гуся»

Цель: продолжать создание положительного настроя.

Ресурсы: не требуются.

Время выполнения упражнения: 5 минут

Инструкция

Группа передвигаемся по залу в произвольном направлении. По сигналу ведущего участники образуют пары, тройки, четверки и т.д. Ведущий это обыгрывает следующим образом: «два веселых гуся» (варианты: «Дед Мороз и Снегурочка», «двое из ларца» и т.д.) – надо образовать пары, «три богатыря» («три девицы под окном» и т.д.) – тройки и т.д. После объединения в названные ведущим группы, каждый снова продолжит движение отдельно.

Дополнительная. цель ведущего: в конце упражнения создать нужные по количеству для следующего упражнения группы.

Основная часть

4. Дискуссия «Кто, к кому и к чему адаптируется при поступлении ребенка в детский сад»

Цель: рассмотреть тему адаптации ребенка к условиям детского сада с различных точек зрения, дать возможность задуматься над новым статусом ребенка, его новыми обязанностями.

Ресурсы: листы ватмана (по количеству команд), маркеры.

Инструкция

Ведущий делит участников встречи на 2–3 группы.

Каждой команде необходимо найти ответ на вопрос «Кто, к кому и к чему адаптируется при поступлении ребенка в детский сад?».

В процессе выполнения задания участники приходят к выводу о том, что процесс адаптации затрагивает всех: и детей, и родителей, и педагогов. Необходимо будет привыкнуть к новому распорядку, к новым правилам, к новым людям. Именно поэтому процесс подготовки ребенка надо начать заранее (соблюдать режим дня, питания и т.д.).

– Как известно, на первых порах самое сложное для родителей и для детей – это расставание. Как же сделать так, чтобы малыш наименее безболезненно влился в новую жизнь? Мы с вами постараемся посмотреть на это глазами ребенка.

5. Упражнение «Дистанция»

Цель: дать почувствовать важность психологической дистанции при общении с ребёнком.

Ресурсы: ленточки длиной около 50 см (по числу пар).

Время выполнения упражнения: 7–8 минут

Группа разбивается на пары.

– В паре договоритесь, кто из вас сейчас будет ребенком, а кто – родителем. Просьба: войти в образ и вести себя согласно роли. Потом вы поменяетесь ролями, чтобы каждый смог побывать и в роли ребенка, и в роли родителя. Всем исполняющим роли главное задание – прислушаться к своим собственным ощущениям.

– Сложите ленточку пополам. На такой дистанции «родители» ведут «детей».

– Сложите ленточку так, чтобы дистанция получилась короткой. Ведите своего «ребенка». Прислушивайтесь к своим ощущениям и «дети», и «родители», насколько комфортна вам эта дистанция.

– Теперь меняем дистанцию на самую длинную.

Ведущий следит за временем: на прохождение каждой из трех дистанций отводится примерно по 1 минуте.

В парах участники меняются ролями, выполняют упражнение согласно своей новой роли.

Обсуждение

– Какие были у вас ощущения в процессе выполнения задания? Кто хочет сказать? Были ли какие-то открытия?

После обсуждения ведущий подводит к следующему выводу:

– Как правило, мы считаем, что отношения с детьми надо строить на определенной дистанции. Попробуйте прочувствовать, не слишком ли короткое, или не слишком длинное психологическое расстояние между вами? Необходимо выбрать оптимальную дистанцию для вас и вашего ребенка. Старайтесь неколько со стороны взглянуть на ситуацию: это может быть самостоятельность или излишняя опека. В любом случае, сколько людей, столько и вариантов взаимоотношений.

6. Упражнение «Большая мама» [2]

Цель: показать значимость эмоционального фона родителя для ребенка, дать почувствовать важность положительного эмоционального настроя при прощании с ребенком.

Время проведения: 10 минут.

Ведущий разбивает всех участников на 2–3 группы (в зависимости от количества присутствующих). Каждая группа образует круг, выбирает одного человека, который будет выполнять роль ребенка. Выбранные «дети» должны на минуту выйти, чтобы все остальные получили задание.

1 часть

Все «родители» получают задание:

– Главное условие – все должно происходить молча. Вы образуете становитесь вокруг своего «ребенка». Ситуация первая: вы должны думать о чем-то грустном, тревожном, плохом. При этом тесным кольцом обступить «ребенка». Ситуация вторая: вы должны думать о чем-то самом весёлом, счастливом, хорошем.

Приглашаются «дети». Выполняется ситуация № 1 и ситуация № 2. Сообщается «секретное» задание «ребёнку».

2 часть

Выбираются новые желающие на роль «ребенка», они покидают зал на 1 мин.

Задание:

– Представьте, что вы проводили ребенка в группу. Вам уже пора уходить. Ситуация № 1: вы уходите молча, не отворачиваясь от ребенка, вы должны медленно отдаляться. Ситуация № 2: вы уходите, но теперь вы говорите, что ребенок – он самый лучший, все будет хорошо, у него все получится вы говорите ему самые ласковые слова и с самым доброжелательным выражением лица.

Приглашаются «дети». Проигрывается ситуация № 1 и № 2. «Секрет» сообщается.

Обсуждение в кругу.

Вопросы к «первым детям»:

– Что вы чувствовали в первой ситуации и во второй. Расскажите свои ощущения. Кто хочет сказать? (Ведущий обращается к каждому участнику-«ребёнку» по очереди.)

Вопросы ко «вторым детям»:

– Расскажите ваши ощущуния. Что вам понравилось, а что нет?

Общие выводы, к которым приходит группа: дети очень хорошо чувствуют, улавливают наше настроение. То, с каким настроением мы с ними общаемся, легко им передается.

Советы психолога: в период адаптации эмоционально необходимо поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это, качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

7. Упражнение «Глаза в глаза»

Цель: показать важность контакта глаз и расположения в пространстве собеседников.

Время проведения упражнения: 10–12 минут.

Ресурсы: маленькие стулья (количество стульев соответствует половине количества участников)

Стулья необходимо расставить по кругу сиденьями наружу.

Ведущий делит группу на пары.

– Договоритесь, кто сейчас в паре будет играть роль ребенка, а кто – родителя. В процессе упражнения вы поменяетесь ролями.

– «Родители» должны встать на стульчики, а «дети» – напротив своего «родителя».

Часть 1

А. Задание для тех, кто играет роль «родителя»: объяснять ребенку важность мыть руки. Делайте это так, как вы считаете лучше, двигайтесь так, чтобы и вам, и ребенку было приятно.

Задание для «ребенка»: войти в роль, вести себя в зависимости от состояния вашей комфортности при общении с «родителем».

Часть 2

Участники меняются ролями и местами.

А. Задание для «родителей»: объяснить, как важно есть кашу.

У «детей» задание не меняется.

Б. Новое задание для «родителя»: объясните ребенку важность внимательно слушать воспитателя в группе, НО поменяйте позу – присядьте так, чтобы ваши глаза и глаза ребёнка находились на одном уровне.

Обсуждение

– Вспомните свои ощущения в тот момент, когда вы играли роль родителей. Что было приятно, а что – нет. Что хотелось сделать?

– А теперь обратимся к нашим ощущениям, которые возникли, когда мы играли роль «малыша». Что нравилось, а что нет? Что вызывало дискомфорт?

После обсуждения группа приходит к тому, что психологически важно, чтобы был контакт глаз у собеседников, чтобы линия взгляда была на одном уровне.

Завершение встречи

В заключительной части психолог отвечает на вопросы родителей.

[1] После введения каждого правила ведущий спрашивает, принимает ли данное правило группа. У некоторых участников могут быть свои замечания или дополнения. Например, кому-то неприемлимо, чтобы к нему обращались только  по имени, а не по имени и отчеству. Могут быть исключения из общего правила. Практика показывает, что более молодые родители сами предлагают обращаться друг к другу по имени, а к более старшим (например, к бабушкам) – по имени и отчеству.

[2] Автор упражения – Г.Г. Зубова, педагог психолог ГБОУ г. Москвы «Школа № 1908».

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.