Рубрики
Литература

Ступина О.А., Елагина О.В. Интегрированный урок литературы и обществознания по теме: «Маленький человек. Путь к успеху»

Ступина Оксана Анатольевна.
учитель истории
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильный лицей № 1799»,
stupinaoa@yandex.ru
 
Елагина Ольга Викторовна.
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильный лицей № 1799»

 

Данный урок был проведен для обучающихся 8 класса на уровне школьного комплекса. На нем присутствовали представители пяти школ. Все присутсвующие отметили неординарный подход к подаче материала, необходимого для построения траектории саморазвития современного человека.

Цель урока:

1. сформировать представление о способах достижения жизненного успеха;

2. открытие новых знаний о показателях успешности.

Задачи урока:

1. расширить представление учащихся о жизненных стратегиях, используя различные источники;

2. совершенствовать навыки работы с текстом;

3. развивать умение определять для себя жизненные цели и формировать необходимые качества личности для их достижения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: обучающийся получает опыт размышления над понятиями: «смысл жизни», «жизненный план», «самореализация», «успешность», «маленький человек», «авторская позиция»

Личностные: формирование  позитивного настроя, оптимистичного взгляда в будущее; готовность к саморазвитию и личностному самоопределению; готовность к сотрудничеству.

Метапредметные

Регулятивные: формулирование задач, планирование учебной деятельности, прогнозирование, умение организовать деятельность в группе, самоконтроль и самооценка.

Коммуникативные: умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, конструктивно строить диалоги.

Познавательные; умение определять понятия, устанавливать аналогии , умение логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли, способность решать творческие задачи.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска, ватманы.

Образовательные ресурсы: текст, фильм, презентация.

Ход урока

1. Мотивационный этап. Результат этапа: самостоятельная формулировка темы и целей урока. Самостоятельная попытка открытия «нового знания»

Деятельность учителя: организует погружение в проблему успешности.

Деятельность учащихся: фиксация задач, слушают учителя и друг друга, обмен мнениями.

Слайд 1. Учитель литературы: Начать сегодняшний урок нам захотелось с музыки величайшего композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Учитель обществознания: А рядом с ним портрет еще одного успешного человека, Бодо Шефера, эксперта № 1 по финансовым вопросам, которого в Европе называют «финансовый Моцарт».

Слайд 2. Бодо Шефер рекомендовал людям, которые хотят добиться …, задавать себе каждое утро вопрос: «Почему сегодняшний день – это мой шанс?». Чего же хотят добиться люди, к которым обращается Бодо Шефер? Сформулируйте тему нашего занятия. Запиши ее в тетради.

Учитель литературы: Каждый из нас хочет добиться в жизни успеха. Путь к успеху состоит из маленьких шажков.

Сегодня мы перефразировали вопрос Бодо Шефера и решили спросить у вас – «Почему этот урок – это ваш шанс?», Оксана Анатольевна?

Учитель обществознания отвечает на вопрос и обращается к ребятам: А почему это ваш шанс, ребята? Ответьте одним предложением.

Слайд 3. Учитель обществознания: Чтобы каждый мог реализовать свой шанс, сформулируем задачи урока.

2. Совместное исследование проблемы

Деятельность учителя: организует коллективный анализ учебной проблемы.

Деятельность учащихся: выдвижение гипотез на основе различных источников, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; применение знакомых способов действия в незнакомых ситуациях.

Учитель обществознания: Но каждый человек индивидуален, и в жизни каждого человека бывают дни, которые откладывают отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Слайд 4.Чтение отрывка из Н. Гоголя «Шинель».

Учитель литературы: «Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия».

Что делает Акакия Акакиевича таким счастливым?Почему центром жизни Акакия Акакиевича стала шинель?

Слайд 5. Учитель обществознания: Используя колесо жизненного баланса, проанализируйте изменения, произошедшие в круге жизненных интересов Акакия Акакиевича после приобретения шинели.Каждая пара работает в предложенных сегментах.

Слайд 6. Учитель обществознания: Во время выступления своих товарищей, отметьте на конверте знаками плюс и минус, произошли ли изменения в жизни Башмачкина? Отметьте каждый сегмент.

Учитель литературы: Повлияло ли появление шинели на качество жизни Башмачкина? Какое литературоведческое понятие связано с образом Акакия Акакиевича? Были ли другие герои, относящиеся к этому типу в литературе?

Учитель обществознания: Какие ассоциации в обществознании связаны с понятием «маленький человек»? (Низкое положение в социальной структуре, узость притязаний, замкнутый круг жизненных интересов.)

Слайд 7. Учитель литературы: Когда мы были в библиотеке Лосева, лектор говорил о том, что образ А.А. нельзя назвать реалистичным. Прочитайте сообщения форумов, попробуйте составить собственное мнение о жизненности образа Башмачкина. Задание вы будете выполнять в четверках  по группам. Одна группа получит особое задание. Время работы 2 минуты.

Учитель обществознания: Назовите проблемы, которые поднимают на форумах молодые люди. Что вы можете сказать об авторах этих сообщений (уровень образования, ценности). Можно ли утверждать, что то рассуждения успешных людей?

Цитаты из форума

Пользователь 1: Все проходит со временем, которое мы попросту прожигаем в нашей жизни. Простой прожиг времени, как понимаю, не может быть смыслом жизни? Нет работы, которая мне бы давала удовольствие или даже интерес. Также чувство, что я экономически никому не нужен, потому рабочее место можно сократить на 60 %, и я просто лишний.

Пользователь 2: Не думаю, что смысл жизни существует! <…>

Наша жизнь – это генератор случайных чисел: кто-то родился в одной категории, а кто-то – в другой. И это весь смысл!

Пользователь 3: Люди ведь почти разучились улыбаться в обыденной жизни. Маленький человек – серенькая личность, не интересная для окружающих, живущая своей жизнью, не вмешивающийся в жизнь других, живущий одиноко, лишенный понимания и понимающих его людей, живущий тихо и незаметно.

Пользователь 4: У меня сейчас странное ощущение бессмысленности. Будто нет силы воли, вялость, пассивность, ослабление думать, ничего не хочется изменить… Вот некоторые обсуждение в моей голове: современный мир не для «маленьких людей», а для наглых и изворотливых. Не знаю, что бы подумал Гоголь, обнаружив, что с течением времени приоритеты людей не поменялись: сохранились жажда наживы и стремление к власти. Я думаю, опечалился бы Николай Васильевич, увидев, с каким трудом воплощаются в жизнь его идеи гуманного отношения к человеку, и как широко распространились следующие принципы существования: «Каждый сам за себя», «Ты – мне, я – тебе». «Маленькому человеку» трудно выжить: начальству по-прежнему нет дела до его проблем, сослуживцы не любят слабых, для более близкого знакомства они им не нужны, так как лучше найти кого-то со связями, полезного в чем-то.

Пользователь 5: Вот да, действительно ищу смысл для своей жизни, но не могу найти его, нет ничего постоянного, нет ничего абсолютного… нет ничего, на что можно было бы опереться… нет точки опоры… Для чего что-то вообще делать? Куда стремиться? Да еще так, чтобы потом, в конце понять и признать за собою то, что силы и жизнь были потрачены не зря… все такое – непостоянное что ли…

Учитель обществознания: Слушая товарищей, запишите в тетрадь проблемы, поднятые молодыми людьми. Озвучивание проблем.

Выступление учащихся с индивидуальным заданием. Разное отношение в западной и русской традиции к «маленьким людям».

3. Прогнозирование

Деятельность учителя: координирует дискуссию, комментирует ответы учащихся, организует творческую работу в группе.

Деятельность учащихся: анализируют, выдвигают идеи, сравнивают, прогнозируют модель.

Учитель обществознания: Помогает ли добиться успеха социальное окружение человека?

Учитель литературы: А что может являться показателем успешности?

– независимость;

– устойчивость в жизненных ситуациях;

– готовность к переменам;

– победа над слабостями;

– умение взаимодействовать с окружающими.

Слайд 8. Учитель обществознания: Что общего в ваших показателях успешности и критериях, предложенных финансистом Джон Вуденом?

Учитель литературы: В модели успешности важен конечный результат, к которому мы хотим прийти. Спрогнозировать этот результат можно с помощью технологии форсайта.

Учитель обществознания: Представьте образ будущего, используя известные вам стратегии успеха.

Оформите вырезки в композицию «Моя модель будущего» в виде ступеней, где высшая ступень – самая ценная. Подготовьтесь к защите моделей.

Учитель литературы: Во время защиты моделей отметьте в тетрадях, сколько раз были выбраны ценности, значимые для вашей группы.

Учитель обществознания: Что вам нужно сделать сегодня, чтобы в будущем стать успешным? 3апишите одно предложение.

4. Рефлексия

Деятельность учителя: подведение итогов работы.

Деятельность учащихся: оценка выполненной работы.

Учитель обществознания: Давайте вспомним, почему сегодняшний урок мы назвали своим шансом.

Сумели ли вы его сегодня реализовать?

5. Домашнее задание (выдать на листах, по выбору № 1 или № 2, прочитайте, задайте вопросы по д/з).

№ 1. Правила успеха от известных людей. Советы Бодо Шефера. Отобрать те, которые кажутся ВАЖНЫМИ, ВЫПОЛНИМЫМИ, УНИВЕРСАЛЬНЫМИ, ПОДОШЛИ БЫ ВАМ.

№ 2. В своем окружении найдите человека, который, как вы считаете, успешен в жизни. Подготовьте вопросы и проинтервьюируйте его на тему «Профессиональные и личностные шаги успеха». Выведите формулу успеха вашего героя (НЕ МЕНЕЕ ТРеХ СОСТАВЛЯЮЩИХ) и поделитесь полученной информацией с другими.

Примерные вопросы респонденту:

1. Что значит для Вас успех? Есть ли у Вас личная формула успеха?

2. Кто и (или) что повлияло на выбор Вашего жизненного пути?

3. Что для Вас является смыслом жизни?

4. Что для Вас означает согласование ценностей и целей?

5. Почему, по Вашему мнению, некоторым людям так и не удаётся в жизни сделать успешную карьеру?

Словарик урока

Жизненный план – это постепенно развертывающаяся последовательность поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем, широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.).

Жизненная стратегия – «постоянное приведение в соответствие своей личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала, исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни.

Жизненная стратегия личности – в отличие от других способов жизни это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

Стратегия успеха – модель действий, благодаря которой мы достигаем успеха.

Виды стратегий:

1. Быть. Я хочу быть…

2. Знать. Я хочу знать…

3. Иметь. Я хочу иметь…

4. Действовать. Я хочу делать…

5. Отношения. Я хочу, чтобы меня…

Временная перспектива представляет собой видение своего будущего, планирование своего жизненного пути.

Личностный рост – это поиск самого себя и реализация своих возможностей. Личностный рост связан с адаптацией человека в обществе, уверенностью в себе, готовность к принятию решений. Успех среди других, быть лучше других.

Духовный рост – развитие внутреннего потенциала. Успех внутри себя.

Памятка

Как правильно составить план своих дел?

Хороший план должен соответствовать определённым требованиям:

– в перечне видов деятельности не должно быть места невыполнимым делам;

– необходимо учитывать сложность каждого конкретного задания, временные и прочие затраты на его выполнение;

– необходимо предусматривать поправки на непредвиденный случай, а также рассчитывать время на выполнение того или иного задания;

– надо четко определять приоритеты дел – это решающий фактор рациональ-ного использования времени.

Памятка

Как правильно поставить цель?

Постарайтесь как можно более конкретно ответить на следующие вопросы:

1. Каких целей Вы хотите достичь?

2. Согласуются ли они между собой?

3. Существуют ли так называемая высшая цель и определенные промежу-точные цели на пути к главной?

4. Знаете ли вы, какими необходимыми для достижения цели качествами вы уже обладаете? (Ваши сильные стороны.)

5. Над чем вам еще надо работать?

Памятка

Как оценить, насколько эффективно я принимаю решения?

Самый простой способ оценить эффективность принятого решения – дождаться его последствий. К сожалению, оценка «по факту» вряд ли поможет вам что-то изменить, когда уже принятое решение привело к плачевным результатам. Поэтому, прежде чем бросаться разом решать накопившиеся проблемы, постарайтесь задуматься над следующими вопросами:

1. Оцениваю ли я работу, прежде чем приступить к ней?

2. Устанавливаю ли я приоритетность дел в зависимости от их важности?

3. Уделяю ли я нужное количество времени для подготовки к принятию решения в зависимости от срочности и важности дела?

4. Часто ли я откладываю принятие решений и выжидаю, пока вопрос разрешится «сам собой»?

5. Не уделяю ли я слишком много времени мелким незначительным делам или частностям?

6. Предрасположен ли я к тому, чтобы всё сделать самому?

Отдельные советы Бодо Шефера

1. Очень многие люди живут просто так и не управляют своим временем, т.к. не видят в этом смысла. И мы не можем упрекнуть этих людей. Тот, кто не знает, что он хочет осуществить в своей жизни, что он хочет претворить в жизнь, тот не понимает, зачем ему надо пытаться лучше использовать свое время. Я установил, и это важное знание, которое я хотел бы дать вам с собой в дорогу. Чем лучше мы понимаем смысл нашей жизни, тем лучше мы управляем своим временем. Чем лучше мы знаем, зачем мы появились на свет, тем лучше нам удается интегрировать эти вещи в свой день, свою неделю, свой год.

2. Каждое утро, просыпаясь, задавайте себе вопрос: «За что я благодарен окружающему миру?». Даже и сейчас не проходит ни одного утра, когда я еще в постели не дал бы пять ответов на этот вопрос.

Знаете почему? Если вы испытываете благодарность, вы можете ничего не бояться.

3. Страницы «Мои самые большие успехи» лучше оформлять следующим образом. Нарисуйте себя в середине листа и вокруг напишите сферы своей жизни и ваши достижения в каждой сфере. При этом задавайте себе вопрос: «Что мне действительно доставило удовольствие?», «Чему я научился?».

4. Вверху страниц с любыми вашими планами пишите девиз. Девиз будет тем, что вы будете держать в фокусе внимания в конкретный период времени.

5. Очень важно иметь позитивный настрой на удачу в делах. Важно, с чего вы начинаете новую неделю. Мы не делаем множества вещей, потому что знаем, что нас постигнет неудача, так как мы просто исходим из того, что эти вещи нам не под силу, а иначе мы бы их сделали. Поэтому в начале каждой недели спрашивайте себя: «Что я сделал бы, если бы знал, что это у меня получится?».

6. В начале дня запишите вопрос: «Почему сегодняшний день – это мой шанс?». Дайте письменный ответ.

Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Вуден Дж. Пирамида успеха тренера Вудена. М., 2011.
2. Шефер Б. Законы победителей. М., 2013.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.