Рубрики
Управление

Социокультурная среда мегаполиса как фактор профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций

Одной из главных стратегических целей развития образования является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

0
Гончарук Светлана Юрьевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
goncharuksu@mosmetod.ru
Кузнецова Елена Валерьевна,
заместитель директора
ГБОУ ГМЦ ДОгМ
kuznecovaev@mosmetod.ru
Антонов Николай Викторович,
старший методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
antonovnv80@mail.ru

Одной из главных стратегических целей развития образования является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

Значительная роль в этом процессе отводится взаимодействию музея как социокультурного института, в котором сосредоточены основные историко-культурные и природные ценности, и школы, призванной дать базовое образование во всех областях знаний.

Если рассматривать современную школу как школу развития продуктивного мышления, креативности, эмоциональной сферы, то роль музеев представляется особенно актуальной.

Музеи России обладают уникальными образовательными возможностями, которые школа может успешно использовать в образовательном процессе.

Именно музей – с его разнообразнейшими коллекциями и возможностью устанавливать новые связи между предметами, идеями и эпохами – становится сегодня для школьников и педагогов пространством снятия предметных ограничений.

Рассматривая музей в системе социального воспитания, ученые-исследователи в области музейной педагогики отмечают, что он располагает богатым социально-воспитательным потенциалом; позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность; создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения.

Сегодня актуальной является работа не только по разработке инновационных технологий в области музейной педагогики, но и форм и методов интеграции музейно-педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного образования, раскрытии возможностей школы в реализации нестандартных форм работы с музеем.

Примером активной формы сотрудничества школы и музея стал Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН, показавший, что такая форма образовательного и социального партнерства позволит более эффективно осуществлять формирование интеллектуальной и духовной культуры школьников.

Рассматривая Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН как новую образовательную площадку в системе столичного образования, методисты Городского методического центра разработали в рамках проекта «Урок в Москве» различные уроки, которые проводятся в музее. Геологический музей им. В.И. Вернадского располагает богатым образовательным и социально-воспитательным потенциалом, позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность обучающихся; создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения.

Одной из основных задач сегодняшнего дня музей считает организацию открытого «живого» контакта со школьной аудиторией, поэтому предлагает учителям использовать площадку музея для проведения уроков. Какие же уроки можно провести в геологическом музее? Очевидно, это будут предметы естественнонаучного цикла. Но оказывается, на базе уникального научного, просветительского, образовательного и культурного центра – Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН – можно проводить и уроки истории, и литературы, и изобразительного искусства.

Методисты Городского методического центра активно работают над созданием методических материалов, которые помогают педагогам Москвы успешно использовать потенциал музея для достижения максимальных образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных.

Задания разработаны в виде маршрутных листов, рабочих тетрадей или мобильных приложений с автоматическим сбором данных для самостоятельной работы школьников на базе музея.

Предметный мир музея не только занимает ведущее место в образовательном процессе в качестве наглядных пособий, но и знакомит обучающихся с окружающим миром, расширяя их кругозор.

Рассмотрим некоторые варианты уроков по разным учебным дисциплинам различных предметных областей.

Как же провести урок географии в музее? Какой зал выбрать, чтобы было интересно и школьникам, и учителю, чтобы была достигнута та образовательная цель, которая поставлена педагогом? Методисты Городского методического центра Департамента образования города Москвы предлагают различные варианты проведения уроков географии в зале постоянной экспозиции «Планета Земля» Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского.

Ребятам дается рабочий лист, содержащий интересные, разнообразные и увлекательные задания для практической деятельности обучающихся на уроке.

Пример заданий из Рабочего листа доступен по ссылке.

Сегодня музей – это один из институтов культуры, который хранит, изучает, популяризирует культурное наследие страны. Литература – неотъемлемая часть культуры, искусство слова. Именно литература отражает эстетические, нравственные и духовные ценности и представления, является нашей философией, способом постижения мира. Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры. Возможно ли проведение уроков литературы в геологическом музее?

Зал «Мир минералов» предоставляет огромные возможности для проведения уроков литературы на всех уровнях обучения, ведь русская литература буквально «блещет» драгоценными камнями. В 5–6 классах мы изучаем сказы П.П. Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок» и многие другие произведения Павла Петровича, в которых рассказывается о камнях и минералах; в 7 классе школьники знакомятся с «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где Царь Иван Грозный советует Кирибеевичу немедленно послать драгоценности Алене Дмитриевне, чтобы купить ее расположение, уверенный, что никакая женщина не сможет устоять перед великолепными дарами; в балладе В.А. Жуковского «Светлана», в сказках А.С. Пушкина, в романе Тургенева «Отцы и дети», в рассказах А.И. Куприна упоминаются изумруд, жемчуг, опал, яшма, гранат, коралл, золото, серебро и многие другие минералы и камни, которые ребята могут найти в залах музея.

Несколько возможных вариантов заданий для рабочего листа, которые могут использоваться для организации работы обучающихся в залах музея.

Например: см. ссылку.

Подобные уроки литературы помогут озарить художественное произведение новым светом, поразить читателя бездонной поэтической глубиной, создадут возможность наглядного, эмоционального постижения произведения современными школьниками.

Основная цель обучения в школах не должна заключаться в слепом следовании программе и бездумному заучиванию учебного материала, цель каждого учителя-предметника – добиться понимания изучаемого материала и овладеть предметом.

Провести урок биологии можно в зале «Геологический очерк окрестностей Москвы». В экспозиции очень широко представлены образцы полезных ископаемых Московской области: чудесные агрегаты серого, белого, бледно-сиреневого кварца, голубоватого халцедона, желтоватого агата, самый распространенный минерал кремнезема – кремень, гипс, пирит и другие, а также изделия из них.

Познакомившись с экспозицией зала, каждый человек, несомненно, обогатит свои знания интереснейшими фактами из геологической истории Москвы и Подмосковья. Для организации деятельности обучающихся на уроке биологии можно использовать следующие задания рабочего листа.

Например: см. ссылку.

В зал «Исторические коллекции конца XVIII – начала XX веков» для проведения урока можно пригласить учителей истории.

За каждой коллекцией стоит своя история. Экспозиция зала как бы разделена на две части: коллекции, купленные или подаренные музею (левая сторона) и экспонаты, экспроприированные у частных собирателей после 1917 года. Это вносит в экспозицию некую долю трагизма, напоминая о драматических страницах русской истории. Тем не менее, общее впечатление от зала походит на волшебную сказку: сразу представляются алхимики, проводившие в своих уютных кабинетах манипуляции над металлами и минералами в надежде получить золото, а также ученые-собиратели более поздних эпох, скрупулезно отыскивающие новые виды полезных ископаемых.

Используя материалы, представленные в этом зале, можно выстроить урок истории, предложив школьникам рабочий лист для организации работы на уроке.

Примеры заданий рабочего листа для урока истории: см. ссылку.

Как и другие естественные науки, химия изучает определенную сторону природы и природных явлений. В отличие от других естественных наук, химия уделяет пристальное внимание веществу. Эта наука позволяет объяснить многие изменения в природе. Главный вопрос, на который отвечает химия, – почему одни вещества превращаются в другие?

Урок химии проводим в зале «Геологическая кунсткамера». Этот зал хорош тем, что камни разложены не по химическому составу, а по другим принципам. Например, по видам кристаллов (витрина «Геометрия природы»). Или по удивительному перемешиванию неорганических образований с органическими (витрина «Живое и косное»). А рядом собраны каменные образования, похожие на цветы. Или на башни. Или шарообразные.

Лейтмотивом экспозиции является единство явлений живой и неживой природы, подчинение и тех и других единым природным законам. Экспозиция зала наталкивает на вопрос: почему многие растения, животные, камни, минералы имеют сходную форму?

Задания рабочего листа для проведения урока химии помогут ребятам понять, как предметы экспозиции зала доказывают сходство элементарного химического состава клеток разных организмов и структур минералов,  подтверждая единство живой и неживой природы.

Например: см. ссылку.

Плодотворное сотрудничество музея и школы, безусловно, не только способствует выявлению и развитию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся, но и формирует пространство для диалога школьных преподавателей и сотрудников музеев.

Например, Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН систематически проводит методические семинары-практикумы с учителями-предметниками различных предметных областей всех округов города Москвы. На методических семинарах специалисты музея проводят лекции, знакомят с экспонатами, рассказывают о новых экспозициях.

Музей, безусловно, должен быть интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан и с преподаванием конкретных учебных дисциплин, и с дополнительным образованием учащихся.

Рассмотрим интегрированный урок по географии, литературе, химии, который проводится в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана РАН. Этот урок предназначен для учащихся 9-го класса.

Удивительный мир, созданный самой природой, открывает П.П. Бажов в своих сказках. На данном уроке предлагается приоткрыть шкатулку чудес и исследовать небольшую часть ее содержимого, узнать о секретах уральских мастеров-камнерезов, невероятной силе природного камня. Продуктом урока может быть интерактивное игровое онлайн-пособие для учащихся разных возрастов и уровней подготовки, которое школьники создадут самостоятельно, используя образовательный портал http://learningapps.org/.

См. ссылку.

В ходе этого урока обучающиеся знакомятся с медью, ее соединениями, а также месторождениями минералов, содержащих медь, углубляют и расширяют свои знания по географии и литературе.

Помимо заданий рабочего листа учащимся предлагаются дополнительные и практико-ориентированные задания, например: см. ссылку.

На заключительном этапе урока обучающиеся вместе с учителем обсуждают задания в рабочем листе и задания-кейсы, подводят итоги работы в музее.

Разработанные конкретные продукты (сценарии уроков, проекты, рабочие листы для обучающихся) стали базой для дальнейшего сотрудничества московских школ и музеев.

Эта важнейшая работа способствует созданию коммуникационной площадки для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в различных областях знаний.

Урок в музее – эффективный способ для мотивации активности учащихся, реализации требований ФГОС, развития такого направления, как научное образование на основе исследования. Конечно же, урок в музее должен соответствовать требованиям ФГОС, а именно: его методологической основой должен стать системно-деятельностный подход, а результаты по итогам урока носить метапредметный характер.

Отличительной чертой обучения в музее является неформальность и добровольность, возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы всех участников образовательных отношений, такое обучение стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Как правило, уроки в музее проходят в атмосфере непринужденности, живого общения, вызывают неподдельный интерес и желание узнать как можно больше интересного по предмету, получив от этого знания практическую пользу.

Как показывает практика, использование ресурсов различных музеев, культурных и исторических центров столицы, уроки на базе музеев, виртуальные экскурсии не только не вызывают перегрузки учащихся, а значительно облегчают усвоение курса любого предмета, делают знания обучающихся более прочными и глубокими. Уроки в музее получаются необычными и намного интереснее, чем в школе.

Важной составляющей музеев должна стать их преимущественная ориентация на решение образовательных задач, которым подчиняются все остальные. Подобная ориентация определит специфику фондовых собраний музеев, критерием оценки которых становится их образовательное назначение. Несомненно, необходимо привлекать музеи к разработке и осуществлению проектов в области образования. Педагогические возможности музеев уже успешно используются при создании комплексных образовательных программ, факультативных циклов, организации клубных, форм деятельности.

Таким образом, музейная педагогика в школах накапливает огромный потенциал, реализуемый в образовательной модели, ценностями которой являются сохранение и удержание культурных традиций, когнитивное развитие учащихся в процессе активного и сознательного усвоения знаний основ наук и их практического применения, формирование представлений о целостной картине мира.

Музейная педагогика в школе работает не столько как наука, сколько как педагогическая технология, и должна применяться наряду с другими технологиями. Тогда и будут созданы все условия для развития гармоничной, социализированной, самостоятельной личности учащегося, установлены тесные интегративные связи между предметами, что, в свою очередь, будет способствовать формированию единой образовательной среды.

Развитие творческих начал – высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них – возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого.

Уроки в музеях позволяют сегодня решать две важнейшие, ключевые задачи, поставленные перед московским образованием: проведение уроков вне аудитории (использование всех ресурсов города, внеурочных форм работы); получение знаний не в готовой форме, а через решение практико-ориентированных задач.

Несмотря на то, что музей и школа являются представителями двух разных систем – образования и культуры, эти два института выполняют общие задачи – воспитательные и образовательные – формирование гармонично развитой, творчески активной личности. Поэтому совершенно естественно их стремление к сотрудничеству и взаимодействию для выполнения этих задач, использованию социокультурных и образовательных возможностей такого партнерства в воспитании и развитии школьников.

Список литературы:

1. Медведева Е.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. М.: 1999. С. 48–52.
2. Прасолова К. Музейная педагогика: гуманитарная парадигма // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 75–77.
3. Решетников Н.И. О некоторых аспектах музейной педагогики // Комплексный подход к массовой идейно-воспитательной работе исторических и краеведческих музеев. М.: 1984. С. 44–50.
4. Саварина Г.П. От образовательных программ – к успешной реализации жизненных притязаний // Воспитательное пространство города: проблемы и перспективы взаимодействия. Часть II. Материалы региональной научно-практической конференции. Новокузнецк: ИПК, 2003. С. 53–54.
5. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб., 1999. С. 31.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.