Рубрики
Воспитательная работа

Школьный музей и его двадцатипятилетняя история

И вновь первое сентября – школьные линейки, огромные букеты цветов и обязательное ожидание первых «пятерок». Для нас, школы № 2093 имени А.Н. Савельева, 2015–2016 учебный год был во многом знаменательным. Во-первых, 90 лет назад, 1 сентября 1925 года в Новогирееве, в старинном купеческом особняке открылась начальная школа, которая впоследствии стала «Перовской школой № 7».

0
Фалалеева Елена Викторовна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2093 им. А.Н. Савельева»,
falaleev.family@mail.ru
Бойко Римма Владимировна,
директор
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2093 им. А.Н. Савельева»,
boiko_rv@2093.ru

И вновь первое сентября – школьные линейки, огромные букеты цветов и обязательное ожидание первых «пятерок». Для нас, школы № 2093 имени А.Н. Савельева, 2015–2016 учебный год был во многом знаменательным. Во-первых, 90 лет назад, 1 сентября 1925 года в Новогирееве, в старинном купеческом особняке открылась начальная школа, которая впоследствии стала «Перовской школой № 7». В 1959 году школа переехала в новое пятиэтажное здание (первую «высотку» в районе), а с 1961 года стала именоваться «Школой № 787». Именно ей в 2009 году было присвоено имя нашего земляка, Героя России полковника А.Н. Савельева: в школьном музее «Мое Отечество» находится посвященная ему экспозиция. 25 апреля 2016 года Анатолию Николаевичу исполнилось бы 70 лет. Очень хотелось бы в этот день собрать в нашем музее тех, с кем он начинал служить в далеком 1974 году: знаем, что уже не все из той «тридцатки» смогут прийти. Будем ждать тех, кто готов поделиться своими воспоминаниями с подрастающим поколением. Первый набор группы «А», принимаете приглашение? Тем более что в эти дни, последние дни апреля 2016 года, нашему музею исполнилось 25 лет!

Он родился в самом начале 90-х, когда многие школьные музеи наоборот закрывались. Впрочем, слово «родился» тут не совсем уместно – музейные экспозиции были в школе всегда. Одна из первых, созданная выпускником школы, учителем физики Е.С. Объедковым, была посвящена эскадрилье «Нормандия – Неман». Другая экспозиция появилась после экспедиций учеников по местам, связанным с жизнью легендарного советского разведчика Н.И. Кузнецова. Сегодня в нашей школе учится правнучка его первой жены Е.П. Чугаевой. Материалы о Н.И. Кузнецове частично сохранились и были восстановлены к 70-летию Победы, но уже не в виде стенда, а в папке – площадь музея не позволяет разместить одновременно все собранные в нем материалы. Очень жаль полностью уничтоженную пожаром музейную экспозицию, посвященную Перовскому заводу торгового машиностроения. Помните, как, сходя с эскалатора московского метро, мы наступали на металлические пластины с надписью «ПЗТМ»? А как пили газировку из автоматов? Это все делали они – наши шефы. Сегодня завода нет. На его территории расположены другие организации. У нас в музее бережно хранится потемневшее от времени тяжелое бархатное знамя с надписью «Лучшему пионерскому отряду школы № 7 от Перовского завода торгового машиностроения». А несколько лет назад раздался звонок от совершенно незнакомого человека: умер его отец, они с семьей вселились в его квартиру, стали разбирать антресоли и нашли абсолютно новое знамя завода, на котором несколько десятков лет отец проработал. Соседи рассказали про наш музей. «Приходите, возьмите, – сказал он. – Никому ведь не нужно, выбросим». Мы, конечно, пришли и взяли. Нам нужно. Сегодня это знамя, невероятно тяжелое, хрустящее от золотой вышивки, хранится у нас. Завода нет, людей, работавших на нем, почти не осталось, а память о них жива.

Но вернемся к истокам нашего современного музея. Осенью 1990 года школьный учитель НВП Н.И. Бархатов связался с Московской Патриархией и предложил нашу помощь в восстановлении какого-нибудь подмосковного храма. Такой храм нашелся в селе Головково Солнечногорского района Подмосковья. В течение двух лет наш разновозрастный поисковый отряд «Россия» в выходные и во время каникул выезжал в Головково и вместе с жителями села выполнял самую грязную работу – освобождал помещение от битого кирпича, гнилых досок и прочего мусора. Любопытно, что история Храма Покрова Пресвятой Богородицы уходит корнями во времена правления Екатерины II. Село стояло на пути между двумя столицами, так что и А.И. Радищев бывал там, путешествуя «из Петербурга в Москву». В годы Великой Отечественной войны в селе стояли немцы и использовали колокольню как наблюдательный пункт. Уходя, храм не взорвали. Он превратился в склад кирпичей и досок уже в послевоенное время. И вот на наших глазах храм возрождался. Уже через три месяца, перед Рождеством, в храме состоялся первый обряд крещения – новокрещенными стали два наших десятиклассника. А еще через год мы услышали звон вновь отлитых колоколов храма, ставший для нас символом новой страницы истории школы. Работая в Головкове, мы наблюдали, как замирает жизнь некогда большого села – на момент нашего там пребывания в селе было прописано всего 4 ребенка, остальные – люди пожилые. Хотелось сохранить историю забытых сел, тем более что и наше родное Новогиреево начиналось когда-то с нескольких крестьянских изб. Видя наш интерес к истории села, жители дарили нам все, что связано с крестьянским бытом – утюги, кухонную утварь, самовары. Даже старую парту привезли мы из бывшей земской школы села. В конце апреля 1991 года обновленный музей открыл свои двери для первых посетителей. В нем было два больших раздела, посвященных крестьянскому быту Руси и истории Великой Отечественной войны, причем оба были основаны на материале, собранном в ходе поисковых экспедиций. Так что наш музей создан изначально руками учителей и учеников поколения 90-х. Кстати, в Головкове мы побывали в канун 20-летия музея, в 2011 году. Ехали с целью провести социологическое исследование: как изменилась жизнь села за 20 лет. Разработали анкету для жителей села, планировали пройти по домам, поговорить с людьми. А оказалось, что и ходить никуда не надо – все немногочисленное население само пришло на службу в храм. Сегодня, как и много лет назад, это единственный очаг культуры в селе. Нам очень обрадовались и даже устроили импровизированный концерт силами людей с ограниченными возможностями, которых опекает храм. А в наших анкетах заполнять было по сути нечего – жизнь села за 20 лет почти не изменилась, только дачников много появилось – место-то ведь какое красивое!

Но вернемся к нашему музею. Годы шли, его фонды пополнялись новыми материалами. Сегодня в музее уже пять разделов – «Уголок русской избы», «Из истории Новогиреева», «Из истории школы», «По страницам истории Великой Отечественной» и «Герой России полковник А.Н. Савельев». И в каждом из них вы можете узнать об истории нашего района и замечательных земляках, прославивших его в разное время. Музей тесно сотрудничает с жителями Новогиреева, выпускниками школы разных лет. Один из них, Е.С. Пирогов, посмотрев телевизионную передачу, узнал в погибшем сотруднике группы «А» друга своей юности Толю Савельева, с которым вместе росли в Новогирееве, побывал на кладбище, связался с Натальей Михайловной Савельевой и принес в школьный музей копии газетных статей, детские сочинения, стихи, посвященные Анатолию Николаевичу. Так появилась еще одна экспозиция, без которой сегодня немыслим наш музей. Но не только без нее. Музей сегодня – это традиционные встречи с ветеранами и сотрудниками Управления «А», выпускниками школы разных лет, ветеранами войны и труда. Это постоянная поисковая работа, когда за коротенькую вроде ниточку тянешь, а разматывается целый клубок. Так, два года назад музейный актив заинтересовался дальнейшей историей поезда «Перовский комсомолец» московского метрополитена, ведь металлолом на него собирали все школы Перовского района, а победила наша, 787-я школа и даже получила приз, который и хранится в музее. Оказалось, что в Народном музее московского метрополитена об этом поезде даже не знали, хотя о других именных поездах сведения есть. Так что в музей поехали не с пустыми руками – и приз показали, и копию заметки из «Московского комсомольца» отвезли. С помощью руководителя музея даже установили тип состава и дату его первого рейса. А еще целенаправленно прокатились по Калининскому радиусу, внимательно осмотрели каждую станцию, вспомнив, что интересного рассказывали о ней в музее. Главное, гордились тем, что наш маленький школьный музей помог раздобыть информацию для «большого» музея. Так, из любопытства получилась целая исследовательская работа, с которой ребята потом выступали на окружном конкурсе и заняли призовое место. Пригодится ли им это в жизни? Наверное, не всем, и не эти конкретные знания. Но то, что школьники учатся поисковой работе, стремятся узнать больше об истории своей Малой Родины, достойно, на мой взгляд, уважения.

Прошедший учебный год был особенным – годом 70-летия Великой Победы. Сколько интересных мероприятий и конкурсов было посвящено этой дате! А наш актив продолжал поисковую работу, связанную с участием новогиреевцев в Великой Отечественной войне: систематизировали материалы, посвященные стратегическим объектам района в годы войны, школе служебного собаководства, снайперской школе в Вешняках. Но главным направлением поиска стала история выпусков школы 1940-го и 1941-го гг. 21 июня 1941 г. в новогиреевских школах прошли выпускные балы. На следующий день началась война, и вчерашние мальчишки вместе с директором П.М. Лощилиным П.М. в начале июля ушли на фронт. Большинство из них погибли под Москвой осенью 41-го. А вот Федор Гольц, вернувшись с фронта, поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина, работал на Центральном телевидении в отделе детских программ, вел передачу «Чтобы помнили», в которой помогал встречаться однополчанам, разлученным войной. А еще организовал клуб «Перовские встречи», где собрал любителей истории и культуры района, в том числе и из нашей школы. В годы войны дивизия, в которой служил Федор Федорович, освобождала станицу Кущевская, а спустя годы именно там находился трудовой лагерь, куда ребята из нашей школы неоднократно выезжали на сбор черешни и яблок. Другой выпускник 41-го года – В.П. Васин, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, почетный житель г. Жуковский, чьим именем назван современный суперджет. Сегодня бороздит моря корабль «Олег Воденко» – Олег был из выпуска 40-го года. И еще много интересного узнали мы, с такими интересными людьми встречались, столько новых друзей появилось у музея! И не было на Уроках Памяти в школьном музее накануне Дня Победы ни одного равнодушного человека, ведь историю Великой Отечественной они узнавали не из учебников, а из судеб наших земляков – новогиреевцев. Особенно трогательно отнеслись 11-классники к наказу Ф. Гольца, данному им сыну много лет назад и очень актуально звучащему сегодня, – это был Выпускной в школьном музее, одна из его многочисленных традиций.

Так, через экспозиции школьного музея, работу в его активе, внеклассные мероприятия гражданско-патриотической направленности наши ученики становятся сопричастными судьбе России, учатся уважать ее историю, гордятся ее героями и стараются с честью нести имя «савельевцев».

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0