Рубрики
Дополнительное образование

Экологический проект «Птицы – наши друзья» (из опыта работы педагога-эколога)

В рамках экологического проекта «Птицы – наши друзья» была разработана программа по ознакомлению детей с птицами. Занятия были разработаны для всех возрастных групп дошкольных отделений, и каждое из них сопровождалось презентацией.

0
Шумская Надежда Николаевна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Школа № 384 имени Д.К. Корнеева»,
nadnin@yandex.ru

 

В рамках экологического проекта «Птицы – наши друзья» была разработана программа по ознакомлению детей с птицами. Занятия были разработаны для всех возрастных групп дошкольных отделений, и каждое из них сопровождалось презентацией. Так, сначала это были мини-проекты: «Улетают, улетели», «Покормите птиц зимой», « Весенние гости», «Домик для птиц». Потом мы провели праздник «День птиц» и игру-викторину «Что? Где? Когда?». Весной был проведен конкурс чтецов «Весна на крыльях» и много экологических досугов: «Угадай птицу», «Птица счастья», «Городские птицы». Мы также оформили выставку «Птица года», которая в этом году была посвящена удоду, а один из пролетов лестничной клетки оформлен «портретами» птиц года. Вот так и сложился большой проект «Птицы – наши друзья», который стал уже традиционным.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных, – воздушное пространство.

Е.Н. Анашкина

Чем же интересны птицы, и что можно рассказать о них детям?

Прежде всего, они летают. Оказывается, по всему телу птиц, в костях расположены «воздушные мешки», и от этого кости птиц очень легкие. Когда птицы дышат, они наполняются воздухом и помогают птице взлететь. Птице для полета требуется много энергии, поэтому сердце у нее большое, гораздо больше желудка. И чтобы обеспечить себя энергией, птице приходиться есть много корма: чем меньше птичка, тем больше корма ей требуется. Особенно зимой для поддержания температуры тела. И очень важно поддерживать птиц именно зимой. А уж весной они отблагодарят нас: большую часть дня птицы заняты именно поиском пищи, кроме этого они разносят семена и некоторые, опыляют растения. У птиц очень интересное поведение, они могут испытывать эмоции, у них есть память. Огромно и эстетическое значение птиц.

В настоящее время численность многих видов птиц сократилась. Союз охраны птиц России уделяет этому огромное внимание и каждый год выбирает «Птицу года», чтобы обратить внимание на положение птиц в нашей стране. В 2016 году «Птицей года» выбран удод.

Задачи на развитие познавательных способностей

– закрепить знания детей о видовых признаках птиц, как о животных, которые могут жить на земле, и летать в воздухе;

– расширить представления об окраске, строении, голосах птиц, приспособляемости к окружающей среде;

– выработать навыки классификации птиц по определенному признаку;

– тренировать быстроту мышления, умение логически мыслить и рассуждать.

Воспитательные задачи

– учить детей доброте;

– продолжать знакомить детей с природоохранной работой заповедников;

– познакомить с некоторыми представителями птиц, которые занесены в Красную книгу;

– привлекать детей к природоохранной работе, приучать кормить птиц в холодное время года;

– воспитывать любознательность, сочувствие.

Этот проект потребовал большого количества дидактических игр, что и было сделано. Были изготовлены игры: «Забывчивые птицы». «Чей клюв?», «Чьи ноги?», «Кто лишний?», «Что напутал художник?». Большое участие в изготовлении этих игр приняли родители воспитанников.

Также были приобретены серии картин:

– «Перелетные птицы»;

– «Зимующие и кочующие птицы»;

– «Городские птицы»;

– «Домашние птицы»;

– «Экзотические птицы».

Предварительная работа

Прежде всего, нужно было выяснить, какие знания о птицах имелись у детей. Для этого проводилась диагностика, которая позволила сделать вывод, что у детей знания о птицах отрывочные и неустойчивые. Эти знания требовалось систематизировать, углубить, расширить и затем обобщить. Была составлена анкета для родителей, которая также показала, что и у взрослых знания о птицах неполные.

Работу по ознакомлению детей с птицами мы начали с коррекции планов воспитательно-образовательной работы. Воспитателям было предложено спланировать свою работу по ознакомлению с птицами по блокам:

– «Что такое, кто такой?»;

– «Внешнее и внутреннее строение птиц»;

– «Конкурс красоты»;

– «Птичья жизнь»;

– «Чей клюв лучше?»;

– «Птичья столовая»;

– «Кто как летает»;

– «Что в имени тебе моем?»;

– «Поведение птиц»;

– «Мое гнездо, моя крепость»;

– «Летят перелетные птицы».

Так как это очень большой объем работы для одного человека, мы организовали «Школу мастерства», в которой каждый воспитатель поделился своим опытом работы по данным темам. Кроме конспекта, который каждый воспитатель представил в методический кабинет по одному из блоков, нужно было провести занятие в другой группе по одной их этих тем. В результате все вопросы были охвачены полностью.

Формы и методы работы воспитатели выбирали самостоятельно. Знания давались детям в различных видах деятельности. Это были познавательные занятия, занятия по художественной деятельности, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, различная игровая деятельность.

Методическое обеспечение

1. Произвели подборку художественной литературы, которая позволила углубить, расширить знания детей о птицах. Эта литература была использована воспитателями на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и заучиванию стихотворений.

2. Составлен каталог на книги «Антология русской поэзии для детей» (составитель В. Лунин).

3. Произвели подборку загадок, скороговорок, считалок о птицах, которые воспитатели использовали в игровой деятельности детей.

4. Были проведены занятия по развитию художественной деятельности в разной технике, где дети в рисунках, аппликации, конструировании расширяли, углубляли и закрепляли полученные знания:

– рисование «Ласточка в полете»;

– аппликация «Грачи прилетели»;

– лепка «Птица в гнезде»;

– конструирование «Нелетающие птицы».

5. Составлен перечень физкультминуток, которые воспитатели могли использовать в процессе проведения занятий.

6. Физкультурный руководитель составила подборку подвижных игр о птицах (по возрастным группам), составила комплекс утренней гимнастики, которую воспитатели проводили в группах.

7. Педагог-психолог познакомила детей с природоохранной работой в заповедниках, с некоторыми представителями птиц из Красной книги, делая акцент на нравственно-этическое отношение человека к живому миру и его представителям – птицам.

Работа эколога

Свою работу, как эколога, я спланировала следующим образом: определила темы и их последовательность.

«Птичье перо»

Перо – легкое и вместе с тем очень крепкое и надежное. Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать, и вообще птице без перьев не обойтись. Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары. Перья – это одежка птицы. Одежка бывает защитной и нарядной. Кто же выкрасил перья птиц? Это вещество называется пигмент. Он раскрасил перья, ну вот как ты раскрашиваешь картинки. В клетке яркие птицы тускнеют. Неволя не красит птиц.

В природе встречаются птицы, перья которых не имеют пигмента. Это птицы – альбиносы. Плохо таким живется в лесу… Самые пышные перья у страуса, самые длинные и нарядные у павлина, У утки-гоголя есть особое свистовое перышко, за это гоголя называют «звенящей уткой». Есть перышки, которые при пикировании блеют, и поэтому бекаса часто называют «барашком». Цапель украшают перья-косицы, удода – перья, сложенные в хохолок. Без перьев птицам и дня не прожить, потому они так о них и заботятся: чистят, перебирают, укладывают, моют в воде, жиром смазывают, пылью припудривают. В общем, берегут.

«Новая одежка»

Береги, не береги, а со временем любая одежка изнашивается: рвется, пачкается, протирается, и надо ее менять. Ну, нам с вами просто: захотели – переоделись или отдали в стирку или ремонт, а что делать птицам? Новую одежку в лесу не купишь. Она должна сама на них вырасти. Утки, гуси, гагары, лебеди сбрасывают перья крыльев, и какое-то время они даже не могут летать. Большинство же птиц меняет перо постепенно, переодеваются незаметно.

«Птичьи носы»

Птичий нос – не только нос, но еще и рот, и поэтому правильнее будет называть его – клюв. Клюв, как и перья, бывает только у птиц. По клюву видно, что птица клюет. У насекомоядных птиц клювы тонкие и острые, у зерноядных – клювы острые и тупые.

Птичий клюв на все руки мастер: щиплет, хватает, дробит, обороняется, гнезда плетет, перышки чистит, птенцов кормит. Многим птицам по носу и кличку дали: серпоклюв, шилоклювка, широконоска.

Самый большой носище у пеликана, про него не скажешь, что «нос не дорос». А самый маленький – у ласточки. Самые удивительные носы у клеста и у фламинго.

Без носа птице, что человеку без рук.

«Для чего птице ноги?»

Ног у птиц, в отличие от зверей, всего две. И они у них не для того только, чтобы ходить. Попугаи прекрасно лазают по веткам, ногами птицы разгребают, как граблей, гребут как веслами, хватают как капканами, защищаются и нападают.

Обычно на птичьей ноге четыре пальца: три вперед и один назад, но вот у сов, дятлов, кукушек два пальца вперед и два назад. У страусов на ноге вообще два пальца. А кто на болоте живет, тому удобнее иметь пальцы длинные, чтобы не проваливаться. Длинноногие птицы любят спать стоя, да еще и на одной ноге. Длинные ноги и у страусов, но им еще нужно быстро бегать, а самые коротенькие – у ласточек и стрижей, по земле они еле двигаются. А гагара и совсем ходить не умеет – ляжет на пузечко и ползет, вся жизнь у нее проходит на воде, ноги у нее весла.

«У кого какие крылья?»

Крылья поднимают птицу в воздух, птицы машут крыльями и летят. Одни тише, другие быстрее. Есть птицы, которые могут летать, не двигая крыльями, они парят: орлы и грифы могут подняться под облака, не взмахнув крыльями ни разу. У всех парящих птиц крылья или очень широкие, или очень длинные. У птиц, живущих в лесу рябчиков, глухарей, синиц, дятлов – крылья широкие и короткие, им так удобнее лавировать среди густых ветвей. У птиц, которые далеко и быстро летают, – ласточек и стрижей, наоборот, крылышки узенькие и длинные.

«Что птицы едят?»

Что птицы едят? Даже камни! Правда, не для того, чтобы насытиться. Камни в птичьем зобу помогают перетирать грубую пищу. Насекомоядные птицы едят насекомых, зерноядные – зерна, рыбоядные – ловят рыбу. Птички-нектарницы пьют цветочные соки. Ну, не трудно угадать, что едят такие птицы как овсянка, коноплянка и кедровка. Немало среди птиц и всеядных. Вороны все едят: мясо, зерна, насекомых, улиток, даже арбузы и дыни. Но особенно достается от птиц насекомым. Дятлы выколачивают их из древесины. Камнешарки достают из-под камней. Синицы собирают с самых тоненьких веточек. Мухоловки хватают прямо в воздухе. Вертишейки выкапывают прямо из муравейника. Пищухи и поползни выковыривают прями из трещин коры. Оляпки под водой хватают. А кулики из-под земли достают. Ну, никуда им от птиц не укрыться: так птицы, очищают от вредителей поля, сады, огороды. Птицы очень прожорливы.

«Какие у птиц голоса?»

Много птиц живет в наших лесах. И каждая птица живет по-своему. Одна любит лиственный лес. Другая – только в ельнике встретишь. Одна насекомых на коре дерева ловит, другая – на земле отыскивает, а третья вообще семенами питается. Одни птицы гнездо на сучке вьют, другие в густой траве прячут, а есть и такие, что дупло в дереве долбят.

Пеночки. Птички маленькие, но сильные. Едва появившись на родине, они сразу начинают распевать свои несложные, но очень приятные песенки. В лесу пеночку увидеть нелегко. Целый день она собирает на ветвях мелких насекомых. Любит пеночка лесные опушки, здесь же на земле и гнездо устраивает.

Иволга. Давайте зайдем в лес. Летом из густой кроны деревьев вдруг доноситься красивая песня: похоже, что кто-то играет на флейте. С того же места слышишь страшный, раздраженный, похожий немного на кошачий, крик. Можно подумать, что кошка забралась на дерево и бросилась на прекрасного флейтиста. Но на самом деле и флейтист, и кошка – это птичка иволга. Одна из самых красивых птиц наших лесов! Ее наряд очень яркий и хорошо заметен. Сама иволга прячется хорошо, а гнездо свое вроде бы скрывать не хочет. Подвешивает гамачок-корзинку на концах сучьев для всеобщего обозрения. Висит гамачок, покачивается на ветру. Он виден многим, а добраться до него нельзя. Прилетают иволги в конце весны, и «зазвучит флейта», а если «услышим кошку», не удивимся и не испугаемся за флейтиста, знаем, что это иволга. «Флейта звучит», когда птица в хорошем настроении. «Кошка кричит», когда птица испугана.

Синички. Синичка-гаечка серенькая, а шапочка на голове черная. Клюв у гаечки маленький, тоненький, но и она тоже для гнезда дупло себе выдалбливает. Правда для гнезда выбирает гаечка дерево гнилое, трухлявое. Знает, что такое дерево долбить легче. Неутомимо обыскивает гаечка каждое дерево, каждый пень, ни одно насекомое не укроется от зоркого глаза. Звонко раздается в лесу пересвист гаечек.

Маленькая синичка-московка тоже ельники любит. Она на гаечку похожа, только сверху потемнее, да на затылке пятно белое заметно. Гнездо московка в дупле устраивает. Только сама долбить не умеет. Занимает чужое, брошенное, часто дятлово. Московки, как и гаечки, живут у нас круглый год. Трудно им зимой, холодно и голодно, но они не унывают. Целый день по веткам шустрят, насекомых в коре деревьев отыскивают. Морозным утром звонкий, веселый свист этих птиц часто можно услышать.

Часто можно встретить и большую синицу. Она больше своих сородичей, но по сравнению с другими птицами не такая уж и крупная. Ее чаще других можно видеть в городах и селениях. Не от хорошей жизни прилетает она к людям. Трудно, голодно зимой в лесу.

Легко предположить, что птицы эти получили свое название за цвет. Синицы – значит, синие. Но синих тонов в оперение этих птиц нет. Названы эти птицы так не за окраску, а потому, что издают свист: «Синь, синь, синь».

После проведения комплекса всех мероприятий экологического проекта у детей накопились знания, и стало возможным провести интеллектуальную игру «Что, где, когда?», что и было сделано.

Эта игра показала наличие у детей базовых знаний о птицах. Вопросы к игре были составлены по блокам, в этой же последовательности и систематизировались знания детей о птицах. Так как у детей имелись знания, то они были активны, на вопросы отвечали жизнерадостно и весело.

Итогом всей проделанной работы стал праздник «Птица счастья», который мы провели совместно с родителями воспитанников. Все участники этого проекта, остались довольны: педагоги – проделанной работой, дети – интересным занятием, родители – своим участием.

Список литературы:

1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов про птиц. М., 2004.
2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Москва-Ставрополь, 2000.
3. Обо всем на свете. М.: Астрель, 2003.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0