Рубрики
Дополнительное образование

А вы принимаете участие в проекте «Университетские субботы»?

Целью профориентационной работы в школе является знакомство обучающихся с различными сферами деятельности, с положением дел на рынке труда, с востребованностью в той или иной профессии. Не все учащиеся выпускных классов уже твердо решили, с какой профессией они свяжут свою жизнь. Некоторые находятся на перепутье.

0
Хохлова Елена Витальевна,
учитель, ответственный за участие в проекте «Университетские субботы»,
ГБОУ г. Москвы «Школа № 362»,
chochlovaev@mail.ru

 

Целью профориентационной работы в школе является знакомство обучающихся с различными сферами деятельности, с положением дел на рынке труда, с востребованностью в той или иной профессии. Не все учащиеся выпускных классов уже твердо решили, с какой профессией они свяжут свою жизнь. Некоторые находятся на перепутье. Это нормально, ведь речь идет о самом главном личном выборе каждого молодого человека. До недавнего времени работа в этом направлении ложилась на плечи классного руководителя, педагога-организатора, психолога.

В некоторых школах, и, в частности, в нашей, в учебный план введен предмет ТПК – «Твоя профессиональная карьера». Однако многие учащиеся стремятся к интеллектуальному досугу вне школы, они готовы учиться и узнавать новое. Проект «Университетские субботы» – это важный шаг Департамента образования совместно с ведущими вузами Москвы навстречу учащимся. Интерактивные лекции и семинары-практикумы, презентации, мастер-классы, экскурсии, тренинги, консультации – все это проходит в рамках образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы». Проект направлен на оказание выпускникам школ города квалифицированной помощи в профессиональном самоопределении.

На протяжении двух лет учащиеся ГБОУ «Школа № 362» принимают активное участие в данной программе. Учащиеся не только знакомятся с вузами города, они погружаются в жизнь студентов и в свою будущую профессию. Интерактивные мероприятия помогают ребятам раскрепоститься, понять себя, открыть в себе что-то новое. Очень важно, чтобы ребята поступали в институт или университет не потому, что он престижный, а делали осознанный выбор, который позволит им успешно построить свою профессиональную карьеру, выбрать свой жизненный путь.

Тематика мероприятий в рамках проведения «Университетских суббот» очень богата и разнообразна: биомедицина, оптика и лазерные технологии, нано- и микроэлектроника, робототехника и космические технологии, телекоммуникации, программирование, дизайн. Проект «Университетские субботы» основан на дифференцированном подходе к интересам выпускников.

Наши будущие историки, например, совершали «Прыжок в прошлое», а инженеры участвовали в исследовании морфологии поверхности наноматериалов на атомно-силовом микроскопе и познакомились с современным приборостроением. Школьники, мечтающие о профессии врача, узнали, как осуществляется оказание первой помощи и реанимация, а будущие экономисты совершали «Экономическое погружение».

В Институте русского языка имени А.С. Пушкина ребята узнали интересные факты из жизни и творчества известных русских писателей и поэтов, учились речевому этикету и проводили занимательные лингвистические игры. В ходе занятий по грамотности школьников учились правильно излагать свои мысли и писать сочинения. Большой интерес вызвала лекция «Как изучать иностранные языки», что имеет важное значение в нашем большом мире. И, конечно, девочки были в восторге от «Пушкинского бала».

Об истории авиации, о нестандартных ситуациях, происходящих во время полета ребята узнали в Московском государственном техническом университете гражданской авиации. Ребята долго не отпускали лектора, задавая ему многочисленные вопросы. Таким образом, у школьников развивается профессиональный интерес к авиации.

В Институте ядерной физики нам рассказывали о наночастицах, искусственном интеллекте, о темной материи космоса. И пусть не все еще понятно нашим ребятам, лекторы (а это ведущие ученые), преподаватели кафедр, профессора, находят подходящие слова для обучающихся. А заинтересованность ребят выражается в тех вопросах, которые они задают по ходу или после лекции.

Особенность проекта «Университетские субботы» – его общедоступный характер. Учащиеся выбирают по «Календарю» мероприятие, регистрируются и посещают его с преподавателем, родителями, а старшеклассники 10–11 классов могут это сделать самостоятельно.

Число обучающихся школы, которые участвуют в проекте, становится все больше. Расширяются границы «Университетских суббот»: все больше вузов предлагают свои мероприятия, расширяется возрастной контингент учащихся. Ряд интерактивных мероприятий посетили учащиеся 7 класса, например, такие лекции, как «Рациональное питание. Или все ли диеты полезны?», «Что взять с собой в дорогу», «Чрезвычайные ситуации в нашей жизни», проводимые Первым медицинским университетом имени И.М. Сеченова; лекцию «Занимательная химия и физика в быту» в Российском государственном социальном университете. А на лекцию-экскурсию «Нечеловеческие жертвы. О судьбе животных на войне», проводимой Ветеринарной академией имени К.И. Скрябина были приглашены даже учащиеся 6 класса. Слушая лектора, ветерана Великой Отечественной войны, девочки не могли сдержать слез.

Проект «Университетские субботы» интересен, необходим и очень важен. Об этом говорят и сами учащиеся в своих отзывах.

«Университетские  субботы – очень полезная вещь. Мы думаем, что нужно продолжать этот проект. Это помогает нам определиться с вузом, университетом в котором мы будем учиться, также мы можем определиться с будущей профессией». (Обучающиеся 8 класса)

«Мне понравилось посещать “Университетские субботы”. На них я узнала много нового и полезного для себя. И я поняла, на кого хочу пойти учиться и в какой университет». (Марковцева Антонина, 9 класс)

«Я посетила “Университетские субботы” по разной тематике. Мне понравилось. Я узнала много интересного по искусству, по дизайну. Особенно мне понравились лекции по подготовке к экзаменам». (Фокина Марина, 9 класс)

«11 класс – это время, когда каждый выпускник находится в подвешенном состоянии, начиная от выбора специальности и заканчивая выбором вуза. Поэтому уже второй год учащимся оказывается неоценимая помощь в виде “Университетских суббот”. … Так, если еще в начале года я не до конца была уверена в своем выборе, то после “Университетских суббот” я стала спокойна за свое будущее поступление». (Боева Дарина, 11 класс)

«В 10 классе мы столкнулись с важным вопросом: “Куда поступать?”. И тут к нам пришли на помощь “Университетские субботы”. Мы посетили многие университеты. Такие как МГУ, МГИМО, МАДИ, МГУУ и др. Это были очень интересные и познавательные лекции. Некоторые из них были на тему ЕГЭ. Надеюсь, эти советы мне пригодятся и помогут. С удовольствием посетила бы еще “Университетские субботы”». (Исак Екатерина, 11 класс)

«”Университетские субботы” помогли нам с выбором профессии и определением вуза. На протяжении двух лет мы посетили более двух десятков вузов: среди них МГУ имени М.В. Ломоносова, Академия имени К.И. Скрябина, МФЮА». (Костюк Л., 11 класс)

«Я с 10 класса начала посещать “Университетские субботы” и хотела бы выразить свою благодарность организаторам этого проекта, потому что благодаря их идее, я посетила Финансовый университет при Правительстве РФ и поняла, что это тот самый вуз, который мне нужен, тот, который я так долго искала и о котором мечтала. Спасибо большое проекту “Университетские субботы”!» (Хлебникова Арфения, 11 класс)

«Невероятный проект! Огромная польза и помощь нашим детям при выборе профессии и вуза». (Исак Надежда Михайловна, мама ученицы 11 класса)

«Семинары, лекции, мастер-классы, организованные проектом “Университетские субботы”, помогают проводить свободное время ребят интересно и познавательно». (Сакаева Эльмира, мама ученицы 10 класса)

Совместно с университетами и институтами, Департаментом образования и колледжами в этом году запущен проект «Профессиональные среды». Москва – это колоссальный рынок труда, где имеется большая востребованность рабочих специальностей. Молодой человек вполне может сделать карьеру, имея профессию, полученную в колледже. Большинство профессий смогут обеспечить в будущем хороший уровень материального благосостояния, возможность профессионального роста. Для некоторых ребят учеба в колледже – это ступенька к получению высшего образования. Мероприятия, предлагаемые в рамках «Профессиональной среды», связаны с освоением основ профессионального мастерства: это основы кулинарии, строительных и ремонтных работ, швейного дела, ландшафтного дизайна, компьютерной графики и т.п. На базе колледжей проводятся занятия, мастер-классы, направленные на формирование базовых профессиональных навыков, которые пригодятся не только в профессии, но и в быту каждому современному человеку.

Обучающиеся нашей школы активно взялись и за этот проект. Каждому из ребят, посетивших мероприятия в рамках проекта «Профессиональная среда» пришлось что-то по душе. Девочки с удовольствием посетили мастер-классы по бисероплетению, изготовлению декоративных элементов для одежды из фоамирана, оригами из ткани, проводимых в Технологическом колледже № 24. Мальчики посетили Колледж железнодорожного и городского транспорта, где познакомились с различными видами транспорта, с профессиями предоставляемыми данным колледжем, участвовали в мастер-классах.

Так что слова известного персонажа Михаила Булгакова «А-а, уж конечно, как же, <…> Где уж. Мы в университетах не обучались…» – не про наших детей.

Участие учащихся в проектах «Университетские субботы» и «Профессиональная среда» в ГБОУ «Школа № 362» активно продолжается.

Презентация к статье – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0