Если говорить об интегрированном подходе в работе с детьми, следует придерживаться принципа «разносторонности усилий», согласно которому педагоги в работе взаимодополняют друг друга и расширяют зону воздействия на ребенка. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.Данное занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование.
Дети учились координировать движение со словом, что способствовало, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на погремушках, кроме развития чувства ритма, позволяла развивать у детей внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.
Как показывает опыт работы, большая группа детей младшего дошкольного возраста уже требует логопедического вмешательства. Интеграция в данном случае может выражаться в использовании музыкальным руководителем методических рекомендаций логопеда и приемов логопедической ритмики в работе с детьми 3–4 лет.
Так как занятия интегрированные, то их продолжительность, по сравнению с обычными, может быть несколько увеличена без ущерба для здоровья детей, что также способствует более полному решению многих коррекционно-образовательных задач.
Интегрированное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Киска в гости к нам пришла»
Цель: развитие умения выражать мысли и чувства посредством музыки, речи и движения.
Задачи:
– закрепить понятия «один», «много», «ни одного»,умение соотносить предметы по цвету и размеру;
– обогащать словарь детей, развивать речевой слух и речевое дыхание, координировать свои движения с текстом стихотворения;
– совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;
– учить детей эмоционально откликаться и передавать в движении знакомые музыкально-игровые образы;
– развивать музыкальные способности посредством различных видов музыкальной деятельности, воспитывать у детей интерес к игре на детских музыкальных инструментах, формировать знания о тихой и громкой музыке, воспитывать культуру общения со сверстниками в совместных действиях и бережное отношение к животным.
Предварительная работа: разучивание музыкального и танцевального репертуара, текстов динамических упражнений, беседы по теме «Домашние животные».
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано; иллюстрации с изображением кошки и котят, магнитная доска, магниты; перчаточная кукла (кошка), игрушки – котята, цветные клубочки, корзинки, погремушки, мешочек.
Ход занятия
Звучит песня «Мурлыка» (сл. Ю. Марцинкевича, муз. А. Морозова). Дети с воспитателем входят в зал, останавливаются лицом в круг. Их встречают музыкальный руководитель и логопед.
Музыкальный руководитель и логопед: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришел гость, но кто это, вам придется отгадать:
«Мордочка усатая
Спинка полосатая
Часто умывается,
А с водой не знается»
Кто же это? (Достает из корзинки и надевает на руку перчаточную куклу кошки.)
Дети: Киска!
Музыкальный руководитель: Давайте с киской поздороваемся, но не просто, а по-кошачьи, – как это, знаете?
Дети (поют): Мяу! Мяу!
Музыкальный руководитель: Ребята, надо с киской познакомиться. Спросите, как ее зовут.
Дети: Киска, как тебя зовут?
Киска: Кошку Муркою зовут,
Ее повсюду узнают,
Она красива и умна,
Так грациозна и мила!
Логопед: Кошка в гости к нам пришла,
Будем с киской мы играть,
Но сначала мы узнаем, наша кошечка – какая?
Дети: Пушистая, мягкая, ласковая…
Логопед: А какое кошка животное домашнее или дикое? Почему? А что умеет делать кошка?
Дети: Мяукать, царапаться, ловить мышку, играть с мячиком, лазить по деревьям.
Логопед: А у кошки кто маленький?
Дети: Котенок.
Логопед: А много кого?
Дети: Котят.
Музыкальный руководитель: Но главное, что вместе с ней,
Живут ее котята – веселые ребята.
Киска, а где же твои котята?
Киска:Мои котята потерялись, по дороге разбежались.
Музыкальный руководитель: Ты киска не расстраивайся, мы сейчас их позовем. Ребята, вы знаете, как надо позвать котят? Кис-кис-кис! Давайте позовем сначала громко (дети поют), теперь тише и совсем тихонько. Котята не откликаются. Давайте пойдем искать котят.
Дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение «Кошечка» (муз. Т. Ломовой).
Музыкальный руководитель: А теперь посмотрите вокруг и найдите котят.
Дети находят котят, ставят их на стол и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Пятнистый, серый, черный….
Умны, красивы и проворны.
Сколько у нас теперь котят?
Дети: Много котят.
Логопед проводит пальчиковую гимнастику:
Покажите все ладошки (Протягиваем вперед руку вверх ладошкой.)
Расскажу сейчас про кошку (Гладим одну ладонь другой.)
Будем пальчики считать! (Сжимаем и разжимаем пальцы в кулачок.)
Раз-два-три-четыре-пять! (По очереди загибаем пальцы на руке.)
Вот – кулак, (Опять пальцы сжимаем в кулак.)
А вот – ладошка. (И снова разжимаем, показывая ладошку.)
На ладошку села кошка! (Ставим на открытую ладонь пальцы другой руки.)
Есть у киски глазки, показывают на свои глазки
Есть у киски ушки (Приставляют ладошки к голове и шевелят ими, как ушками.)
Есть у киски лапки (Гладят ручки.)
Острые царапки (Сжимают и разжимают кулачки, пальчики врозь.)
Устала, кошка, спать легла (Показывают как спят.)
И во сне произнесла «МЯУ»!
Музыкальный руководитель: Ребята, чтобы котятам у нас было интересно, давайте с ними поиграем.
На месте детки не сидят,
Весь день они шумят, галдят,
Но мамочку не огорчают
И вместе сладко засыпают.
Логопед: Сейчас вы все будете котятами, а я кошкой.
Проводится игра «Кошка и котята» (муз. В. Витлина).
Мурка присаживается на стул (или садится на корточки), около нее – дети – котята. Исполняется «Колыбельная». Мурка и котята засыпают. Мурка просыпается, потягивается и будит котят.
Мурка: Утром солнышко сияет,
Смотрит к нам в окно.
Мяу, детки просыпайтесь –
На дворе темно.
На музыку «Игра» котята просыпаются, бегают врассыпную, шалят. Когда музыка заканчивается, котята «убегают» и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель поет песню «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой), после чего, Мурка идет искать своих котяток и спрашивает: «Где ж, мои котятки?». В ответ котята мяукают, кошка их «находит», гладит и обнимает. Игра повторяется.
Киска: Мои котята наигрались и проголодались. Накормите нас, пожалуйста.
Логопед: Чем любит лакомиться наша кошка?
Дети: Молочком.
Логопед: Язычком наш котик
Моет лапки, ротик (Проводится артикуляционная гимнастика.)
Ротик шире открываем,
В бегемотиков играем (Упражнение «Бегемотики».)
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам (Упражнение «Лягушка».)
Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну (Упражнение «Слоник».)
Скачет по полю лошадка,
Не сиди на ней молчком,
Громко щелкай язычком! (Упражнение «Лошадка».)
Тик-так, тик-так.
Язычок качался в такт (Упражнение «Часики».)
Села кошка на качели
И взлетела выше ели (Упражнение «Качели».)
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска –
Не подходите близко! (Упражнение Киска сердится».)
Инсценировка песни «Кошка» (муз. А. Александрова, сл. Я. Френкель).
Музыкальный руководитель: Полакомилась киска молочком и решила поблагодарить ребят.
Киска: Спасибо, ребята, нам у вас очень понравилось. Вот вам от меня подарок.
Музыкальный руководитель берет «чудесный» мешочек, прячет за спину и говорит, что в мешочке лежат музыкальные игрушки, которые кошка даст ребятам, если они их узнают по звучанию. Дети угадывают, кошка раздает погремушки.
Дети исполняют «Пляску с погремушками» (муз. и сл. В. Антоновой).
Логопед: С чем котята любят играть?
Ответы детей.
Логопед: А сейчас мы поможем нашей кошке надуть шарик.
Дыхательное упражнение «Шарик» (по Б. Толкачеву)
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – хлоп!
Ш-ш-ш…
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
Музыкальный руководитель: А сейчас мы спляшем для кошечки.
Дети исполняют танец «Приседай» (эстонская народная мелодия обр. А. Роомере, сл. Ю. Энтина).
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какую я приготовила корзинку с клубочками. Сколько корзинок? А сколько в ней клубочков?
Ответы детей (индивидуальные).
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, клубочки у нас разные: есть большие, есть маленькие, и все они – разноцветные (дарит кошке корзинку с клубочками).
Скажем киске «до свиданья!» И помашем на прощанье!
Дети прощаются с киской. Звучит песня «Поезд» (муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан) в исполнении взрослых. Дети «паровозиком» едут в группу.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.