Рубрики
Дошкольное образование

Особенности развития игровых навыков у детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) – это дети, имеющие отличия от нормы возрастного развития. Ребенок с некоторыми отклонениями в становлении требует создания специальных условий для жизни и развития. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» N 273 от 29 декабря 2012 г., – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В данной статье мы рассмотрим особенности обучения игре детей с ОВЗ.

0
Волгина Светлана Васильевна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 354 имени Д.М. Карбышева»,
volginasv2112@mail.ru

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) – это дети, имеющие отличия от нормы возрастного развития. Ребенок с некоторыми отклонениями в становлении требует создания специальных условий для жизни и развития. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» N 273 от 29 декабря 2012 г., – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В данной статье мы рассмотрим особенности обучения игре детей с ОВЗ.

Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А.Н. Леонтьев подчеркивал важное значение игры для познавательного и личностного развития ребенка-дошкольника. Особенно важное значение как инструмент развития и познания игра приобретает для детей с ОВЗ.

Как показывает практика, при поступлении в дошкольное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к игрушке неустойчивый и действия с ней самые элементарные. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий. По нашему опыту, формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность (Приложение 1). Перевод игры на более высокий уровень организации происходит под влиянием целенаправленного обучения (Приложение 2).

О.П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир: он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…».

В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:

• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;

• объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;

• игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:

• игра должна быть с четко сформулированными правилами;

• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

В процессе обучения игре детей с ОВЗ педагог – активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.

В практике обучения детей с ОВЗ широко используют такие формы работы, как драматизация, театрализованная деятельность, теневой театр. Включение подобных приемов в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.

В начале обучения игре основными являются следующие задачи:

• формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре;

• обучение использованию игрушки в соответствии с ее функциональным значением;

• обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно;

• обучение воспроизводству связанных между собой логически определенных действий (цепочки: сначала стираем, потом развешиваем и т.д.);

• воспитание бережного отношения к игрушке;

• обозначение словом, предложением предметов и действий.

Наш опыт показал, что в процессе обучения эффективны следующие приемы:

• показ игровых действий педагогом,

• совместное выполнение игровых действий,

• выполнение заданий по словесным инструкциям,

• самостоятельное обыгрывание игрушек.

Важным при обучении игре у детей с ОВЗ является усвоение ими логического развития игрового сюжета. Этому способствуют два вида работы:

• наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, процессе режимных моментов. Например, после того как дети помыли руки и должны приступить к еде, педагог обращает внимание, что вначале они помыли руки, а потом садятся за стол, подготавливая ко сну заостряем внимание, что они сейчас разденутся, наденут пижаму (спать в платьях нельзя), а потом лягут спать.

• выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки. Например, взрослый произносит: «Давай уложим твою дочку спать. Что нужно сделать?». Ребенок под руководством педагога перечисляет действия, а затем переходит к их реализации.

В результате правильно организованного обучения игре, дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно: сами формулируют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила. Дети начинают переносить в игру знания, полученные на других занятиях, свои впечатления от каких-либо мероприятий, отражают в игре роль труда взрослого человека, передают отношения между людьми, действуют с воображаемыми объектами, используют предметы-заместители. Таким образом, компенсируется ряд отклонений в развитии, и дети с ОВЗ могут полноценно познавать окружающий мир, учиться строить взаимоотношения в социуме.

Приложения доступны для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? М., 2010.
2. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Т.В. Егорова. Балашов: Николаев, 2002.
3. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие под ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. М., 2011.
4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2111. «Дефектология». 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1986.
5. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1980.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.