Рубрики
Дошкольное образование

Взаимосвязь целевых ориентиров дошкольного образования и метапредметных результатов в начальной школе на примере музыкально-практической деятельности детей

В структурных подразделениях дошкольных отделений № 1 «Теремок» и № 2 «Улыбка» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Гимназия № 1748 «Вертикаль»» обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и дети с нарушением зрения.

0
Крюкова Любовь Сергеевна,
музыкальный руководитель
СП ДО № 1 «Теремок» и ДО № 2 «Улыбка»
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1748 «Вертикаль»»,
b-elena73@mail.ru

В структурных подразделениях дошкольных отделений № 1 «Теремок» и № 2 «Улыбка» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Гимназия № 1748 «Вертикаль»» обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и дети с нарушением зрения.

У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается:

– сочетанная речевая патология в различных комбинациях (общее недоразвитие речи, дизартрический компонент, запинки, стойкое заикание);

– недостаточность развития всех компонентов высших психических функций, на которых базируется речь;

– невротические, соматические патологии;

– как следствие, недостаточное развитие личности ребенка (коммуникабельности, самооценки, мотивации, волевых процессов).

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие особенности:

– пониженная познавательная активность;

– недостаточный запас знаний и представлений об окружающем;

– различные нарушения речи;

– замедленный темп формирования высших психических функций;

– слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании).

У детей с нарушением зрения наряду с ограниченным запасом представлений об окружающем отмечается:

– нечеткость и нестойкость восприятия;

– нарушена ориентировка в пространстве;

– замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции;

– особенности поведения, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом и некоторыми другими отрицательными чертами характера;

– снижена познавательная деятельность, и речь таких детей страдает по сравнению с их сверстниками.

Необходимо отметить, что у детей с особыми образовательными потребностями возникают трудности в усвоении всех направлений программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, слабо запоминают материал, легко отвлекаются. Музыка и музыкальная деятельность есть естественное средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я». Одной из годовых задач наших дошкольных отделений было нравственно-патриотическое воспитание детей с ОВЗ, что, безусловно, нашло отражение и в музыкальной деятельности. Именно в реализации этой задачи мы строили соотношение намеченных целевых ориентиров с будущими метапредметными результатами.

Отличительной особенностью построения работы в наших дошкольных отделениях является взаимосвязь следующих специалистов: музыкальный руководитель, логопед, дефектолог, психолог, тифлопедагог, инструктор по физической культуре, где каждый педагог четко выполняет свою роль, которая включает в себя вышеупомянутую задачу. Акцентируя ваше внимание на этой тесной взаимосвязи, мы хотим подчеркнуть, что она позволяет достичь быстрых, весомых, стойких результатов, а также наиболее приблизиться к переходу целевых ориентиров в метапредметные умения, что крайне важно для дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Логопед проводит следующую работу: верная расстановка интонационных пауз в тексте песен, семантизация сложных слов и выражений. Это необходимо для осмысления некоторых моментов текста песни, преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Дифференциация ротового и носового дыхания, упражнения на поддувание, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, при необходимости – логопедический массаж. Эти задания способствуют преодолению нарушенного звукопроизношения, текст звучит четче, ярче, проговаривается легче. Логопед включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук, а также ставит акцент на мимике и пантомимике в необходимых фрагментах текста для выразительного пения произведения.

Дефектолог совместно с музыкальным руководителем проводят музыкальные занятия. Характерные особенности детей с задержкой психического развития, их неврологического статуса, эмоционально-волевой сферы и личностной незрелости, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными музыкальной ритмике. В применении к нравственно-патриотическому воспитанию мы используем такие игры и музыкально-ритмические упражнения: «Ракита над рекой», «Я бегу в атаку, в бой», «Моряки».

Педагог-психолог работает вместе с музыкальным руководителем над развитием чувства уважения к окружающему миру, к семье, к родителям, ведь именно с построения тесных внутрисемейных связей начинается любовь к родному краю. Но психолог учит детей выражать эти чувства детей через свои, специфические средства, которые есть у него в арсенале. Это психогимнастика, пластические игры и упражнения: «Потянись к цветочку», «Игра с флажком, с платочком», «Плакучая ива». Игры с элементами арттерапии. Игры с подражательными движениями «Курочки и медведи», «Воробьи и вороны». Музыка с ее огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приемы, движения и характер музыкально-игровой деятельности, кроме того, музыка является терапевтическим средством воздействия. Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать сеансы психотерапии и скрытые эмоциональные ресурсы детей с задержками психического развития раскрываются, подобно распускающемуся цветку.

В дошкольном отделении для детей с нарушением зрения главное – введение в музыкальные занятия коррекционных упражнений под строгим надзором специалиста – тифлопедагога. Подбор игр и упражнений, их последовательность и методика проведения строится на полисенсорной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной. Музыкально-дидактический материал учитывает индивидуальные зрительные особенности и возраст детей. Любая танцевальная композиция или песня о родном крае имеет свои особенности: как правило, для их исполнения необходимы различные предметы. Поэтому в совместной работе с тифлопедагогом есть важные уточнения: предмет, с которым ребенку приходится исполнять какие-либо движения, должен быть детально изучен им при помощи зрения и осязания, поэтому мы предварительно даем его в руки ребенку. Упражнения мы показываем с близкого расстояния, часто подходя к каждому ребенку отдельно, держа предметы прямо перед глазами ребёнка.

Особенно важна и значима роль воспитателя в работе над нравственно-патриотическим развитием детей с ОВЗ совместно с музыкальным руководителем. Воспитатель проводит существенную подготовительную работу: рассматривает с детьми тематические альбомы, картины о защитниках Родины, на армейскую и военную тематику; пейзажи, выражающие широту и неповторимость родного края. Воспитатель читает детям прозу и поэзию о Родине, заучивает поэтические произведения, соответствующие возрасту. В современных условиях воспитатель готовит слайдовую презентацию, где малышам расскажет о маме, о семье, о микрорайоне, в котором находится его детский садик. А детям постарше преподнесет понятие «Родина» в более широком и конкретном смысле, познакомит с глобусом и картой. Воспитатель повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми, повторяет движения, сопровождающие песню, напоминает о построении или дает отдельные указания в перестроении.

Инструктор по физической культуре активно использует в своей деятельности музыкальные средства. Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение, соответствовать тематике. Поэтому если на утренней гимнастике, физкультурном занятии или спортивном развлечении необходимо музыкальное сопровождение, мы вместе с инструктором подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Например, для ходьбы, марша, для спортивных соревнований, посвященных годовщинам побед, для эстафеты или состязания – это будет энергичный бодрый марш.

Взаимодействуя таким образом много лет, мы пришли к выводу: чем разнообразнее формы работы с детьми, чем больше специалистов включаются в педагогический процесс, тем успешнее преодолеваются недостатки в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями. Именно совместное решение специалистами задач нравственно-патриотического воспитания всего дошкольного отделения дает ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.

Сегодня целевые ориентиры дошкольного образования широко известны, они представлены в Федеральных государственных стандартах. Это социально-нормативные характеристики или возможные достижения ребенка-дошкольника. Одной из задач образовательной области «Музыка» является продолжение приобщения ребенка к музыкальной культуре, обогащение музыкальных впечатлений, ярких эмоций, формирование душевных откликов при восприятии музыки разного характера. Эти ориентиры непосредственно и тесно связаны со следующими метапредметными результатами: навыком эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений, пониманию содержания произведений разных жанров и стилей, умение воплощать музыкальные образы.

Если дошкольник умеет ярко проявлять патриотические чувства, ощущает гордость за свою Родину, за ее достижения, имеет представления о ее географическом разнообразии, многонациональности, исторических событиях, то ему не составит труда составить текст с размышлением о музыке, дать личностную оценку ее содержания. Будущий первоклассник сможет освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих возможностей. Он будет и планировать, и контролировать, и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, где живет ребенок, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственной музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, оценивать хорошие, добрые поступки, сами не замечая этого. Через все виды музыкальной деятельности мы проводим тему патриотизма, любви к Родине.

Слушание обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи, формирует личность ребёнка. Способствует развитию высших психических функций. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать ее характер и настроение, учатся выражать свое отношение к музыкальному произведению. На наш взгляд, большого внимания заслуживает творчество детских композиторов, таких, как, Ю.М. Чичков, С.М. Соснин, Д.Б. Кабалевский. Их произведения о родном крае, о родной природе, о Родине, о маме, о защитниках Отечества как нельзя лучше подходят для ребят. Для прослушивания мы использовали программное произведение вокального жанра «Ромашковая Русь» Ю.М. Чичкова. Для дошкольника Родина – это мама, близкие и родные люди, окружающие его, и задача музыкального руководителя – выбрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию детей. Произведение «Ромашковая Русь» легко слушается, изобилует гласными распевными звуками, имеет мелодичный вокализ, простое содержание одновременно в сочетании с поэтическими оборотами (туманы белые, березок хоровод, настой медовых трав, хрустальная роса), запоминающуюся мелодию. В начале работы дети просматривают слайдовую презентацию с изображением пейзажей родных просторов, приближенных к содержанию песни. Музыкальный руководитель проводит по презентации предварительную беседу. Затем ребята знакомятся с названием музыкального произведения, с его авторами, прослушивают песню. Музыкальный руководитель побуждает детей сравнить слайды со словами и музыкой, выразить вербально, что есть общего между ними, выразить отношение к песне: что понравилось или наоборот. На этом этапе дети уже используют богатый словарь, наполненный музыкальной терминологией (слова: «мелодичный», «напевный», «протяжный», «спокойный»). Далее дети под руководством педагога классифицируют произведение: вокальный жанр; и объясняют свой выбор: потому, что поет хор и есть солисты. После 3-х прослушиваний дети уже самостоятельно высказывались о характере музыкального произведения, о значении текста, о жанре, выделяли куплет (запев) и припев (повтор).

Пение – это одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения пению формируются основы певческой, вокально-речевой и исполнительской культуры. Развивается художественно-эстетический вкус, умение слушать себя во время пения, чистоту интонации. Через пение формируется способность к сопереживанию, усваиваются нравственно-эстетические ценности. Дети учатся различать добро и зло, бережно относиться к природе, животным, с нежностью обращаться с близкими (мама, папа, брат, сестра, старшее поколение). Пение, как и слушание музыки, развивает высшие психические функции, расширяет кругозор, нормализуется деятельность периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразующего). Хоровое пение объединяет детей дошкольного возраста и сохраняет условия для эмоционального общения. Оно особенно полезно детям, склонным к депрессиям, с нарушениями процессов возбуждения-торможения. Хоровое пение положительно влияет на робких, застенчивых ребят, дает им чувство уверенности в себе, они воодушевляются общим примером. А подвижные, гиперактивные дети становятся более спокойными, уравновешенными. Учитывая способности наших воспитанников, их особое восприятие темпа произведений, наиболее удачным, мы сочли выбор песни Д.Б. Кабалевского и А.И. Пришельца «Наш край». Песня по мелодике для ребят простая, свободно воспринимается, легко запоминается. Специалисты и педагоги провели предварительную содержательную работу, и первое занятие мы посвятили начальному знакомству с песней, разбору содержания песни, характеру музыкального сопровождения. После этого прослушивали песню в исполнении музыкального руководителя. В песне встречаются отрезки, трудные в мелодическом или ритмическом отношении и педагог пропевает их отдельно и несколько раз ведет мелодию без аккомпанемента. На следующем занятии мы прослушали песню, закрепили название, фамилии авторов слов и музыки, провели беседу по содержанию и характеру музыкального сопровождения, а также поговорили о каждом куплете, посвятили время пояснению поэтических оборотов, отхлопыванию ритмического рисунка. Последующие занятия были отданы отработке чистоты интонации – самого сложного навыка (т.к. он связан с развитием музыкального слуха). Когда дети уже хорошо знали слова, и им предлагалось исполнение песни не только всей группой, но и по мини- или подгруппами, даже соло и цепочкой – этот прием приучает детей слушать не только себя, но и друг друга. От ребят требовалось качественное звуковедение, оно должно было соответствовать характеру музыки, а также связать все певческие навыки, полученные ранее, между собой (дыхание, артикуляционное пропевание гласных). На данном этапе было важно дать указания детям к исправлению ошибок. Есть еще важный момент – когда песня выучена, необходимо проверить, как она усвоена каждым ребенком. Во время пения надо чередовать положение «сидя» – «стоя». Смена положений является своего рода разрядкой, снимает физическое утомление, однообразность деятельности. Известно, что музыкально-ритмическая деятельность построена на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм. Психологи отмечают, что при занятиях этой деятельностью, у детей развивается чувство оптимизма, любви, радости к жизни, художественный вкус, желание познавать мир. Такие упражнения дают возможность формировать свободу творческого мышления, отдавая взамен эмоциональную радость, удовольствие; восстанавливают жизненную энергию человека, его положительные самоощущения. Процесс обучения музыкально-ритмической деятельности делится на три этапа. В начале музыкальный руководитель объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воспроизвести увиденное. Далее – показывает упражнение в зеркальном отображении, объясняя технику его исполнения. Первые попытки детей выполнения упражнений имеют большое значение в дальнейшем формировании двигательных навыков. Второй этап – этап углубленного разучивания: уточняются и совершенствуется детали техники исполнения. Основная задача – чтобы дети поняли закономерности движения, а также приобрели навыки усовершенствования ритма и свободного, последовательного выполнения движений. На последнем этапе дети закрепляют и демонстрируют движения под музыкальное сопровождение, совместно с товарищами или, если есть необходимость – по одному. Если дети двигаются свободно, с полной эмоциональной отдачей, значит, этап совершенствования завершен.

В заключении хочется отметить, что музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, а, значит, она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Охватив этот процесс с позиций всех специалистов ДОУ, мы в наибольшей степени достигаем поставленных результатов, и наш выпускник будет осознанно относиться к музыке различных направлений, понимать произведения разных жанров и стилей; будет любить воплощать музыкальные образы, любить размышлять о музыке, давать ей свою собственную оценку. Как следствие роста высших психических функций на основе музыкального воспитания, будет уметь планировать, контролировать и оценивать свои действия. То есть первоклассник будет уметь все то, что называется словами «метапредметные умения».

Список литературы:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1973.
2. Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2010.
4. Клюева Е.В., Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты музыкальности дошкольников в пении. М.: Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.
5. Метлов И.А. Музыка – детям. М.: Просвещение, 1985.
6. Музыка в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной М.: Музыка, 1980.
7. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Академия, 2002.
8. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. М.: Советский композитор, 1988.
9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.
10. Рогожинская М.А. Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР [Электр. ресурс]. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2014/05/15/vzaimodeystvie-uchitelya-defektologa-i (дата обращения: 12.05.2016).
11. Сайт музыкального руководителя Ларисы Никитиной. [Электр. ресурс]. URL: http://niklar.blogspot.ru/p/blog-page_2115.html (дата обращения: 12.05.2016).
12. Сообщение из опыта работы педагога-психолога Макаровой Е.М. и музыкального руководителя Ситниковой Е.В. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт МБДОУ детского сада № 7 п. Монина ЩМР МО. URL: http://mdou7.caduk.ru/p86aa1.html (дата обращения: 12.05.2016).
13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализирующем детском саду. М.: Просвещение, 1987.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.