Рубрики
Дошкольное образование

Роль нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника

У каждого из вас было детство, которые вы, возможно, отчасти и не помните. Однако можно с уверенностью сказать, когда вы рассматривали свои руки, играли с игрушками, выполняя различные движения руками, сами не понимая того, развивали свою собственную мелкую моторику.

0
Тюкаева Татьяна Вячеславовна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
pyfer@mail.ru
Сторожева Наталия Юрьевна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
4ernowo4ka@mail.ru

У каждого из вас было детство, которые вы, возможно, отчасти и не помните. Однако можно с уверенностью сказать, когда вы рассматривали свои руки, играли с игрушками, выполняя различные движения руками, сами не понимая того, развивали свою собственную мелкую моторику.

Как всем известно, мы развиваемся и учимся заново, вместе со своими детьми. Сейчас существует множество книг, пособий по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Разумеется, не стоит отбрасывать все эти книги и заниматься «народным воспитанием». Во многих из них вы найдёте много всего интересного не только для ребенка, но и для себя. В пример можно привести такие замечательные книги, как: «Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики» Т.А. Ткаченко; «Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику» Г.А. Османовой; «Приключения в Африке. Говорим, рисуем, клеим. Для детей 4–7 лет» и т.д.

Так что же такое мелкая моторика?

Мелкой моторикой называется способность выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами рук и ног, и эта способность связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием ребенка. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, обычного шевеления пальчиками) до очень сложных движений (например, правописание и рисование). Начиная свое становление с самого рождения ребенка, она не прекращает свое развитие

Сначала малыш разглядываю свои руки, как бы знакомясь с ними, а после уже учиться управлять ими. Дальше ребенок переходит на следующий уровень и самостоятельно берет какую-либо игрушку в свои ладошки, и только после этого двумя (большим и указательным) пальчиками. Следующий, более сложный, уровень будет заключаться в самостоятельном держании ручки, карандаша или кисточки. Этот очень важный аспект дает возможность творить.

Принимая этот факт во внимание, стоит уделить развитию мелкой моторики особое значение, ведь именно она непосредственно влияет на ловкость рук, скорость реакции ребенка, а также на почерк, который сформируется в дальнейшем.

Ребенок растет, и уже не за горами день, когда он станет первоклассником. И как вы уже поняли, мелкая моторика тут сыграет одну из главных ролей. Ведь если все в порядке, то ребенок без труда справится с обучением.

Но целью моего повествования является не просто теоретическое объяснение и толкование мелкой моторики родителям, а практическое применение определенных методов в детском саду, которые помогут детям. Одним из таких методов является рисование. Как только ребенок научится держать карандаш или кисточку в руке, начнется самый ранний период его творчества. Даже хаотично нарисованные линии можно считать творчеством (в том числе и на обоях).

Начиная продумывать в своей голове тысячу идей и пытаться хоть как-то отразить их на бумаге, ребенок может выразить свое понимание окружающего мира. Вместе с тем, рисование оказывает существенное влияние на всестороннее развитие детей и обогащение их творческих способностей.

Творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисование – это способ реализовать себя. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, понимание окружающего мира. Вместе со способностями также развиваются и специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям удовольствие, а, следовательно, вызывают положительные эмоции. Этот процесс оказывает позитивное влияние на развитие воображения и мелкой моторики, так как осуществляется постоянная передача информации между руками и мозгом, который обрабатывая новые данные, развивается.

Каждый ребенок рождается творцом. Но, как правило, его творческие возможности спят в глубине его сознания и не всегда полностью реализуются.

Проводя занятия рисования в рамках детского сада, мы пытаемся увлечь ребенка, раскрыть его творческий потенциал.

Не все дети любят рисовать карандашами или обычными красками, поэтому и стоит предложить им разные нестандартные способы. Куда интересней творить, вроде бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как: зубочистки, зубные щетки, ватные палочки, губочки и т.д. Уж поверьте, ваш ребенок не откажется порисовать пальцами или даже целой рукой, а может даже и не на бумаге, а, например, на ткани, ведь это так ново, так нестандартно и нетрадиционно.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В.А. Сухомлинский. Применение нетрадиционных техник рисования содействует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.

Как известно, дети очень часто просто срисовывают, предлагаемый им объект. Нетрадиционные техники изображения помогут избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности, повышается самооценка ребенка.Самое главное, что рисование нетрадиционными методами не утомляет детишек, а наоборот побуждает их творить дальше.

Именно нетрадиционный подход позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Пожалуй, самым важным в этой статье является небольшой перечень самих методов нетрадиционного рисования, которые мы используем в детском саду. Ведь чтобы вызвать у ребенка познавательный интерес, нужно сделать занятия для него интересными и сказочными. И вот здесь к нам на помощь приходит нетрадиционное рисование.

Нетрадиционные техники рисования обучают ребенка использовать весь мир для своих творческих экспериментов. Так ребенок будет творить, и вместе с тем учиться взаимодействовать с окружающим миром во всем его многообразии.

Теперь настало время рассмотреть поподробнее некоторые способы нетрадиционного рисования:

Пальчиковая живопись. Думаю, из названия вы уже поняли, что этот метод отличается использованием в процессе рисования только ладошек и пальчиков, без кисточек и карандашей. Вся работа осуществляется специальными красками (такими, которые не навредят здоровью малыша) и, соответственно, самими ладошками и пальчиками. Также вам понадобятся мисочки для краски и воды, где после рисования ребенок сможет обмыть руки, а также салфетки. Этот метод хорош тем, что ребенок сможет опробовать творчество без специальных инструментов, как говорится «изнутри». Полет фантазии обеспечен.

Кляксография. Очень специфический метод рисования. Хотя его можно объяснить логически. С самого рождения лет до 3–4 ребенок не может переносить картинку, которую он видит на бумагу, но уже в своей голове он может воображать. Этот метод как раз направлен на развитие воображение детей. Смысл заключается в рисовании обычных клякс, а как вы знаете, наш мозг при виде неопределенного изображения пытается подыскать точный образ или точный предмет, который будет иметь хотя бы каплю схожести с этой кляксой. Мозг додумывает образ.

Рисунок 1

Рисование отпечатками листьев. Очень интересный способ рисования. Его можно отнести к техникtштамповки, однако такой способ требует большей аккуратности и координации движений. Вам понадобятся листья различных форм, бумага, ну и, конечно же, гуашь. Первым делом, соответственно, следует покрасить листок бумаги цветом, который больше нравится ребенку. Затем берем листок и аккуратно кладем на окрашенный лист бумаги, этот листочек стоит прижать, для того чтобы цвет более четко отпечатался. Затем стоит повторить данный процесс несколько раз и отпечатать на чистом листе бумаги. Но стоит помнить о том, что ребенок не сможет все это выполнить в одиночку, здесь обязательна помощь воспитателя.

Рисунок 2

Рисунок 3

Монотипия. Такая техника применяется для изображения зеркального отражения чего-либо на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Складывается пополам лист бумаги, на одной половинке рисуются будущий пейзаж и раскрашивается красками, а потом лист складываем лист пополам и проглаживаем ладонью. После, разворачиваем лист и исходный пейзаж оживляем красками, а отпечатанный объект имеет более расплывчатые контур, он похож на отражение на водной глади.

Рисунок 4

Мрамирование бумаги. Берем любую неглубокую емкость, чтобы туда уместился нужный нам лист бумаги (можно тарелку). Наносим ровным слоем пену для бритья на дно емкости.Смешиваем разные краски с водой и с помощью кисти или пипетки капаем на поверхность пены в разнообразном порядке. Затем кисточкой или палочкой красиво размазывается краска по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Берем лист бумаги и прикладываем его к поверхности получившейся узорчатой пены.Кладем лист на стол и просушиваем. После чего остается соскрести всю пену с листа картоном или чем-то похожим на картон.

Рисунок 5

Рисунок 6

Граттаж – техника царапанья. Лист бумаги нужно раскрасить акварельными красками разных цветов, дать высохнуть краске и натереть поверхность восковой свечой. В итоге получается разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина. Далее берем черную тушь или гуашь и добавляем в нее немного шампуня, перемешиваем и покрываем наш разноцветный лист, получившейся черной краской. Хорошо просушиваем и рисуем зубочисткой или вязальной спицей (под присмотром воспитателя) рисунок.

Рисунок 7

Ниткография – рисование нитками. Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец.

Рисунок 8

Рисунок 9

Раздувание краски. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно – от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилием дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Рисунок 10

Рисунок 11

Проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель – ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Рисунок 12

Мною описаны, разумеется, не все способы и методики рисования, но я уверена, что основная суть понята. Нетрадиционные техники рисования способствуют:

• освобождению от детских страхов;

• развитию уверенности в своих силах;

• развитию пространственного мышления;

• развитию мелкой моторики рук;

• развитию творческих способностей;

• развитию воображения;

• развитию внимания и усидчивости.

Такие методы можно придумывать и воспроизводить до бесконечности. Они все позитивно влияют на развитие ребенка. Порой очень трудно заинтересовать ребенка (точнее – удивить его чем-то), поэтому постоянно надо придумывать что-то необычное. А для того, чтобы ребенок начал заниматься творчеством, все время нужно придумывать что-нибудь новое, нестандартное. Пуговички, веревочки, листья деревьев и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Ведь потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками.

Ребенок должен развиваться, учиться чему-то новому, и мы должны помочь ему в этом. Заниматься с ним, обучать его, и когда потребуется, указать путь к дальнейшему развитию.

Список литературы:

1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2005.
2. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. М., 2006.
3. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. М., 2009.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. М., 2007.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.