Рубрики
Управление

Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров в организациях дополнительного образования детей

Сегодня перед учреждениями дополнительного образования детей остро встает вопрос: «Как сделать образование в наших учреждениях конкурентоспособным?» Эта проблема будет решаться успешно только в том случае, если педагоги дополнительного образования будут профессионалами, поскольку от профессионализма педагогических кадров зависит уровень подготовки обучающихся и качество нашей жизни в будущем.

0
Кондратьева Антонина Викторовна,
директор
ГБОУ ДО г. Москвы «Центр эстетического воспитания детей»,
cevdcao@edu.mos.ru
Бурлаков Андрей Витальевич,
заместитель директора
ГБОУ ДО г. Москвы «Центр эстетического воспитания детей»

Сегодня перед учреждениями дополнительного образования детей остро встает вопрос: «Как сделать образование в наших учреждениях конкурентоспособным?» Эта проблема будет решаться успешно только в том случае, если педагоги дополнительного образования будут профессионалами, поскольку от профессионализма педагогических кадров зависит уровень подготовки обучающихся и качество нашей жизни в будущем.

Мы предприняли попытку изложить свои взгляды на решение проблемы формирования нормативно-правовой компетентности педагогических кадров в современном учреждении дополнительного образования детей (УДОД).

Рассмотрение данной проблемы связано со сложившимися в практике противоречиями:

1. Несоответствие традиционных и современных взглядов на качество подготовки педагогов дополнительного образования.

2. Несоответствие истинной цели образования (развитие личности ребенка) и реальной жизненной ситуации.

3. Отрыв теории от практики.

Несмотря на названные противоречия, бесспорным является понимание того, что назрела безотлагательная потребность в нормативно-правовой подготовке педагогических кадров [1].

В целях реализации вышеназванной проблемы в Центре эстетического воспитания детей в 2015–2016 учебном году проводились семинарские занятия по подготовке педагогических работников на модульной основе для обеспечения нормативно-правового сопровождения образовательного процесса.

Цель этой работы – изучение законодательной и нормативной базы функционирования системы дополнительного образования детей, организационных основ структуры управления образованием, соответствующих механизмов управления качеством образования, а главное – формирование у педагогов знаний и умений для эффективной работы в образовательно-правовом пространстве.

Задачи:

– раскрыть роль и сформулировать задачи дополнительного образования в современном обществе;

– проанализировать условия развития российской системы образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия;

– рассмотреть основные законодательные акты по вопросам дополнительного образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения дополнительного образования в Российской Федерации, структуру и виды нормативных правовых актов, особенности их использования в образовательной практике;

– рассмотреть систему государственного контроля качества образования в УДОД;

– проанализировать возможность участия государственно-общественных и общественных структур управления, функционирующих в системе дополнительного образования, в решении вопросов образовательной деятельности в соответствии с их компетентностями;

– проанализировать законодательные акты РФ и документы международного права по вопросам образования в части охраны прав и защиты интересов детей.

Основанием для отбора знаний, умений и навыков, включенных в программу курса, является: содержание законодательной базы, регулирующей отношения в области дополнительного образования; вопросы управления системой дополнительного образования; проблемы государственного и государственно-общественного контроля образовательной деятельностью учреждения дополнительного образования детей; учет особенностей образовательных правоотношений в системе непрерывного образования [3].

Программными документами для организации спецкурса являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6], Концепция модернизации российского образования, Концепция развития дополнительного образования детей [4] и др. В каждом из этих документов четко обозначена проблема качества подготовки педагогических кадров, владеющих современным мышлением, готовностью и способностью к самоанализу профессиональной деятельности.

В качестве центрального понятия выступает понятие «компетентность». Компетентность не сводится к знаниям, умениям и навыкам, поскольку включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; ориентируется на результаты в виде профессиональных знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров, привычек. Компетентность выступает как интегративная характеристика личности педагога, в которой личностные свойства выполняют системообразующие функции [5].

Компетентность может быть охарактеризована как определенный уровень образованности. Нормативно-правовая компетентность – это способность специалиста-профессионала ориентироваться в образовательной ситуации с позиции законодательства, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, использовать полученные сведения в ситуации выбора, осуществлять оценочно-ценностную рефлексию.

Содержание курса сориентировано на основные правовые акты международного образовательного законодательства, нормативно-правового обеспечения модернизации российского педагогического образования. Кроме того, в программе учитываются региональные, муниципальные, локальные потребности в нормативно-правовом обеспечении дополнительного образовании детей.

В данном курсе была предпринята попытка рассмотрения нормативно-правовых основ оценивания результатов дополнительного образования детей в ЦЭВД в соответствии с разработанными критериями оценки результатов образовательной подготовки обучающихся.

Курс позволил обеспечить педагогов и сотрудников Центра информацией о нормативно-правовых основах аттестации педагогических кадров.

Курс представлен модульной программой, которая включает 7 разделов (тем), содержащих требования, предъявляемые к формируемым знаниям и умениям по изучаемой проблеме, а также материал для самопроверки педагогов; перечень вопросов по каждой теме, задания для самостоятельной работы.

Темы семинарских занятий:

1. Дополнительное образование детей в современном обществе.

2. Законодательство Российской Федерации  в области образования.

3. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей.

4. Правовое положение участников образовательного процесса.

5. Права ребенка и формы их защиты.

6. Основные правовые акты международного образовательного законодательства.

7. Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования.

Данный курс в полной мере учитывает квалификационную характеристику специалиста, служит формированию навыков, становлению компетентности педагогов в области нормативно-правового обеспечения дополнительного образования.

Педагоги, освоившие курс, будут:

 иметь представление:

– об основах государственной  политики и права в области образования (в том числе, дополнительного);

– о роли и задачах дополнительного образования детей в современном обществе;

– о правовой культуре и ключевых вопросах образовательного права;

– об особенностях правового регулирования образовательной деятельности в УДОД;

– об основных принципах формирования нормативно-правого обеспечения дополнительного образования детей.

знать:

– основные законодательные и нормативные акты в области образования;

– нормативно-правовые и организационные основы деятельности учреждений дополнительного образования детей;

– цели и задачи УДОД;

– структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса в УДОД;

– основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– основные права ребенка и формы их правовой защиты.

уметь:

– использовать полученные знания в образовательной практике;

– оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов;

– решать задачи управления образовательным процессом на уровне учреждения и его структурных подразделений;

– использовать полученные знания для оказания практической правовой помощи ребенку в области социальной защиты, осуществления сотрудничества с органами правопорядка и социальной защиты населения.

В процессе освоения курса важное место отводится активной самостоятельной работе педагогов. Она рассматривается как связующее звено между их теоретической подготовкой и развитием комплекса профессиональных умений и навыков и личностно значимых качеств, которые являются составляющими профессиональной компетентности. Индивидуальная самостоятельная  работа педагогов способствует усилению практико-ориентированной направленности обучения [2].

Мы выделили некоторые характерные особенности организации и методы самостоятельной работы педагогов в процессе освоения разделов спецкурса, направленные на развитие их нормативно-правовой компетентности.

Тема 1. Дополнительное образование детей в современном обществе.

В данную тему входят такие вопросы, как: роль и задачи дополнительного образования детей в современном обществе; условия функционирования системы дополнительного образования детей; ее правовая регламентация; государственные гарантии приоритетности образования.

В рамках освоения темы педагоги анализируют нормативно-правовые документы, составляют задания по самоконтролю.

Тема 2. Законодательство Российской Федерации в области образования.

В данной теме предлагается перечень законодательных актов в области образования. Педагоги выявляют особенности законодательства РФ и региональной политики в области образования, участвуют в полемике относительно вопроса кодификации законодательства в сфере образования.

Тема 3. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Педагоги изучают ФЗ «Об образовании в РФ», характеризуют структуру и нормативно-правовую базу дополнительного образования детей. Анализируют дополнительные образовательные программы. Определяют особенности реализации образовательных программ дополнительного образования детей. Оценивают нормативно-правовое обеспечение совершенствования профессиональных качеств педагогов дополнительного образования, условия формирования и развития их компетентности. Уточняется понятие качества образования и его правовые основы. Дается характеристика системы контроля качества на уровне образовательного учреждения (промежуточная, итоговая аттестация обучающихся).

В рамках данной темы педагоги осуществляют самоконтроль, самооценку, согласно предложенным критериям.

Тема 4. Правовое положение участников образовательного процесса.

Задача по освоению данной темы заключается в рассмотрении вопросов, связанных с сущностной характеристикой специфики  регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в учреждении дополнительного образования детей, оплаты труда в сфере образования.

Творческая работа педагогов по освоению данной темы заключается в разработке педагогических ситуаций, иллюстрирующих соответствующие нормы законодательства о трудовой деятельности, повышении квалификационной категории  педагогических  работников.

Тема 5. Права ребенка и формы их защиты.

Данная тема раскрывает государственную, социальную, психологическую и педагогическую охрану ребенка и детства, определяет условия совершенствования деятельности государственных и муниципальных органов по защите прав детей.

Педагоги работают с нормативными документами, периодической печатью, интернет-ресурсами, анализируют региональное законодательство с целью выявления противоречий с федеральными актами и международными документами, определяющими соблюдение прав детей.

Тема 6. Основные правовые акты международного образовательного законодательства.

Важное место отводится анализу основных правовых актов международного образовательного законодательства. Педагоги  выявляют степень соответствия положений документов ООН (Всеобщая декларация прав человека, Концепция о права ребенка), ЮНЕСКО (Конвенция о борьбе и дискриминацией в области образования, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей).

Педагоги участвуют в подготовке выступлений, сообщений на круглом столе по изучаемой теме.

Тема 7. Нормативно-правовое обеспечение  модернизации российского педагогического образования.

Данная тема для педагогов имеет субъективно-значимый характер. Основные задачи и программа модернизации педагогического образования рассматриваются через призму профессионально-личностного саморазвития специалистов, формирование их нормативно-правовой компетентности. Обновление нормативно-правового, научного и учебно-методического обеспечения педагогического образования является для них важным ориентиром непрерывного нормативно-правового самообразования.

Творческий отчет по результатам изучения программы «Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей» предполагает самооценку, взаимооценку и экспертную оценку уровня и качества нормативно-правовой компетентности педагогов.

Реализация курса «Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей» на базе нашего многопрофильного учреждения дополнительного образования детей – Центра эстетического воспитания детей показал, что данный курс является системообразующим в формировании нормативно-правовой компетентности педагогов, вносит существенный вклад в развитие профессиональной культуры и компетентности педагогов системы дополнительного образования детей.

Список литературы:

1. Буданова Г.П. Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения [Электронный ресурс] / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. URL: http://www.moscons.ru/file.php/1/2009/dop_obrazov_stand_dop.htm#_ftnref2#_ftnref2 (дата обращения: 16.06.2016).
2. Гурьев Л.И. Проектирование педагогических систем: Уч. Пособие. Казань: Казан. гос. технолог. ун-т, 2004.
3. Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ЧФИРПО МО РФ, 2005
4. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «О концепции развития дополнительного образования».
5. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под. Ред. Т.И. Шамовой и П.И. Третьякова. М.: Педагогика, 2008.
6. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 16.06.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.