В каждом доме и детском саду есть такой предмет как платочки. Разноцветные платочки – это универсальный методический материал, помогающий сформировать элементарные математические представления, закрепить умение ориентироваться в пространстве, расширить представления о свойствах окружающего мира, обогатить словарный запас ребенка.
Игры и упражнения с платочками способствуют развитию двигательных качеств, мелкой моторики, внимания, правильного дыхания, знакомят детей с основами безопасного поведения и здорового образа жизни.
Большим достоинством этого предмета является его многофункциональность, возможность поддержать детскую инициативу в индивидуальной и групповой работе в разных видах деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС. А родители могут поиграть со своим ребенком с платочками дома, в машине, в автобусе или на прогулке.
В статье представлены различные упражнения и игры с платочками, которые используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Разноцветные платочки идеально подходят для использования на занятиях по физической культуре. Мы используем квадратные платочки размером 25 на 25 см четырех цветов – красные, желтые, синие, зеленые. Такие платочки удобны для детей, помогают закреплять знания основных цветов и умения ориентироваться в пространстве, так как в физкультурном зале имеется разметка на полу соответствующих цветов.
Данный методический материал не зависит от программ, по которым обучаются дети, он может быть использован как педагогами и родителями, так и в самостоятельной деятельности ребенка.
Комплекс общеразвивающих упражнений с платочками.
«Передача платочка»
1 вариант:
И.п.: платочек – в правой руке, руки в стороны, ноги на ширине плеч.
1–2 – передаем платочек в левую руку перед собой, руки в стороны.
3–4 – передаем платочек обратно в правую руку.
5–8 – повторяем движение.
2 вариант: передаем платочек за спиной.
3 вариант: передаем платочек по кругу – сначала перед собой, потом за спиной, вправо, а затем влево.
Фотография 1
При выполнении данного упражнения необходимо следить за правильной осанкой.
«Передача платочка под коленом или прямой ногой»
И.п.: платок в правой руке, ноги на ширине плеч.
1–2 – поднять левую ногу, согнутую в колене или прямую, передать платок в левую руку.
3–4 – поднять правую ногу, передать платок в правую руку.
Внимательно следим за осанкой – спина прямая. Ребята учатся согласовывать движения рук и ног.
«Наклоны вперед»
Задачи: развивать двигательные качества: силу, координацию, ловкость.
И.п.: ноги шире плеч, руки в стороны, платок в правой руке.
1–2 – наклон вперед, передаем платок в левую руку через «воротики».
3–4 – и.п.: платок в левой руке.
5–8 – передаем платок в правую руку.
Рисуем восьмерку вокруг ног. Колени не сгибаем.
Фотография 2
«Подними платочек»
Главная задача следующих упражнений — профилактика плоскостопия. В нашем детском саду больше половины детей имеют диагноз уплощение свода стопы.
И.п.: сед ноги врозь, упор сзади, платочек лежит на полу перед собой.
1–4 – согнуть правую ногу, поставить ее на платочек, поднять платочек пальчиками ноги.
5–6 – держим платочек.
7–8 – опускаем платочек на пол.
Повторяем то же самое левой ногой. Руками помогать нельзя.
Фотография 3
«Переложи платочек»
И.п.: то же.
1–4 – повторяем.
5–6 – сгибаем правую ногу, переносим ее через левую, кладем платочек на пол за левой ногой.
7–8 – правую ногу опускаем в и.п.
Повторяем левой ногой. Это упражнение сложнее. Не всегда получается выполнить его с первого раза. Но когда получается, ребенок испытывает большую радость и удовлетворение своими успехами.
«Собери фигуру»
И.п.: сед ноги врозь, платочек на полу перед собой.
Из квадратного платочка сделать треугольник, прямоугольник, маленький квадрат и т.д.
Фотография 4
Аккуратно складываем фигуры уголочек к уголочку.
Следующие упражнения направлены на профилактику заболевания глаз.
«Посмотри на платочек». (Упражнение для глаз)
И.п.: сед на коленях, платочек перед собой. Держим платок за уголочки перед собой на вытянутых руках.
1–4 – поднести платочек к глазам (близко).
5–8 – выпрямить руки (далеко).
Повторить 3–4 раза.
Фотография 5
«Провожаем платочек глазами».
И.п.: то же. Смотрим вперед, голова ровно.
1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону, провожаем платочек взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую сторону.
При выполнении этого упражнения главное, чтобы ребенок голову держал ровно, двигаться должны только глаза. Это очень полезное задание для современных ребятишек, много играющих в различные гаджеты.
Представляем самые любимые упражнения наших воспитанников для развития мелкой моторики – «Бантик» и «Фокус».
«Бантик»
Задачи: развитие мелкой моторики.
И.п.: сед на коленях, платочек на полу перед собой.
Закатаю я платочек – скручиваем платочек в колбаску.
Завяжу я узелочек – завязываем колбаску в узел.
Затяну его потуже – расправить аккуратно.
Бантик всем красивый нужен – девочки могут приложить бантик к волосам, а мальчики – вместо галстука-бабочки.
Фотография 6
Это упражнение мы не только выполняем руками, но и проговариваем все вместе.
«Фокус»
И.п.: сед на коленях, платочек на полу перед собой.
Левую руку сжимаем в кулак, накрываем его платочком. Указательным пальцем правой руки прячем платочек в кулак, пока он не исчезнет весь в кулаке. Это игра-фокус очень нравится ребятам. Можно повторить его с другой рукой. Левшам будет легче, правшам сложнее.
«Подбрось – поймай»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.
Подбросить платочек вверх и поймать. Стараемся подбросить платочек как можно выше.
«Парашютик»
И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки перед собой.
Подуть сильно на платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше.
Фотография 7
«Цапля»
И.п.: стойка на одной ноге, руки в стороны, платочек в правой руке.
Фотография 8
Задание можно усложнить: стоя на одной ноге, передать платочек в левую руку и постоять еще 5 счетов.
С обычными платочками можно играть как на физкультурном занятии, так и на свежем воздухе. Это очень увлекательно. Предлагаем вам лучшие игры.
Подвижные игры с платочками
«За капитаном»
Задачи: развивать внимание, память, координацию, умение ориентироваться в пространстве, взаимодействовать со сверстниками, расширять представления об основах безопасного поведения, способствовать правильному выполнению заданий на построение, воспитывать нравственно-волевые качества и умение действовать в соответствии с правилами.
Правила: Дети делятся на 2 команды: команда желтых и красных платочков. В каждой команде выбирается или назначается сменный капитан. Под веселую музыку команды бегают, прыгают, танцуют. Музыка останавливается – дети должны выполнить задания:
1. Построиться за своим капитаном в шеренгу. Чья команда быстрее. Капитан встает первым и поднимает платочек вверх.
2. В колонну.
3. В круг.
Усложнение: задания выполняются по предложенной схеме. Карточки-схемы готовятся заранее. (Например: одна команда строиться у гимнастической скамейки, а другая – у шведской стенки в физкультурном зале или у любого другого ориентира на площадке на улице.)
«Разноцветные платочки»
Задачи: развитие быстроты, координации, внимания, умения ориентироваться в пространстве, собирать различные геометрические фигуры, воспитывать чувство дружбы, товарищества, и организованности, активности и уверенности в своих силах.
Правила: детям раздаются платочки разных цветов. Под веселую музыку дети передвигаются по залу. Музыка останавливается – дети должны выполнить задания:
1. Найти пару своего цвета.
2. Найти пару другого цвета.
3. Встать тройками одного цвета. (Зависит от количества игроков в команде).
4. Встать тройками другого цвета.
5. Из квадратных платочков одного цвета собрать на ковре прямоугольник (из 2-х платков), большой квадрат (из 4-х ).
Фотография 9
6. То же из платочков разных цветов.
7. Собрать из платочков домик, звездочку, корабль, ракету (из 2-х и более квадратных платочков).
Фотография 10
Дети учатся работать в команде, выполнять общее задание. Новые ребята быстрее адаптируются в коллективе.
«Ловишки с платочками»
Всем известная подвижная игра – только с другим предметом и усложненными заданиями.
Задачи: развитие быстроты, внимания, координации, ловкости, умения взаимодействовать со сверстниками, развитие математических способностей (повторить количественный счет, понятия больше, меньше, одинаковое количество). Закреплять навыки выполнения основных движений, развивать быстроту реакции и умение ориентироваться в пространстве.
Правила: Выбирается ведущий – ловишка, остальные игроки делают себе хвостики из платочка, заправив его за резинку шортиков. Задача ловишки:
1. Вытащить хвостики только одного цвета.
2. Вытаскивать все хвостики, а потом посчитать, сколько платочков одного цвета и сравнить количество – больше, меньше, одинаковое количество.
Нельзя держать хвостик рукой. Пойманные игроки выполняют какое-либо упражнение (приседания, стойку-равновесие, упор присев-упор лежа и т.д.).
«Угадай номер»
Задачи: развитие математических способностей (порядковый счет), внимания и быстроты реакции.
Правила: выбирается водящий. Дети выстраиваются в шеренгу, держат в руках платочки разных цветов. Водящий должен отгадать, под каким порядковым номером стоит играющий с желтым платком, синим, красным и т.д. Затем выбирается новый водящий.
«Платочек по кругу»
Задачи: развитие быстроты, внимания, фантазии.
Правила: с помощью считалки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу близко друг к другу, у одного платочек в руке за спиной. По сигналу ребенок начинает передавать по кругу платочек своим друзьям вправо или влево. По сигналу передача останавливается, и водящий должен угадать, у кого платочек в руке. Если он угадал, ребенок с платочком выходит в цент круга и показывает любое упражнение с платочком. Все должны его повторить. Игра повторяется 3–5 раз.
Используя вышеуказанные упражнения и игры можно составить полноценное занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста в зале или на улице.
С помощью платочков, можно научить ребенка составлять гармоничную цветовую композицию, развивать умение работать с мелкими деталями, компоновать их на тканевом платочке. Ребята располагают приготовленные заранее детали на своем платочке, наклеивают и составляют общую композицию из маленьких платочков.
Фотография 11
В игре «Какой звук» платочки красного и синего цвета помогут научить детей дифференцировать гласные и согласные звуки, различать их на слух. Педагог называет разные гласные и согласные звуки, а дети поднимают платочки, согласный звук синий платочек, гласный звук красный платочек. Например: А, О, Е, И, У, Я – красный платочек, В, Г, Д, П, Р, С, Б – синий.
Игра «Веселые слоги»
После того, как дети хорошо научаться определять гласные и согласные звуки, можно усложнить игру и попробовать определить местоположение гласного и согласного звука в слоге. Это поможет развивать представление о звуковом составе «слога». Педагог называет слоги с твердыми согласными, дети строят схему, обозначая гласный звук красным платочком, согласный звук синим платочком.
Фотография 12
С помощью разноцветных платочков можно классифицировать овощи, фрукты и ягоды по цветовому признаку. Перед игрой «Урожай» следует вспомнить, что поспевает осенью в садах, на грядках, в лесу. Такая игра помогает развивать внимательность детей в соотношении цвета платочка к овощам, фруктам, ягодам.
В свободное время можно предложить ребятам поиграть в игру «Передай платочек», которая поможет обобщить знания детей по темам: профессии, птицы, цветы, животные, деревья. Звучит музыка, дети передают платочек по кругу. Как только музыка заканчивается, ребенок, у которого остался в руках платочек, должен быстро ответить на вопрос воспитателя. Например, назови 3 овоща, 3 транспорта, 3 перелетных птиц, 3 зимующих птиц, 3 профессии, 3 дерева.
Дети очень любят петь в любом возрасте. С помощью игры «Дирижер» педагог учит детей согласовывать друг с другом темп, ритм и тембр при пении песни.
Сам педагог дирижер. Если дирижер поднимает платочек вверх, дети поют высоким тембром, если опускает вниз – низким тембром.
Игра «Что пропало?»
Очень важно, уже начиная со старшего дошкольного возраста, учить целенаправленно запоминать информацию, развивать внимание и кратковременную память детей. Педагог расставляет перед детьми одинакового размера игрушки. Просит детей внимательно рассмотреть их и постараться запомнить, затем закрывает одну игрушку и просит детей ответить «Что пропало?» или «Кто пропал?». Если ребята с легкостью справляются с этим заданием, его можно усложнить накрыть 2 или 3 игрушки или увеличить количество самих игрушек.
Для изучения и закрепления порядковых числительных, мы предлагаем использовать игру «Какой по счету». Дети делятся на 2 команды. 1 команда держит 6 разноцветных платочков. 2-й команде необходимо сосчитать платочки и ответить на вопросы:
Какой по счету желтый платочек?
Какой цвет у 6-ого платочка?
Сколько всего платочков? И т.д.
Фотография 14
Для лучшей ориентации ребенка в пространстве можно предложить ребятам поиграть в игру «Самолеты», где каждый ребенок почувствует себя пилотом и отправиться в воздушное путешествие в разные (правый, левый, верхний, нижний) уголочки неба.
Фотография 15
Игра «Обезьянка Дина» научит ребят в увлекательной стихотворной форме конструировать простые геометрические фигуры.
«На квадратной — квадратной полянке
Жила-была обезьянка.
Обезьянку звали Дина.
А где на полянке середина?
Прибежал к середине уголочек.
А к нему и второй, его дружочек.
Подтянулись ещё два брата.
Сколько углов у квадрата?
Получился конверт
В нём открытка.
На открытке блестящая рыбка!
А ещё значок квадратный!
Вот как сложен платок аккуратно»!
Фотография 16
По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете увидеть в фильме разнообразные упражнения с цветными платочками на занятиях физкультуры и других видах деятельности.
Фотография 17
Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.