Рубрики
ОРКСЭ

Обобщающие уроки в форме круглого стола с представителем Русской православной церкви в рамках модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ

Порой кажется, что молодежь во все времена не ругает только ленивый. По крайней мере, о ее деградации и необходимости духовно-нравственного воспитания говорят многие. Но как происходит это воспитание? Как часто священника зовут в школу как «духовную скорую помощь», когда ученики подрались до тяжелых увечий или еще хуже – кто-то покончил жизнь самоубийством? А может, стоит поступать как-то иначе? Не ждать, когда «гром грянет», и говорить с детьми о совести, о добре и зле не на пороге детской комнаты полиции?

0
Шахова Екатерина Сергеевна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1579»,
Posha2000@rambler.ru

Порой кажется, что молодежь во все времена не ругает только ленивый. По крайней мере, о ее деградации и необходимости духовно-нравственного воспитания говорят многие. Но как происходит это воспитание? Как часто священника зовут в школу как «духовную скорую помощь», когда ученики подрались до тяжелых увечий или еще хуже – кто-то покончил жизнь самоубийством? А может, стоит поступать как-то иначе? Не ждать, когда «гром грянет», и говорить с детьми о совести, о добре и зле не на пороге детской комнаты полиции?

К сожалению, в современной школе не принято всерьез воспитывать детей, говорить о морали, давать духовные ориентиры в жизни подростку, который только открывает мир для себя и способен совершить много ошибок.

Проще сказать, что у нас такая плохая молодежь, что «в наше время такого беспорядка не было, все были воспитанными и слушались старших». Сложнее – пытаться изменить что-то сейчас. Но это нужно и можно сделать. Когда приходишь в школу и начинаешь беседовать с детьми, встречаешь много добрых, искренних ребят, готовых слушать и слышать «Благую весть». Просто надо направить эту молодежь на правильный путь нравственного развития, а для этого очень важен добрый пример взрослых, их деятельное, сердечное участие в жизни детей.

Когда возникают проблемы с поведением ребенка в школе, то педагоги говорят, что все воспитание – из семьи, что родители мало внимания уделяют своему чаду. Да, конечно, многое закладывается в семье, и родители обязаны воспитывать своих детей. Но, с другой стороны, большую часть своего времени ученики проводят в школе. Недаром школу называют «вторым домом», а учителей – «вторыми родителями». Есть даже такая поговорка, что основные знания и представления о мире закладываются «со школьной скамьи». Поэтому очень важно, какое представление о жизни сложится у ребенка благодаря работе школьных учителей. И тут учителю может помочь священник.

Мне пришла интересная мысль, что можно закрепить пройденный материал не только творческими работами обучающихся, но и обобщением пройденного материала на уроках в форме круглого стола. Ведь получалось и так, что некоторые вопросы, касающиеся религии, к сожалению, даже мы, учителя предмета ОРКСЭ, не в состоянии дать полноценно, живо. Поэтому лучше всего было бы пригласить на этот круглый стол батюшку, священника Русской православной церкви, для полного удовлетворения вопросов от учащихся, возникающих в ходе прохождения данного курса.

Фотография 1

Круглый стол на тему: «Человек и Бог в православии»

(Проведение круглого стола возможно в течение всего года.)

На время проведения курса ОРКСЭ «Основы православной культуры» в Москве в ГБОУ «Гимназия № 1579» автором данной статьи с целью обобщения и закрепления пройденного материала для обучающихся в течение учебного года были разработаны 3 круглых стола со священником и учащимися, а также закрепление пройденного материала в виде творческих работ учащихся, посещения храмов и участия ребят в фотоконкурсе «Храмы России».

Предлагаемая методическая разработка «Человек и Бог в православии» состоит из 3 частей, проводимых в течение всего учебного года:

1. «Человек и Бог в православии – 1»;

2. «Человек и Бог в православии – 2»;

3. «Человек и Бог в православии – 3» (итоговый).

Творческие работы учащихся в течение учебного года.

1. Первое полугодие.

2. Второе полугодие.

3. Итоговые.

Так совпало, что данный курс ОРКСЭ проводился в 4-х классах, один из которых являлся наиболее конфликтным, имеющим большое количество «трудных» детей.

Надеясь на некоторые изменения в нравственном развитии учащихся, в декабре 2015 года в Гимназии прошел первый открытый урок-мероприятие на тему: «Человек и Бог в православии». Далее, по аналогии были проведены еще два круглых стола, на которых были встречи священника православной церкви с обучающимися: второй круглый стол состоялся в марте 2016 года, а третий был заключительным, итоговым, и состоялся он в мае 2016 года.

Главная цель проведения мероприятия – дискуссии на тему: «Человек и Бог в православии» заключалась в обобщении пройденного материала в 4-х классах. А также:

– приобщение духовной культуры к светской культуре учащихся, воспитание нравственности учащихся;

– укрепление взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию граждан Российской Федерации;

– стимулирование творчества педагогов и воспитателей образовательных организаций, выявление и распространение лучших систем воспитания, обучения и внеучебной работы с детьми и молодежью, повышение престижа учительского труда.

Задачи мероприятия:

1. воспитывать любовь и уважительное отношение к своей религии, вере, к Богу;

2. формировать и развивать духовно-нравственные стороны личности;

3. развивать познавательные, коммуникативные, нравственные потенциалы личности ребенка;

4. сплотить классный коллектив;

5. использовать в работе разнообразные и интересные формы и методы работы.

Форма проведения: круглый стол.

Место и участники мероприятия: ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1579», учащиеся 4-х классов, классный руководитель, учителя-предметники, заместитель по учебно-воспитательной работе, священник православной церкви о. Николай, выдающаяся писательница и поэт Е.Н. Вовчук (она же – руководитель школьного пресс-центра «Пламя»).

Оборудование: рисунки-иконы обучающихся, презентация, фоторепродукции известных храмов, программа круглого стола.

Результаты мероприятия:

1. Встреча обучающихся 4-х классов со священником о. Николаем в Гимназии.

2. Создание фильма о проведенном мероприятии.

3. Написание статьи на данную тему.

О практической значимости мероприятия можно сказать, что материалы данного проекта могут использоваться в практике для проведения уроков «Основы православной культуры» как самостоятельных кружковых занятий, в музее школы, на классных часах, а также при подготовке занятий по курсу ОРКСЭ, истории, МХК и литературе.

Дискуссия за круглым столом состоит из 3-х блоков:

1. Информационный блок: выступление священника православной церкви о. Николая, затрагивающее вопросы по темам курса «Основы православной культуры», которые изучали учащиеся в определенный период обучения, а также и некоторые другие вопросы, которые интересовали учащихся.

2. Обсуждение вопроса, являющегося основой круглого стола и дискуссия по теме.

3. Обсуждение других вопросов и дискуссия по теме. А также дополнительные вопросы к о. Николаю и вручение подарков, сделанных руками ребят (нарисованные иконы).

Подведение итогов.

Каждый круглый стол имел свою программу. В обсуждении сначала слово предоставляется «гостям», потом – обучающимся. После выступления «гостей» учащиеся должны дополнить их выступления новыми фактами и высказать свои мнения. В результате дискуссии должно быть выработано общее мнение и подведен соответствующий итог.

Проведение круглого стола «Человек и Бог в православии – 1»

Это первый круглый стол, который прошел в декабре 2015 года с целью обобщения пройденного материала у обучающихся четвертых классов, а также многих накопившихся вопросов у учащихся, на которые, к сожалению, не все учителя ОРКСЭ смогут дать полноценный и точный ответ.

Дискуссия за круглым столом состоит из 3-х блоков:

1. Информационный блок: выступление священника православной церкви о. Николая, в ходе которого были затронуты различные вопросы.

2. Обсуждение вопроса и дискуссия по теме: «Почему люди совершают грех?».

3. Обсуждение вопроса и дискуссия по теме: «Что делать, чтобы люди не грешили?».

Вопросы к священнику о. Николаю и вручение подарков, сделанных руками ребят (нарисованные иконы).

Подведение итогов.

Каждый круглый стол имел свою программу. В обсуждении сначала слово предоставляется «гостям», потом – обучающимся. После выступления «гостей» учащиеся должны дополнить их выступления новыми фактами и высказать свои мнения. В результате дискуссии должно быть выработано общее мнение и подведен соответствующий итог.

Программа круглого стола.

1. Встреча гостей (о. Николай, выдающиеся писатели, учителя-предметники, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, пресс-центр ГБОУ «Гимназия № 1579» «Пламя»).

2. Открытие круглого стола. Мотивационная беседа.

Выступление учителя ОРКСЭ, педагога-психолога Е.С. Шаховой.

3. Информационный блок. Выступление о. Николая.

Проблемные вопросы круглого стола.

а) «Что для вас Бог?»;

б) «Как нам помогает молитва?»;

в) «Библия и Евангелие»;

г) «Рождение и жертвоприношение Христа»;

д) «Воскресение Христа, Пасха»;

е) «Богатство нашей души»;

ж) «Совесть и раскаяние»;

з) «10 заповедей»;

и) «Милосердие и сострадание»;

к) «Золотое правило этики»;

л) «Храмы. Иконы».

4. Обсуждение вопроса: «Почему люди совершают грехи?».

Учащиеся пытаются дать ответ на этот вопрос.

5. Обсуждение вопроса: «Что делать, чтобы люди не грешили?». (Выслушиваем мнения приглашенных гостей и учеников.)

6. Вопросы от учащихся к о. Николаю и ответы батюшки.

7. Подарки от учащихся священнику о. Николаю.

8. Подведение итогов.

Фотография 2

Этот урок был необычным, он проходил в виде круглого стола. Учитель решил, что ребята, проходившие данный курс «Основы православной культуры» с 1 сентября 2015 года достаточно подготовлены и имеют ряд вопросов, на которые будет самым лучшим ответить настоящему служителю церкви. Поэтому было принято решение позвать в гости священника православной церкви о. Николая, которого с нетерпением ждали учащиеся. Священник отец Николай 4 года назад, в течение 9 лет работал в нашей Гимназии учителем изобразительного искусства, поэтому ему было очень приятно посетить наших ребят.

В начале открытия круглого стола звучала лирическая музыка, настроившая участников круглого стола на работу и презентация с программой мероприятия.

Затем учитель ОРКСЭ Е.С. Шахова произнесла вступительную речь, представив гостей и огласив программу круглого стола (каждый участник имел у себя такую программу на столе).

Вступительное слово учителя

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Я солидарна с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углубленного познания своей малой Родины, ее святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю своего родного поселка, страны, если лишен памяти о своем наследии? Особая роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовется «священной державой, хранимой Богом родной землей», ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской православной церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Наше время – это особое время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале ХХ века. Поэтому тема нашего круглого стола представляется на сегодняшний день очень актуальной. Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и села привыкают к колокольному звону, который наполняет душу тихой радостью, напоминает о бренности жизни, о высоком в небе.

Дорогие ребята! Мы уже очень давно ждали важного для нас гостя и, наконец, он приехал. Встречайте священника православной церкви о. Николая. Сейчас он вам представиться. А наш сегодняшний урок мы проведем в необычной форме круглого стола. И у нас есть еще гости: ваш классный руководитель, завуч по воспитательной работе, писательница и поэтесса, а также руководитель пресс-центра «Пламя» Е.Н. Вовчук и учителя-предметники. Сегодня мы проведем обобщающее занятие по пройденным нами темам.

Круглый стол состоял из 3 частей.

Первую информационную часть вел о. Николай. В этой части он затронул различные вопросы (см. ниже).

Фотография 3

О. Николай начал свой рассказ с повседневной жизни ребят, а именно с вопроса: «А вы молитесь перед уроками?». На что получил некое недоумение ребят. И тогда о. Николай спросил: «А что для Вас Бог?».

О. Николай продолжил свой рассказ: «Бог – это творец, который сотворил человека. Первым человеком на Земле были Адам и Ева. Но, согрешив однажды, они отправились на грешную землю. Бог дал человеку такие качества, как свобода, совесть, доброта, любовь. И это и есть главное богатство нашей души». Отец Николай сделал вывод, что Бог в православии – это свободный и разумный Создатель, который создал Мир и любит свое Творение. Поэтому Его называют Творцом и Любовью. А Вера в Бога нередко вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, домов.

В вере нам помогает молитва. Если человек молится искренне и правильно, то он прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Молиться людям помогает икона. Учитель ОРКСЭ спросила ребят: «Чем икона отличается от картины? Ребята, вспомним прошлый урок на тему: «Икона»». Ребята с удовольствием ответили, что икона отличается отсутствием тени, исходящим от нее светом, нимбом у изображенных святых и  др. О. Николай дополнил описание иконы: «А главное, когда человек молится, то он молится через икону святому, который изображен на ней, а не самой картине. Икона – это как окно, в котором мы можем видеть святого и говорить с ним».

Далее отец Николай говорил о Библии и Евангелии, О Новом Завете и Старом Завете. В классе есть мальчик, который живет в верующей семье, посещает церковную школу. Вот он то и ответил на этот вопрос. А у ребят возник еще один: «Почему же Иисус принял смерть свою? Зачем?». На что батюшка Николай очень доходчиво объяснил, что «если бы не Христос, не было бы Рая на Земле. Он принял на себя все грехи наши, умер за нас и открыл нам рай». О. Николай рассказал о казни Христа: это была самая жестокая казнь, которая придумана человечеством! А потом о. Николай загадал загадку: «На кресте, который мы носим, Иисус изображен мертвым или живым? И как вы докажете свой ответ?». Ребята долго гадали, но никто не мог доказать свое предположение. Тогда о. Николай напомнил, о том, что «после смерти на кресте Иисуса, приехали воины и вонзили в его грудь копья, поэтому остались раны на теле Христа. На кресте Иисус изображен с этими ранами, значит, он изображен мертвым».

О. Николай рассказывал о святости Девы Марии. О том, как она стала Матерью Божией. А главное, рассказал, что безгрешных людей не существует, чем вызвал недоумение учеников.

Одним из ярких примеров, приведенных о. Николаем, стал рассказ о солдате, который спас маленькую девочку, упавшую из окна 9 этажа: «В момент падения сильный и крепкий солдат, подставил свои руки и поймал девочку, они упали вместе от силы тяжести удара, девочка осталась цела и невредима. А тот солдат получил многочисленные переломы и увечья. Он не мог ходить и в течение 15 лет пролежал в кровати. Спустя время выросшая наша героиня – девушка встретила на вокзале прибывшего в ее город путника. Путник еле передвигался, имел очень болезненный вид, все его тело было скрючено. Девушка бросилась к нему на шею, заливаясь слезами, благодарила его. Ведь это был он, тот самый солдат, который когда-то давно спас ей жизнь».

Ребята слушали завороженно, периодически им не терпелось задавать свои вопросы. Но когда мы подошли ко второй части программы, ребятам был задан вопрос: «Почему же люди совершают грех?». Ребята предлагали множество вариантов своих ответов и мыслей. Самой главной было то, что людьми движет соблазн, и поэтому люди нарушают известные в Библии Десять заповедей.

Фотография 4

А в третьей части программы было обсуждение вопроса «Что делать, чтобы люди не грешили?». Здесь вместе с батюшкой мы пришли к выводу, что, прежде всего, человек должен верить. Стараться поступать с людьми так, как хотел бы, чтобы с ним поступили. Чаще ходить в церковь и даже молиться за своих врагов. Стараться критиковать не человека, а его поступок. Главное, что не грешить – это возможно, если укрепить веру и силу воли.

Далее были подведены итоги, на которых было главным то, что нужно делать добро и помогать другим, своим ближним. Ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи, а любить ближнего надо как самого себя. Главное наше сокровище души – это добро, а «Царство Божие внутри нас»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Фотография 5

В конце урока ребята задавали свои вопросы. Вопросов было множество: «Почему священник одет в черное?», «Почему он носит бороду?», «Можно ли своего сына назвать Иисусом?», «Есть ли на свете Сатана и Дьявол?» и многие другие. А затем ребята подарили о. Николаю заранее приготовленные ими подарки – нарисованные своими руками иконы. О. Николай был очень рад и подарил тоже подарок – икону с ликами Всех Святых, которая будет находиться в классе у ребят.

Фотография 6

На такой оптимистичной ноте мы закончили круглый стол и пообещали, что будем стараться быть человечными по отношению к другим и не грешить.

Творческие работы учащихся

На уроках часто ребятам предлагалось прослушивать многочисленные известные композиции, например, такие как «Гимн России» (в исполнении Олега Газманова по теме: «Наша Родина»). Поскольку данная обработка гимна была на современный лад, ребятам это очень понравилось, у учащихся появился патриотический настрой, появилось огромное желание изучать и далее предмет «Основы православной культуры». Также предлагались и другие исполнители, например,  песни в исполнении Владимира Высоцкого и многие другие.

В преддверии круглого стола в течение первого полугодия учащимися выполнялись многочисленные творческие работы с целью закрепления пройденного материала на уроках и вызова наибольшего интереса учащихся. Эти работы проводились как дома, так и в классе.

В классе ребята выполняли проект по группам под названием «Что для тебя Бог?». Учащиеся разделились на 3 группы.

Фотография 7

Каждой группе необходимо было представить ответы на вопрос «Что для тебя Бог?» в виде цветка-ромашки. Каждый учащийся изготавливал себе большой лепесток из листка формата А3, на котором он выражал свое мнение и ответ на поставленный вопрос, сопровождая его иллюстрацией, которую ученик рисовал сам с помощью красок, фломастеров и карандашей.

Затем группа изготавливала сердцевину цветка, где было написано слово «Бог». А после этого, все лепестки были прикреплены к сердцевине цветка с помощью степлера и получились вот такие замечательные цветки-ромашки с ответами на философский вопрос. В конце каждая команда защищала свою работу.

Фотография 8

Фотография 9

По теме «Христос и его крест» обучающимся была предложена творческая работа – «Рисунок православного креста». Каждый учащийся должен был защитить свой рисунок, рассказав о символике православного креста.

Ребята рассказывали и о средней и нижней перекладинах креста, в том числе и объясняли, почему нижняя перекладина креста перекошена. Также ученики рассказывали о символической дощечке с надписью «ИНЦИ», которая была на распятии (Кресте) Иисуса Христа.

Фотография 10

По теме «Пасха» ребятам было предложено сделать открытку на праздник Пасхи, а по теме «Заповеди» ребята сделали целую книгу с иллюстрациями основных заповедей.

По теме «Храмы» учащимся было предложено посетить любой православный храм и сфотографировать его для школьного конкурса «Храмы России». Ребята приносили на урок свои фотографии в формате А4, и по ним было видно, что ребят интересует, какая часть храма их заинтересовала больше всего. Помимо названий всех составных частей храма, ребята по своим фотографиям рассказывали и об иконостасе, об алтаре, кануне, кадиле и о самой службе, т.е. полностью «вжились» в пройденную тему «Храмы». Отобранные работы обучающихся были отправлены в «Московский городской фотоконкурс».

Итак, почти на каждое занятие ребятам задавалось в качестве домашнего задания творческая работа, которую они демонстрировали на следующий урок. Я считаю, что любая тема воспринимается и запоминается лучше, когда проходит через «тебя», когда дети сами своими руками ее реализуют.

Круглый стол «Человек и Бог в православии – 2»

Этот круглый стол прошел в марте месяце с целью обобщения пройденного материала за второе полугодие.

Круглый стол также состоял из трех частей.

Дискуссия за круглым столом «Человек и Бог в православии – 2» состоит из 3-х блоков:

1. Информационный блок: выступление священника о. Николая, где были затронуты различные вопросы (см. ниже).

2. Обсуждение вопроса и дискуссия по теме: «Почему христианин творит добро?»

3. Обсуждение вопроса и дискуссия по теме: «Как стать настоящим христианином?»

Вопросы к о. Николаю.

Подведение итогов.

В обсуждении сначала слово предоставляется «гостям», потом – учащимся. После выступления «гостей» учащиеся должны дополнить их выступления новыми фактами и высказать свои мнения. В результате дискуссии должно быть выработано общее мнение и подведен итог.

Фотография 11

Программа круглого стола

1. Встреча гостей (о. Николай, выдающиеся писатели, учителя-предметники, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, пресс-центр ГБОУ «Гимназия № 1579» «Пламя»).

2. Открытие круглого стола. Мотивационная беседа.

Выступление учителя ОРКСЭ, педагога-психолога Е.С. Шаховой.

3. Информационный блок. Выступление о. Николая.

Проблемные вопросы круглого стола:

а) «Как христианство пришло на Русь?»;

б) «Подвиг»;

в) «Заповеди блаженств»;

г) «Зачем творить добро?»;

д) «Православие о Божием суде»;

е) «Таинство причастия»;

ж) «Монастырь»;

з) «Отношение христианина к природе»;

и) «Христианская семья»;

к) «Защита Отечества»;

л) «Христианин в труде»;

м) «Любовь и уважение к Отечеству».

4. Обсуждение вопроса «Почему христианин творит добро?».

Учащиеся пытаются дать ответ на этот вопрос.

5. Обсуждение вопроса «Как стать настоящим христианином?».

Выслушиваем мнения приглашенных гостей и учеников.

6. Вопросы от учащихся к о. Николаю и ответы батюшки.

7. Подарки от учащихся священнику о. Николаю.

Подведение итогов: учитель ОРКСЭ, педагог-психолог Е.С. Шахова.

Фотография 12

Во втором полугодии ребятам предлагалось выполнить ряд новых творческих работ: «Нарисуй и расскажи о своем подвиге», «Книга “Заповедей блаженств”», «Рисунок таинства Причастия» и многие другие.

А также им было рекомендовано посещение монастырей.

Круглый стол «Человек и Бог в православии – 3»

Это заключительная часть – итоговая встреча «Круглый стол» с батюшкой на тему «Человек и Бог в православии – 3», которая проводилась в конце мая.

Круглый стол также состоял из трех частей.

Дискуссия за круглым столом «Человек и Бог в православии – 3» состоит из 3-х блоков:

1. Информационный блок: выступление о. Николая, затрагивавшее различные вопросы (см. ниже).

2. Обсуждение вопроса и дискуссия по теме: «Что дало нам знакомство с основами православной культуры?».

3. Обсуждение вопроса и дискуссия по теме: «Как отразились знания по основам православной культуры в формировании твоей личности, твоем отношении к миру, к людям, поведения в повседневной жизни?».

Вопросы к священнику о. Николаю.

Подведение итогов.

В обсуждении сначала слово предоставляется «гостям», потом – учащимся. После выступления «гостей» учащиеся должны дополнить их выступления новыми фактами и высказать свои мнения. В результате дискуссии должно быть выработано общее мнение и  подведен итог.

Фотография 13

Программа круглого стола

1. Встреча гостей (о. Николай, выдающиеся писатели, учителя-предметники, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, пресс-центр ГБОУ г. «Гимназия № 1579» «Пламя»).

2. Открытие круглого стола. Мотивационная беседа.

Выступление учителя ОРКСЭ, педагога-психолога Е.С. Шаховой.

3. Информационный блок. Выступление о. Николая.

Проблемные вопросы круглого стола:

а) «Что такое духовный мир человека?»;

б) «Как человек создает культуру?»;

в) «Какие Дары Бог дал человеку?»;

г) «Кто такие христиане?»;

д) «Чему учил Христос?»;

ж) «Что такое образ Божий в человеке?»;

з) «О человеческой жертвенности»;

к) «О святых защитниках Родины»;

л) «О первом грехе людей»;

м) «Патриотизм».

4. Обсуждение вопроса: «Что дало нам знакомство с основами православной культуры?».

Учащиеся пытаются дать ответ на этот вопрос.

5. Обсуждение вопроса: «Как отразились знания по основам православной культуры в формировании твоей личности, твоем отношении к миру, к людям, поведение в повседневной жизни?».

Выслушиваем мнения учащихся.

6. Вопросы от учащихся к о. Николаю и ответы батюшки.

7. Подарки от учащихся священнику о. Николаю.

Подведение итогов: учитель ОРКСЭ, педагог-психолог Е.С. Шахова.

После круглого стола на следующем занятии ребятам была предложена итоговая творческая групповая работа – рисунок на ватмане и рассказ на тему: «Мое отношение к миру и людям до и после изучения “Основ православной культуры”».

Каждая команда разделила лист ватмана на две части. На одной части листа была представлена жизнь учащихся и поступки до изучения курса «Основы православной культуры», а на другой части ватмана была представлена жизнь и поступки, а также отношение к миру после изучения курса «Основы православной культуры».

Конечно, учащиеся отметили, что большой вклад в изучение данного курса внесли встречи и беседы в форме круглого стола с настоящим служителем церкви – батюшкой о. Николаем.

Заключение

Очень хочется надеяться, что предложенная методическая разработка круглого стола «Человек и Бог в православии» поможет ближе познакомить ребят с основами православной культуры, раскрыть ее значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношении к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Для меня главное: обучающиеся отметили, что большой вклад в изучение данного курса внесли встречи и беседы в форме круглого стола с настоящим служителем церкви – о. Николаем.

Выражаю огромную благодарность о. Николаю Корнееву за сотрудничество с Гимназией и приобщение к духовной жизни учащихся. Также выражаю благодарность руководителю школьного пресс-центра «Пламя» Вовчук Елене Николаевне и его участникам.

Фотография 14

Фотография 15

Видеофильм о мероприятии доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=pe1fxAOqaoc&feature=youtu.be.

Список литературы:

1. Библейские рассказы для маленьких детей в изложении Анны Твердовской. М.: Российское Библейское общество, 1995.
2. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. протоиерей А. Соколов. М., 1999.
3. Воздвиженский П.Н. Я познаю мир. Священная история в рассказах для детей. М., 2006.
4. Как зовут.ру [Электронный ресурс]. URL: www.kakzovut.ru (дата обращения: 18.05.2016).
5. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010.
6. Осипов А.И. Бог. 4-ое изд. М.: Православное братство святого апостола Иоана Богослова, 2014.
7. Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура. Методическое пособие. М., 2003.
8. Яндекс.Картинки [Электронный ресурс] // «Яндекс» – поисковая система и интернет-портал. URL: http://images.yandex.ru (дата обращения: 18.05.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.