Рубрики
Иностранный язык

Использование кейс-технологии в преподавании французского языка

Постоянно находясь в творческом поиске решений методических задач, недавно мы открыли для себя инновационный метод, помогающий не только внести разнообразие в проведение уроков, но и позволяющий обучающимся выйти на качественно новый виток мышления.

0
Свиридова Ирина Ивановна,
учитель французского языка
ГБОУ г. Москвы «Центр образования № 1449 имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова»,
iisvi@list.ru
Шутова Юлия Алексеевна
учитель французского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1293»,
shutova-yua@mail.ru

Постоянно находясь в творческом поиске решений методических задач, недавно мы открыли для себя инновационный метод, помогающий не только внести разнообразие в проведение уроков, но и позволяющий обучающимся выйти на качественно новый виток мышления.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Обучение на основе кейс-метода – это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждении во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах, выработке навыков принятия решений.

Отличительными особенностями кейс-метода являются:

– описание реальной проблемной ситуации;

– альтернативность решения проблемной ситуации;

– единая цель и коллективная работа по выработке решения;

– функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;

– эмоциональная вовлеченность учащихся.

Составляющие кейса:

• проблемная ситуация;

• варианты трудностей, возникающих при ее решении;

• действующие лица;

• предметные, метапредметные, личностные результаты;

• критерии и способы оценивания;

• вопросы учащимся;

• формы работы (групповая, индивидуальная, чередование форм);

• длительность занятия;

• опорные документы, источники информации.

Формы представления кейса:

• печатный текст, устное сообщение, аудио- или видеозапись;

• ролевая игра (учащиеся должны вжиться в образ персонажа);

• мультимедийное досье (электронное письмо, форум, ссылка на электронное средство массовой информации, интернет-версию печатного издания), презентация Power Point и т.д.;

• свидетельство участника событий;

• фабула ситуации;

• блог.

Этапы работы:

1-й этап – подготовка кейса (определяются результаты, на достижение которых направлен кейс, формулируется задание, продумывается ситуация, создаются задания, прописываются критерии оценивания результатов).

2-й этап – работа учащихся с кейсом на уроке. Этот этап подразумевает деление учеников на подгруппы, работу каждой группы с материалом, обсуждение его и выработку общего решения, а также представление результатов и оценку работы группы и каждого учащегося.

Приведем примеры кейсов.

Кейс 1 включает:

– ситуацию: подготовка к празднованию дня рождения;

– вопросы и задачи: составить меню, просчитать количество продуктов, обосновать их выбор с учетом вкусов и здоровья приглашенных;

– документы: таблица данных, электронное письмо, ссылки на онлайн-магазин.

Présentation du cas

Toi et ton ami français, vous passez les vacances en France. Ton ami va fêter l’anniversaire. L’organisation des soirées demande beaucoup de temps et de forces. D’habitude les parents font la liste et pensent à tout ce qu’il faut pour cela. Ils répartissent les tâches. Mais les parents sont absents. Ils sont restés en Russie. C’est pourquoi ton ami te demande de l’aider à organiser cette soirée. Il organise la partie musicale et multimédia ainsi que les distractions, à toi de préparer la nourriture. Vous avez une somme d’ argent fixe.

Tâches

1) Quel menu du repas de fête composes-tu? N’oublie pas de faire attention aux préférences et aux contre-indications médicales de votre ami Pierre.

2) Compte la quantité des produits nécessaires à la préparation des plats. Fais la liste de produits demandés.

3) Examine et discute avec l’ami du prix des produits. Probablement, il y a quelques variantes de produits nécessaires.

4) Compte la somme d’argent nécessaire. Compare-la avec votre somme. S’il faut, fais des corrections de la liste des produits à acheter.

Études de cas pour 4 groupes

I

II

III

IV

La liste des invités

20

15

11

17

Les plats préférés de  l’ami

Pommes de terre frites avec

des champi-gnons

Poulet rôti avec des épices

Salade de fruits avec du yaourt

Croquettes de bœuf et de dinde

La somme d’argent destinée pour cette soirée

10 000

roubles

1 € = 76,3455

Руб.

7000

roubles

1 € = 76,3455

руб.

8500

roubles

1 € = 76,3455

руб.

6000

roubles

1 € = 76,3455

руб.

L’ami est allergique à …

Un e-mail de la mère d’un garçon

Chers garçons,

Mon fils Pierre va venir à votre soirée d’anniversaire ce soir.

Mais il y a un problème puisque mon fils est très timide et ne peut pas vous dire qu’il est allergique aux tomates.

Surveillez-le s’il vous plaît et ne lui permettez pas de manger la nourriture avec des tomates!

De toute façon, amusez-vous bien !

Bien cordialement,

Marie, la mère de Pierre

Liens

(https://www.monoprix.fr/)

Задание будет считаться выполненным, если учащиеся ответят на все вопросы задания, учтут при планировании мероприятия все условия и представят на французском языке разработанный план.

«Pour le repas de fête nous allons préparer les plats suivants … Il y aura …invités, mon ami et moi, c’est pourquoi nous avons décidé de préparer … (une quantité des plats). Pour cela il nous faudra … (par exemple, … kg de …, …  emballages de …, … paquets de…, … pièces de …). Il nous faudra aussi … paquets de jus de (d’) …, …   bouteilles d’eau minérale, … bouteilles d’eau gazeuse … Nous allons dépenser… euros.»

Кейс2 адресован учащимся с уровнем владения языком не ниже А2, он включает:

– ситуацию: вы на стажировке в турагентстве, к вам обращается семья, отправляющаяся в Лилль, на север Франции на 5 дней, они просят посоветовать им нестандартный способ путешествия по городу для знакомства с достопримечательностями, кроме того, они не знают, что взять из одежды.

– задачи для решения кейса должны сформулировать сами учащиеся;

– ресурсы: информация о велотурах и ретроавтомобилях, достопримечательностях Лилля, климате; если в школе есть возможность для выхода учащихся в интернет (нетбуки, компьютерный или лингафонный класс), то учащиеся могут искать информацию сами, либо опираться на предлагаемые ссылки.

Présentation du cas

Vous êtes stagiaire dans une agence de voyage. Une famille part pour 5 jours, en France, à Lille, la troisième ville de France, de . . à  …. ………  20…  . Ils ont besoin de votre aide pour préparer leur voyage. Ils voudraient trouver une façon intéressante de visiter la ville de Lille et voir les endroits à ne pas manquer. Ils ne savent pas comment s’habiller.

Tâches

______________________________________________________________________________________________________________________

Ressource 1Originalité et convivialité avec Wal’nord tourisme. Accompagnez-nous au cours de nos balades en tandem ou en vélo dans le Vieux-Lille et les espaces verts du parc de la Citadelle!

Vous découvrirez entre autre les trésors cachés du Vieux-Lille… en tandem de façon ludique et captivante. Lille à vélo, possible? Oui,et mille fois oui avec notre circuit urbain empruntant des pistes cyclables, des routes sans voiture ou circulation limitée à quasi 100 %.

Dates: tous les mardis, jeudis, vendredis à 14h30 et les vendredis à 10h en période de vacances scolaires de printemps, d’été et de Toussaint.

Tous les samedis à 15h de mai à octobre. Tous les samedis à 10h en décembre.

Durée: 2 heures. Tarif réduit accordé en ligne!
19 € 17 € / personne en tandem
17 € 16 € / personne en vélo
RDV: à l’intersection du pont de la Citadelle et de l’avenue Mathias Delobel (Champ de Mars). Bénéficiez du tarif promotionnel en relevant en ligne (jusqu’à 48h avant la visite)!

Ressource 2Tradi’Balade vous propose des circuits touristiques à Lille ainsi que dans ses alentours, de la manière la plus originale qui soit. Avec un chauffeur prenez place dans une mythique 2 CV décapotable et en un coup d’oeil, goûtez au plaisir d’une visite à Lille à ciel ouvert. Remontez le temps à travers des anecdotes historiques sur les événements, les monuments et les rues de l’ancienne capitale des Flandres. 4 circuits proposés sur Lille: Lille la Déesse (30mn), Lille Napoléon III (45mn), Lille Beffroi (1h), Lille Citadelle (1h30). A découvrir également, des balades thématiques (romantique, night, dégustation…) sur Lille et en région.

Ressource 3. Les incontournables de Lille

Pour aller à l’essentiel, l’Office de Tourisme et des Congrès de Lille vous a sélectionné les plus belles visites à faire à Lille:

LaM (Musée d’art moderne, d’art contemporain et d’art brut). Situé au coeur d’un parc de sculptures verdoyant, le LaM présente plus de 4 500 chefs-d’oeuvres des XXe et XXIe siècles ainsi que de nombreuses expositions temporaires. De salle en salle, il offre les oeuvres de Pablo Picasso, Amedeo Modigliani, Paul Klee, Aloïse Corbaz, Augustin Lesage, Richard Deacon, Barry Flanagan…

LA GRAND PLACE. Au coeur de la ville se trouve la Grand’Place, également appelée place du Général de Gaulle (Charles de Gaulle est né à Lille en 1890). Rendez-vous de tous les Lillois, elle est dominée par quatre femmes.

LE VIEUX LILLE. Partez à la découverte des quartiers anciens de la ville et appréciez les charmes d’une cité animée et accueillante. Lille a conservé de nombreux édifices témoins d’influences multiples, parmi lesquels le Palais Rihour, la Vieille Bourse, le Rang du Beauregard et la cathédrale Notre-Dame de la Treille. Après un circuit qui révèle les facettes architecturales de la cité, la visite se termine près de l’Hospice Comtesse, monument emblématique, qui conserve dans son musée de précieux témoignages sur l’histoire de la ville.

Visite pédestre en anglais avec un guide-conférencier, proposée tous les samedis à 10h15 (sauf 1er week-end de septembre et Journées du Patrimoine). Départ: Office de Tourisme et des Congrès de Lille, Palais Rihour, Place Rihour Durée:2h. Tarif réduit: 11.50 €  9.50 € Gratuit pour les enfants de moins de 6 ans et les détenteurs de notre City Pass.

PALAIS DES BEAUX-ARTS DE LILLE. Ce musée est sans conteste l’un des plus riches musées français. Dans un superbe bâtiment du XIXème siècle, il présente des collections prestigieuses de peintures européennes (Rubens, Van Dyck, Goya, Delacroix…), de peintures françaises du XIXème siècle (David, Courbet, Puvis de Chavan…

Ressource 4. La ville de Lille se trouve au Nord de la France, à proximité de la Belgique. Elle regroupe environ 226 000 de lillois sur une superficie de presque 35 km². Le relief de Lilleest constitué de plaines entrecoupées de  plusieurs cours d’eau. La ville possède un climat tempéré océanique avec des été frais et des hivers doux. Ceci est principalement dû à une influence océanique. Le thermomètre ne monte jamais très haut, même en été. En revanche, les températures peuvent brusquement chuter lorsque l’hiver s’installe. Lille se situe à la position n°11 du classement des villes les plus pluvieuses. De décembre à février, il peut régulièrement geler à Lille. Pour un séjour au beau fixe, allez à Lille en été.

Применение технологии кейсов развивает умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; совершенствует владение устной и письменной речью, в том числе в полилингвальном общении; навыки работы с информацией; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры.

Список литературы

1. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-507 (дата обращения: 11.05.2016).
2. Цапко И.Г. Кейс-технология в образовательном процесс и ее влияние на формирование межкультурной языковой коммуникативной компетенции [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Первое сентября». URL: http://festival.1september.ru/articles/626702/ (дата обращения: 11.05.2016).
3Ширшова И.А. Применение технологии «кейс-стади» на уроках английского языка [Электронный ресурс]. // Фестиваль педагогических идей «Первое сентября». URL: http://festival.1september.r u/articles/649626/ (дата обращения: 11.05.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.