Рубрики
Дошкольное образование

Инсценировка сказок как один из видов развития речи и творческих способностей детей младшей группы

Трудно представить мир ребенка без сказки. Понятия «детство» и «сказка» неотделимы. Однажды появившись в жизни малыша, сказка остается с ним навсегда: как чудо, как радость, как память. Сказки из детства помнятся очень долго. Ребенок слушает и заставляет повторять взрослых одну и ту же сказку по нескольку раз. А если вдруг взрослый ошибается, ребенок по памяти поправляет его. Дети в возрасте от 2 до 5 – исследователи языка. Но ребенок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е. что-то должно быть уже знакомо. Вот здесь подготовительную роль играют потешки.

0
Тюваева Галина Ивановна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Рычкова Елена Васильевна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
sona911@yandex.ru

 

Трудно представить мир ребенка без сказки. Понятия «детство» и «сказка» неотделимы. Однажды появившись в жизни малыша, сказка остается с ним навсегда: как чудо, как радость, как память. Сказки из детства помнятся очень долго. Ребенок слушает и заставляет повторять взрослых одну и ту же сказку по нескольку раз. А если вдруг взрослый ошибается, ребенок по памяти поправляет его. Дети в возрасте от 2 до 5 – исследователи языка. Но ребенок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е. что-то должно быть уже знакомо. Вот здесь подготовительную роль играют потешки.

Потешки, песенки и сказки помогают быстрее «разговорить» детей. Читая потешки, взрослый играет с ребенком, с его пальчиками, ножками, ручками. Ребенок получает положительные эмоции, быстро запоминает песенки и переносит их в повседневную игру. Малыши учатся двигаться и «говорить» как лисичка, медведь, собачка, курочка, – в зависимости от того, о ком потешка или стишок. Самые первые стихи – конечно же, стихи Агнии Барто. Дети любят показывать, как идет бычок по доске, покачиваясь из стороны в сторону, или как плачет зайчик, трет глазки и стряхивает водичку. А мыши бегают тихо-тихо и всего боятся. В играх дети по голосу определяют, кто это. Даже букву «р» научатся выговаривать, подражая карканью вороны.

Первые сказки для самых маленьких близки к реальности. В основе их лежат бытовые сюжеты. Это сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Испекла бабка колобок, дед посадил репку. Нереально, что животные говорят человеческими голосами, поступают как люди. Но дети спокойно воспринимают факт того, что Колобок и все звери могут говорить. Даже 5–6-летние дети воспринимают волшебную сказку как реальность, веря в волшебную палочку и различные превращения.

Показ сказок, инсценировок способствует обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Совместно с воспитателем дети передают содержание сказки, четко выговаривая отдельные слова и фразы. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Потребность в игре у детей несомненно велика и проявляется очень рано. 2–3-летние малыши с большим удовольствием изображают прыгающих зайчиков, рычащих медведей. Они охотно перевоплощаются в котят и собачек, хитрых лисичек. В настоящий театр таких малышей вести еще рано, поскольку спектакли там не рассчитаны на этот возраст. Кукольный театр – самый популярный среди детей дошкольного возраста (Фотография 1). Небольшие размеры сцены и театральных кукол, несложные декорации доступнее для восприятия детей, чем большая сцена драматических театров, где играют актеры. Если ребенок идет в театр, его необходимо заранее подготовить, пересказать содержание представления. Ему будет приятно увидеть знакомых, любимых героев. Он правильно поймет происходящее, не испугается каких-либо неожиданностей.

Фотография 1

В группе, когда воспитатель рассказывает сказку, дети видят лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Можно ненавязчиво предложить поиграть в «сказку». Воспитатель учит детей управлять силой голоса, темпом речи, учит звукоподражанию. Работает с детьми над движениями («лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, хочет всем понравиться»). В этом маленьком «театре» скоро появятся свои незаменимые артисты. Кто-то из детей лучше других сможет сыграть роль лисы, медведя. Но главное – чтобы каждый ребенок попробовал себя в определенной роли; чтобы любой ребенок мог заменить другого и сыграть его роль, чтобы никто из детей не оставался в стороне. Сказочный фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Участие детей в спектаклях способствует развитию их воображению, памяти, совершенствуется речь. Речь ребенка становится выразительнее, образнее, развиваются его творческие способности. Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость, смущение. Познавая мир через мир театра, дети понимают, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, взрослым, к животным. Немало радости приносят и наши праздники. Дети с радостью разыгрывают сценки из сказок (Фотография 2). Им доставляет огромное удовольствие выступать в костюмах (Фотография 3). А сколько после детских праздников у ребят разговоров!

Фотография 2

Фотография 3

В нашей группе есть небольшая ширма, пальчиковый, плоскостной и объемный театр, театр на фланелеграфе, костюмы-маски животных (Фотографии 4 и 5). Проводилось развлечение с показом кукольного спектакля «Репка» с сюрпризным моментом: говорящая кукла-марионетка приходила к ребятам в гости (Фотография 6). «Приходят» герои из сказок и на занятия. Например, Буратино – с его помощью можно говорить обо всем на свете. С героями сказок могут происходить удивительные приключения, дети разговаривают с ними как с равными.

Фотография 4

Фотография 5

Фотография 6

Очень жаль, что домашние спектакли как-то позабыты сейчас. Телевизор, планшет, электронные игрушки прочно вошли в наш дом, но ведь они никогда не смогут заменить живого творческого общения родителей и детей. Ведь можно взять собачку, кошечку, Петрушку, оживить их, и они заговорят. Это – импровизация, конечно, не театр, но здесь присутствуют его элементы, исполнение по ролям диалога мамы, ребенка и игрушки. Каждый персонаж говорит по-своему, разными голосами. Дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы. Эти игровые приемы будят в ребенке воображение и фантазию.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.