Рубрики
История

Программа элективного курса для 5 класса средней школы «Материальная культура Древней Греции с интерактивным и англоязычным компонентом»

В Программе элективного курса «Материальная культура Древней Греции с интерактивным и англоязычным компонентом» учитываются положения ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).

0
Можайский Андрей Юрьевич,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры Истории древнего мира и средних веков Института истории и политики МПГУ,
учитель истории
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1519»,
ayu.mozhajskij@m.mpgu.edu

В Программе элективного курса «Материальная культура Древней Греции с интерактивным и англоязычным компонентом» учитываются положения ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).

Целью реализации программы элективного курса «Материальная культура Древней Греции с интерактивным и англоязычным компонентом» является: становление и развитие личности обучающегося путем изучения культурного наследия Древней Греции – истоков европейской цивилизации, частью которой, является и современная Россия.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

– освоение обучающимися основ хронологии и периодизации истории как науки и истории Древней Греции в частности;

– формирование общего представления о материальной культуре, искусстве и истории Древней Греции;

– формирование представления об историческом процессе, отраженном в материальной культуре и искусстве на примере древнегреческой цивилизации;

– освоение учащимися терминологического и понятийного научного историко-культурологического аппарата на русском и английском языках;

– знакомство учащихся с образовательной средой гуманитарного знания;

– формирование навыка научной коммуникации на русском и английском языках.

Реализация данной цели и задач способствует социализации и адаптации учащихся к современному миру, где в гуманитарной сфере необходима коммуникация на английском языке, предоставляет возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, способствует осознанному выбору профессионального направления уже на ранней стадии среднего образования.

Методологической основой элективного курса является системно-деятельностный подход. В этом смысле воспитание и развитие качеств личности происходит с учетом требований информационного общества. Кроме того, элективный курс построен на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава общества. Элективный курс ориентирован на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Данный курс сформирован с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, что предполагает переход к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества, а также  формирование у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы элективного курса следующие:

1. Личностные результаты. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия Древней Греции, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения.

2. Метапредметные результаты. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.

3. Предметные результаты. Выпускник научится:

– применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

– изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (в том числе англоязычных);

– проводить поиск информации в материальных памятниках Древнего мира;

– овладеет целостными представлениями об историческом пути цивилизаций Древней Греции и их влиянии на человеческую историю в целом, включая Россию;

– работать с изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

– объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

– описывать на английском языке картинку / фото с опорой или без опоры на ключевые слова / план / вопросы.

Выпускник получит возможность научиться:

– применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;

– научной коммуникации исторического характера в том числе с представителями англоязычного сообщества.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения элективного курса проводится на следующих этапах:

– текущая и тематическая оценка;

– промежуточная аттестация обучающихся.

Виды деятельности учащихся:

– учебно-познавательная деятельность – приобретение новых знаний, умений и навыков, а также развитие личности.

– познавательно-продуктивная деятельность –создание учащимися творческого продукта в определенной предметной области в том числе с помощью компьютерных средств. К примеру, создание проектной или исследовательской работы с презентацией. Кроме того, возможно составление тематического тезауруса по определенным темам на английском языке и других творческих продуктов.

– художественно-эстетическая – визуальное изучение артефактов, их сравнение и искусствоведческое описание, в том числе с англоязычным компонентом.

Элективный курс «Материальная культура Древней Греции с интерактивным и англоязычным компонентом» позволяет расширить и углубить знания учащихся по такому разделу основной образовательной программы как Всеобщая история / История Древнего мира / Древняя Греция. Учащиеся приобретают дополнительные знания по следующему содержанию учебной дисциплины:

«Древняя Греция. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира».

Таким образом, история Древней Греции иллюстрируется в ходе элективного курса ее материальной культурой. Учащиеся видят отражение исторических и социальных процессов в материальной культуре.

Возраст учащихся: 11–12 лет (5 класс).

Программа рассчитана на один учебный год: 1 час в неделю (34 часа).

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

просторное помещение, отвечающее требованиям проведения занятий с группой не менее 30 человек, компьютер, интерактивная доска.

Программное обеспечение:

– программная среда Microsoft Office.

Интернет-ресурсы:

www.latsis-foundation.org – сайт некоммерческой организации «John S. Latsis Public Benefit Foundation», где в разделе The Museums Sycleв открытом доступе размещены интерактивные книги с собраниями артефактов и произведений древнегреческого искусства. Некоторые интерактивные публикации посвящены конкретным цивилизациям (к примеру, микенской), другие – собраниям из греческих музеев (к примеру, из Национального археологического музея), третьи – материальной культуре конкретных археологических памятников. Именно данный сайт позволяет в должной мере включить интерактивный и англоязычный компонент в проведение элективного курса. Перечень интерактивных и англоязычных материалов, размещенных на данном сайте (размещены в хронологическом порядке по дате публикации):

Fotopoulos, D., Delivorrias, A. Greece at the Benaki Museum / Benaki museum. Athens, 1997.
Trianti, I. The Acropolis Museum / Latsis Group. Athens, 1998.
Steinhauer, G. The Archaeological Museum of Piraeus / Latsis Group. Athens, 2001.
Papangeli, K. Eleusis: The Archaeological Site and the Museum / Latsis Group. Athens, 2002.
Hadjidakis, P. Delos / Latsis Group. Athens, 2003.
Grammenos, D. The Archaeological Museum of Thessaloniki / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2004.
Dimopoulou-Rethemiotaki, N. The Archaeological Museum of Herakleion / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2005.
Kolonia, R. The Archaeological Museum of Delphi / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2006.
Kaltsas, N. The National Archaeological Museum / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2007.
Hatsi, G. The Archaeological Museum of Olympia / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2008.
Steinhauer, G. Marathon and the Archaeological Museum / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2009.
Aravantinos V. The Archaeological Museum of Thebes / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2010.
Lilibaki-Akamati, M., Akamatis, I., Chrysostomou, An., Chrysostomou, P. The Archaeological Museum of Pella / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2011.
Tsakos, K., Viglaki-Sofianou, M. Samos: The Archaeological Museums / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2012.
Kottaridi, A. AIGAI: The Royal Metropolis of the Macedonians / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2013.
Banou, E., Bournias, L. Kerameikos / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2014.
Papadimitriou, A. Mycenae / John S. Latsis Public Benefit Foundation. Athens, 2015.

Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Введение в археологию и историю материальной культуры Древней Греции (Introduction to the Archaeology and to the History of Material Culture of Ancient Greece).

1

 Археология: теории, методы и практика (Archaeology: Theories, Methods and Practice).

2

2

Хронология и периодизация материальной культуры и истории Древней Греции (Chronology and Periodization of Material Culture and History of Ancient Greece).

2

Материальная культура и общества Бронзового века (The Material Culture and Societies of the Bronze Age).

3

Минойская цивилизация и ее материальная культура (The Minoan Civilization and its Material Culture).

2

4

Микенская цивилизация и ее материальная культура (The Mycenaean Civilization and its Material culture).

2

Ранний железный век в Греции (The Greek Early Iron Age).

5

Ландшафт и поселения в Раннем железном веке: Лефканди и Афины (Landscape and Settlement of the Early Iron Age: Lefkandi and Athens).

2

6

Геометрический стиль греческой вазописи (The Geometric style of Greek Vasepainting).

2

7

Рождение полиса и греческого храма (The origins of the Polis and of the Greek Temple).

2

Материальная культура архаического времени (The Material Culture of the Archaic Era).

8

Архаический греческий город (The Archaic Greek City).

2

9

Греческая скульптура: архаический период (Greek Sculpture: the Archaic Period).

2

10

Ориентальные стили греческих ваз (The Orientalizing Styles of Greek Vases).

2

11

Афинские чернофигурные вазы (Athenian Black Figure Vases)

2

Материальная культура классического периода (The Material Culture of the Classical Period).

12

Дома, домашнее хозяйство и городская организация классического греческого города (Houses, Household and City Organization of the Classical Greek City).

2

13

Греческая скульптура: классический период (Greek Sculpture: the Classical Period).

2

14

Афинские краснофигурные вазы (Athenian Red Figure Vases)

2

Материальная культура эллинистического периода (The Material Culture of the Hellenistic Period).

15

Городская жизнь в эллинистический период (Urban Life in Hellenistic Times).

2

16

Эллинистическая скульптура (Hellenistic Sculpture).

2

17

Эллинистическая керамика и терракотовые статуэтки (Hellenistic Pottery and Terracottas).

2

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (помимо книг, указанных в разделе Интернет-ресурсы)

а) основная литература:

1. Добровольская М.В., Можайский А.Ю. Археология: Учебное пособие. М.: МПГУ, 2012.
б) дополнительная литература:
1. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002.
2. Античные государства Северного Причерноморья. М.,1984.
3. Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.
4. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до н. э. и его культура. М., 1976.
5. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953
6. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. М.,1961.
7. Блаватский В.Д. Античный город // Античный город. М., 1963.
8. Блаватский В.Д. Природа и античное общество. М., 1976.
9. Блаватский В.Д. Греческая скульптура. М., 2008.
10. Вощинина А.И. Античное искусство. М., 1969.
11. Вуд М. Троя: В поисках Троянской войны / Майкл Вуд; пер. с англ. Виктора Шарапова. М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007.
12. 3ограф А. Н. Античные монеты // МИА. № 16. М., 1951.
13. Керам К.В. Боги, гробницы, ученые / К.В. Керам; пер. с нем. А.С. Варшавского. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009.
14. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
15. Кругликова И. Т. Античная археология. М., 1984.
16. Biers W. Art, Artefacts and Chronology in Classical Archaeology. London, 1992.
17. Boardman J. Athenian Black Figure Vases. New York, 1974.
18. Boardman J. Athenian Red Figure Vases. The Classical Period. New York, 1989.
19. Boardman J. The History of Greek Vases. London, 2001.
20. Boardman J. Greek Sculpture. The Classical Period. London, 2005.
21. Demakopoulou K., Konsola D. Archaeological Museum of Thebes. Athens, 1981.
22. Cahill N. Household and City Organization at Olynthus. New Haven and London, 2002.
23. Castleden R. Minoans: Life in Bronze Age Crete. London-New York, 1990.
24. Castleden R. Mycenaeans. London-New York, 2005.
25. Korfmann M.O. Troia / Wilusa: general background and a guided tour. Çanakkale, Tübingen, 2005.
26. Morris J. Burial and Ancient Society: The Rise of the Greek City State. Cambridge, 1987.
27. Morris J. Death-ritual and social structure in classical antiquity. Cambridge, 1992.
28. Renfrew C. The Emergence of Civilisation. The Cyclades and the Aegean in the Third Millennium B.C. London, 1972.
29. Renfrew C., Bahn P. Archaeology: Theories, Methods, and Practice. London, 1996.
30. Snodgrass A.M. Archaic Greece: The Age of Experiment. London, 1980.
31. Shanks M. Classical archaeology of Greece: experiences of the discipline. London, 1996.
32. Thompson H., Thompson D. Hellenistic Pottery and Terracottas (reprinted from Hesperia with prefaces by Susan I. Rotroff). Princeton, New Jersey, 1987.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.