Рубрики
Управление

Креативность продуктивного педагога: возможности развития школы

Сегодня образовательная организация перестала быть единственным местом, где можно приобрести знания. И учитель – не просто наставник, он – ведущий в мире новой информации. Продуктивная школа – это продуктивный учитель плюс продуктивный ученик, причем обе стороны – творческие люди, неравнодушные, идущие за идеей или вступающие с ней в конфликт. А это больше, чем наука, – это метод человеческого познания. Ведь творчески мыслящий человек движется вперед не потому, что знает куда, а ради того, чтобы открыть свой путь.

0
Стрельцов Владимир Николаевич,
кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель РФ,
директор
ГБОУ г. Москвы «Центр образования № 1858»,
1858@edu.mos.ru

Сегодня образовательная организация перестала быть единственным местом, где можно приобрести знания. И учитель – не просто наставник, он – ведущий в мире новой информации. Продуктивная школа – это продуктивный учитель плюс продуктивный ученик, причем обе стороны – творческие люди, неравнодушные, идущие за идеей или вступающие с ней в конфликт. А это больше, чем наука, – это метод человеческого познания. Ведь творчески мыслящий человек движется вперед не потому, что знает куда, а ради того, чтобы открыть свой путь. И главная особенность подобного обучения – создание учениками и учителем личностной образовательной продукции: интеллектуальных открытий, изобретений и конструкций, задач, гипотез, правил, исследований и проектов. Век «умных» компьютеров и созидающих людей еще раз доказывает, что творчество всегда было и будет прерогативой человека… В результате такого продуктивного обучения накопленный социальный опыт осваивается личностью как объективно новый продукт.

И начинать мы решили с себя, со своего образовательного комплекса, проповедуя «интеллектуальную свободу как нравственную категорию» и «духовный локомотив» по Любимову. Учитель начальной школы должен понять, чему учить после детского сада, а воспитатель должен быть в постоянном развитии, чтобы давать детям возможность коммуницировать. Дети должны быть компетентными в повседневной жизни, чтобы быть активными гражданами в будущем. Кроме того, это одна из важных составляющих, которая потом переходит в образовательный процесс. Компетентный ученик – это, прежде всего, компетентный учитель и воспитатель, поэтому педагоги и воспитатели нашего комплекса приняли решение о 100 % участии в независимой диагностике, в котором мы видим «барометр» для всех участников образовательного процесса.

Конечно, инновационная (развивающаяся) школа не создается вдруг, с наскока, за вечер, неделю или даже год. Зачастую новые идеи для развития школы существуют объективно: их диктует сама жизнь. Собственный банк идей нужно создавать каждому уважающему себя руководителю хотя бы и потому, что хорошая школа в той или иной мере развивается всегда, и любая идея, даже та, которая не может быть реализована или неактуальна сегодня, может стать ведущей идеей развития завтра. Главное, инновационный процесс должен иметь безупречную правовую основу: игры без правил не бывает.

Новые векторы развития содержания образования, безусловно, связаны с формированием у обучающейся молодежи новой философии будущей профессиональной деятельности, пониманием того, что учиться нужно в течение всей жизни. «Вовлечение молодежи в социальную практику» – так называется подпрограмма госпрограммы «Развитие образования на 2013–2018 годы» в части повышения результатов социализации обучающихся. Старшеклассники Центра образования № 1858 используют возможность НПО как первую ступеньку профессиональной лестницы. Программа профессиональной подготовки по профессии «Помощник воспитателя детского сада»предполагает развитие практико-ориентированного начального профессионального образования в стенах школы, позволяющего сформировать готовность обучающихся к педагогической деятельности и обеспечивающего их социализацию, используя весь арсенал психологических, педагогических, игровых и технологических средств нашего образовательного комплекса ГБОУ ЦО № 1858.

Таким образом, выпускник, получивший профессию «Помощник воспитателя детского сада» (код профессии – 16844) в стенах школы, рассматривается как продукт образовательной деятельности, а получение им профессиив школе – как способ освоения образовательных программ, соответствующих московскому стандарту качества. Мы пытаемся решить проблему творческого развития и непрерывного образования, а в рамках начального профессионального образования видим огромные возможности саморазвития исамоопределения выпускников.Перед нами стоит цель дать не только пропедевтические знания старшеклассникам о педагогической специальности как особой социально значимой сферы деятельности человека, но и сломать стереотипы общественного мышления о том, что в детские сады идут работать нетворческие люди, которые не могут себя реализовать в другой отрасли.

Преемственность – главное требование образовательного комплекса как в воспитании, так и в обучении: группы подготовки к школе ведут учителя начальных классов, во всех культурологических проектах Центра принимают участие воспитанники дошкольного отделения, а в «институт групповых пап» могут попасть и наши юноши-выпускники, которые познакомились с методиками развития личности ребенка.

Если ФГОС начальной школы требует развития метапредметных умений, то в детском саду нужны предпосылки МПУ. Возьмем модель экологического воспитания, которая начинает выстраиваться с учетом стандарта дошкольного образования, и находит свое логическое завершение в образе выпускника основной и средней школы. Участие в проектной деятельности воспитанников, начиная с детского сада, –это реальность современного образования. Пятилетние участники Городского экологического фестиваля «Бережем планету вместе» в номинации «Ресурсосбережение» знают, как беречь воду и другие природные богатства, они – настоящие «волонтеры чистоты». Поэтому все здания и территории структурных подразделений идеальны! А традиция «Аллея выпускников» есть у выпускников каждого уровня образования! И пусть эти подрастающие ели тоже олицетворяют преемственность в воспитании «ученика будущего»: человека, живущего в гармонии с природой и обществом, участвующего в практических делах по защите окружающей среды, живущего по принципу «созидая, не разрушай».

Каждый воспитанник Центра образования № 1858 дорожит традициями и атмосферой «Дома, в котором уютно всем». Все структурные подразделения – это «состояние души» как взрослых, так и детей. Здесь мы все вместе мыслим, изобретаем, а значит, находимся в творческом состоянии. И у каждого есть свой путь к творчеству. Я всегда желаю педагогам сначала обращать внимание на себя, развивать себя, познавать, открывать нововведения. Современный мир – очень мобильный, нужно учиться быстро соображать! Мы должны слышать детей и идти к ним навстречу, тогда они быстро «схватывают» материал.

Идея вынести Программу внеурочной деятельности «Кукольный театр на английском языке» в детский сад вызвана необходимостью формирования речевой компетентности при обучении английскому языку на уровне дошкольного образования. А знаете ли Вы, что вместе с куклами в Дом приходит и радость! Театральная деятельность, с одной стороны, предоставляет возможность речевой практики, а с другой стороны, развивает воображение у воспитанников детского сада и учит их применять языковые навыки в реальных жизненных ситуациях или максимально приближенных к ним. Несомненно, у каждого ребенка есть способности и таланты. И все они, такие разные, любят кукольный театр. Куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему малыши так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол не только на русском, но и на английском языке. А мы, педагоги, должны помнить, что каждый наш шаг имеет определенный результат, поскольку является продуктивно ориентированной деятельностью в реальных жизненных ситуациях. Главная особенность подобного обучения – это создание учениками и учителем личностной образовательной продукции: кукольный спектакль на английском языке, постановочная часть, импровизации.

Мудрая мысль о том, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, это факел, который нужно зажечь» стала ключевой. А это в педагогике бесценно.

Список литературы:

1. Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика». М.: Специализированное педагогическое издательство. № 9. 2015.
2. Любимов Л.Л. Войти в эпоху просвещения. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.
3. Мильруд Р.П. Развивающий курс «Английский до школы». М.: Просвещение, 2016.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.