Рубрики
Воспитательная работа

Методы арт-терапии и принципы видеоэкологии как инструменты создания комфортной образовательной среды и коррекционной работы в инклюзивном направлении работы школы

Важным и необходимым направлением в работе образовательных организаций стало инклюзивное образование. Для реализации инклюзивного направления работы общеобразовательных школ необходимо решить много проблем. Одна из таких проблем лежит в сфере адаптации учеников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в новой для них социальной среде школы. Для этого нужно применять специальные психотерапевтические методики (такие как методы арт-терапии). Искусство должно помочь детям (и особенно детям с ОВЗ) адаптироваться в новой для них учебной среде, а в дальнейшем – и в мире.

0
Кустова Анна Георгиевна,
учитель МХК и ИЗО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 514»,
annakyst@mail.ru

Важным и необходимым направлением в работе образовательных организаций стало инклюзивное образование. Для реализации инклюзивного направления работы общеобразовательных школ необходимо решить много проблем. Одна из таких проблем лежит в сфере адаптации учеников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в новой для них социальной среде школы. Для этого нужно применять специальные психотерапевтические методики (такие как методы арт-терапии). Искусство должно помочь детям (и особенно детям с ОВЗ) адаптироваться в новой для них учебной среде, а в дальнейшем – и в мире.

Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы (не только специальные, но и массовые), помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска, совершения общественно-опасных поступков, самоубийств и т.д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов (например, коуч-тренингов, тренингов общения, формирования жизненных навыков и др.).

Применение арт-терапевтических методик в школе с инклюзивным направлением работы тем более необходимо использовать для первоначальной адаптации детей с ОВЗ в новой для них среде, для создания психологической комфортности в школе, здоровьесбережения, адаптивногообучения, развития творческих способностей обучающихся.

Виды арт-терапии, которые можно использовать для решения поставленной цели могут быть следующими: музыкотерапия, изотерапия, пескотерапия (рисование с помощью песка), танцетерапия, куклотерапия, кинотерапия, театротерапия, перформанс, сказкотерапия, словотерапия (поэзия – чтение и сочинение стихов) и т.д. Эффективно включать арт-терапевтические методики в индивидуальные программы обучения и траектории развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Уроки по предметам развивающего цикла сами по себе являются арт-терапевтическими. Но уместно использование арт-терапии на всех уроках, а не только на уроках этого цикла. Очень актуальным и эффективным средством арт-терапии является использование музыки, как во внеурочной деятельности, так и на уроке. Музыка может использоваться для отдыха и релаксации и даже для концентрации внимания и активизации мыслительных процессов на уроках гуманитарных предметов и на уроках предметов естественно-научного цикла. Все знают о большом влиянии музыки на человека, поэтому важно использование музыкотерапии – музыкальных фрагментов для концентрации внимания и для релаксации. Каждый учитель может найти такую музыку в Интернете: например, на видеохостингеYouTube можно найти «Сборник классической музыки для концентрации на учебе»[7]и музыку для релаксации.Кроме того, можно использоватьвидеотерапию, арт-терапевтический перформанс – минутки двигательной активности на уроке. Возможно применение аромотерапии на уроке – специальных натуральных ароматов (аромомасел)для концентрации внимания учащихся на учебных задачах.

Очень важно не просто использовать методы арт-терапии в учебном процессе, но и специально создать арт-терапевтическую комнату релаксации в зданиях школы и в детских садах для всех детей, но приоритетно, конечно, – для детей с ОВЗ, для отдыха в процессе обучения, на переменах и во внеурочное время.

Идея создания комнат арт-терапии возникла и удачно применяется в Великобритании.Для работы таких комнат в России уже используются практические результаты и теоретические исследования англичан, применивших чтение сказок и занятия музыкой, рисованием, фотографированием для лечения детей с психологическими отклонениями.

Такие комнаты уже созданы и успешно используются в некоторых московских школах: например, в школе № 518, где уже не первый год существует инклюзивное направление работы [7]. Эта школа является экспериментальной площадкой по организации инклюзивного образования (одной из самых признанных и состоятельных ресурсных центров столичного инклюзивного образования). Здесь можно перенять практический опыт применения комнаты арт-терапии.

В этой комнате должна звучать музыка для отдыха, должна быть  возможность смотреть интересные мультфильмы, фильмы и видео, рисовать, лепить, заниматься рукоделием, рисовать на песке, играть в настольные игры, танцевать, играть в куклы, читать сказки и стихи, сочинять тексты и стихи и т.п. И здесь уместно применение аромотерапии – специальных ароматов для релаксации детей.

Необходимо создание комфортной визуальной среды во всей школе и особенно – в арт-терапевтической комнате для релаксации по принципам науки «видеоэкологии» с целью здоровьесбережения и корректировки нарушений психического развития учащихся.          Что же это за наука – «видеоэкология»? Она лежит в области соприкосновения искусства и медицины. Архитектура, дизайн и физиология зрительного восприятия и психология человека формируют основные ее принципы. Создатель видеоэкологии – Филин В.А., российский офтальмолог. Он разделил то, что мы видим, на 3 типа видимых сред – агрессивную, гомогенную, и комфортную. Агрессивная визуальная среда – видимая среда, состоящая из множества одинаковых, равномерно распределенных зрительных элементов. Гомогенная визуальная среда – видимая среда, в которой зрительных элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют. «Загрязнителями» визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля: изобилие прямых линий, прямых углов и больших гладких плоскостей. Все это усугубляется отсутствием округлых форм и линий и разнообразных мелких элементов. Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, крыши домов и др., интерьеры в конструктивистском стиле и минимализме.

В гомогенной среде глазу просто не за что «зацепиться»: сканируя пространство, он получает совершенно однообразную информацию. Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к ухудшению нравственности, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью. Депрессия, астения, неврозы, нистагм – вот далеко не полный список болезней, которыми взрослые и дети расплачиваются за экологическую безграмотность. Школьники должны научиться формировать благоприятную визуальную среду, в том числе и в своей конкретной учебной зоне – за компьютером, соответствующую физиологическим нормам зрения, параллельно получая навыки научно-исследовательской деятельности. При создании искусственной среды обитания человека и организации рабочего места у компьютера надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. Эти требования повсеместно нарушаются: в результате создается противоестественная визуальная среда, (гомогенные и агрессивные поля). Для того чтобы в рабочей зоне возле компьютера не создавались отрицательно влияющие на здоровье и самочувствие поля, надо насыщать однотонные поверхности видимыми элементами, создавать зоны релаксации для глаз. Самым простым и эффективным средством создания комфортной среды обитания и улучшения гомогенной визуальной среды по принципам видеоэкологии является использование  комнатных растений, особенно цветущих. Для этих же целей подходят движущиеся подвесные мобили, кинетические арт-объекты и аквариумы с рыбками, которые избавляют помещения от статичности. Очень хорошо преображают визуальную среду статуэтки, макраме, деревянными панно, керамика, картины и различные украшения.

Так, учитывая эти принципы, каждый ученик может создать комфортную визуальную среду на своем рабочем месте. Но в этом ему должны помочь учителя. И конечно, помещение школы и детского сада должны отвечать требованиям видеоэкологии.

Список литературы:

1. Алисов Е.А. Педагогические условия развития видеоэкологических представлений старшеклассников. Автореферат дис. канд. пед. наук. Курск, 2002.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.
3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2010.
4. Ирвин Р. Введение в зрительное восприятие / Пер. с англ. Кн. 1, 2. М.: Педагогика, 1980.
5. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура: Сб. науч. ст. М.: Московский центр «Видеоэкология», 1995.
6. Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что плохо. М.: ТАСС РЕКЛАМА, 1997.
7. Valeocentre. Фотоотчет о посещении еще одной инклюзивной школы Москвы. [Электронный ресурс]. URL: http://valeocentre.blogspot.ru/2012/03/13-518.html (дата обращения: 03.05.2016).
8. Tim Kurb. Сборник классической музыки для концентрации на учёбе Шопен, Вивальди, Бах, Шуберт и т.д. Classical. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=i5oJxea-BAo (дата обращения: 03.05.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0