Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Чекмаева М.А. Проведение урока русского языка в 8 классе по теме: «Предложения с обращениями»

Чекмаева Мария Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильный лицей № 1799»,
chekmaeva-1323@yandex.ru
 

В соответствии с Положениями ФГОС, приоритетной целью современного российского образования является полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Урок «Предложения с обращениями» направлен на совершенствование данных умений учащихся 8 класса. В результате работы на уроке обучающиеся должны закрепить следующие компетенции:

1. Предметную компетенцию, связанную с осознанием таких терминов, как обращение, знаки препинания в предложениях с обращениями, речевой этикет.

2. Метапредметные компетенции, связанные в первую очередь с развитием регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

3. Личностные компетенции, связанные с осознанием ценности родного языка, неразрывно связанного с историей и культурой страны, как основного средства коммуникации.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Задание: спишите текст, вставляя знаки. На основе анализа синтаксической роли слова «Россия» сформулируйте тему урока.

И еще один дар дала нам наша Россия. Это наш дивный наш могучий наш поющий язык. В нем вся она наша Россия. Люблю Россия наш язык!

И ещё один дар дала нам наша Россия. Это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она – наша Россия. Люблю, Россия, наш язык!

– Тема текста? (Наш язык.)

– Основная мысль? (Наш язык прекрасен, неразрывно связан с жизнью страны, его невозможно не любить.)

– Какие слова повторяются? (Россия, наш.) Как называется такое средство выразительности? (Лексический повтор.) Почему? (Необходимо показать неразрывную связь языка и жизни народа, сопричастность автора к судьбе страны.)

– Какую роль играет слово Россия в предложениях? (Подлежащее, приложение (определение), обращение.)

3. Формулировка темы урока учащимися

Предложения с обращениями.

– Тема изучалась в 5 классе. Каковы наши задачи? На какие вопросы мы должны сегодня будем ответить?

4. Формулировка задач урока учащимися (запись на доске в виде схемы)

– Что такое обращение? Каковы его особенности?

– Чем может быть выражено?

– Как выделяются на письме?

5. Работа в группах: учащиеся самостоятельно, используя остаточные знания, п. 41 учебника (Рыбченкова Л.М. Русский язык. 8 класс: для общеобразовательных учреждений), ресурсы Интернет, отвечают на вопросы и готовят выступления.

1 группа: Обращение – это слово (несколько слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Произносятся с особой звательной интонацией: повышением или понижением тона голоса, паузами. Не являются членами предложения.

Задание: найдите  предложения с обращениями, выпишите их, расставьте знаки (или выпишите номера).

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

3. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

4. Любимый город может спать спокойно.

5. Утоли мою жажду каплей росы.

6. Жизнь моя ничуть не стала тише…

7. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

8. Прости мне милый друг  двухлетнее молчанье!

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

3. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

4. Любимый город может спать спокойно.

5. Утоли мою жажду каплей росы.

6. Жизнь моя ничуть не стала тише…

7. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.

8. Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!

2 группа: Обращение может быть выражено существительным (собственным, нарицательным), прилагательным, причастием в значении существительного, местоимением (редко), словосочетанием в форме И.П. (по составу обращения могут быть распространенными и нераспространенными).

Задание: упр. 278 (выпишите в два столбика номера предложения с распространенными и нераспространенными обращениями).

1, 2 группы заполняют столбики, 3 группа проверяет (объясняет знаки, рассказывает правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями).

3 группа: На письме обращения выделяются запятыми (учащиеся рисуют схемы позиций обращения в предложении). Для усиления эмоциональности ставится восклицательный знак.

Задание: упр. 279 (каждая группа выполняет задания упражнения на примере текста 1 (2, 3): выразительно прочитайте тексты, найдите обращения, объясните выбор разных знаков препинания).

Задание: Часто ли мы используем обращения в речи? Умеем ли правильно их употреблять? Составление предложений с обращениями (лингвистическая задача).

Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как к нему обращается жена, родители, друзья (1 группа), дети, племянники, сослуживцы (2 группа), начальник, врач, старик Хоттабыч(3 группа)?

Вывод: В разных речевых ситуациях к нему обращаются по-разному; по тому, как мы обращаемся к собеседнику(соблюдаем речевой этикет), судят об уровне нашей культуры и образования.

Задание: прочитайте предложения, найдите обращения. Из какого произведения они взяты? (М. Булгаков «Собачье сердце».) Кому принадлежат эти высказывания? (3, 4 – Шарику (Шарикову), 1, 2 – профессору Преображенскому.) Как определили? (По характеру обращений (речь героев в художественном произведении используется в качестве характеристики персонажа).)

1. Вы господа напрасно ходите без калош в такую погоду.

2. В таком случае вы можете оставаться в кепке, а вас милостивый государь я прошу снять ваш головной убор.

3. Ладно, будете вы иметь калоши завтра многоуважаемый Филипп Филиппович.

4. Бить будете папаша?

1. Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду.

2. В таком случае вы можете оставаться в кепке, а вас, милостивый государь, я прошу снять ваш головной убор.

3. Ладно, будете вы иметь калоши завтра, многоуважаемый Филипп Филиппович.

4. Бить будете, папаша?

Что произошло с этикетными универсальными обращениями (господа, господин, сударь, сударыня)?Почему исчезли? (Изменилась жизнь страны в 1917 году, появились обращения товарищ, гражданин.) С течением времени этикетные обращения меняются вместе с жизнью страны.

Проблема отсутствия стандартов вежливого обращения в повседневной жизни при общении с незнакомыми людьми. Над этой проблемой предлагается поработать дома, выполнив задание упр. 286 стр.184.

6. Подведение итогов. Рефлексия

На какие вопросы сегодня ответили? Какой вопрос не был сформулирован в начале урока (употребление обращений) (внести на доске в схему).

Оцените работу своей группы и каждого участника в рабочем листке (см. Приложение).

Предложенный вариант изучения темы «Предложения с обращениями» отвечает требованиям ФГОС: учащиеся на уроке демонстрируют способность к целенаправленной познавательной деятельности, у них формируется чувство сопричастности к истории и культуре родной страны. Школьники демонстрируют самостоятельность в постановке задач, планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. Ученики на основе анализа предложенного языкового материала формулируют тему урока, проблемные вопросы, ищут в различных источниках материал, необходимый для решения учебных задач, дают оценку результатам своего труда. Учащиеся осваивают специальные (предметные) знания, демонстрируют их применение в учебных и социальных ситуациях, закрепляют предметную терминологию. Получение качественного продукта (схема-таблица с теоретическими сведениями по изучаемой теме, которую учащиеся могут использовать в дальнейшем) создает ситуацию успеха, что, безусловно, повышает познавательный интерес, формирует основу для дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. М., 2013.
2. Рыбченкова Л.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных  организаций. М., 2013.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.