Рубрики
Дополнительное образование

«Фронтовые кумиры»: сценарий творческого музыкального проекта

Творческий проект «Фронтовые кумиры» предназначен для популяризации артистов, жизнь которых была примером гражданского мужества в годы Великой Отечественной войны: артистов, которые своим творчеством поднимали боевой дух бойцов; актеров, которые в мирное время были любимы народом за неповторимое обаяние и талант, никого не оставлявший равнодушным.

0
Беленко Валерия Викторовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1404 “Гамма”»,
masterskaya_vv@mail.ru

Творческий проект «Фронтовые кумиры» предназначен для популяризации артистов, жизнь которых была примером гражданского мужества в годы Великой Отечественной войны: артистов, которые своим творчеством поднимали боевой дух бойцов; актеров, которые в мирное время были любимы народом за неповторимое обаяние и талант, никого не оставлявший равнодушным.

Цель проекта – воспитание патриотических чувств на примерах необыкновенных судеб любимых артистов военного поколения.

Проект был реализован на экспериментальной площадке театра при гимназии «Гамма». Для его реализации необходимы технические условия: сцена, наличие большого экрана на заднем плане сцены, микрофоны, звуковые колонки, большое пространство для движения участвующих в проекте учащихся и педагогов.

Уникальность проекта в том, что люди разного возраста – средняя школа, старшеклассники, педагоги и выпускники разных лет – образуют творческую группу, опыт которой полезен каждому участнику. Созданная мною в 2005 году авторская программа по дополнительному образованию «Превратим детство в праздник», суть которой – гармоничное развитие личности подростка посредством коллективного творческого дела (КТД), позволяет чувствовать себя комфортно в условиях сцены, так как количество участников велико и волнение, соответственно, делится между всеми, что очень помогает от него постепенно избавляться.

Такие эксперименты с составом участников – от мала до велика – всегда приносили мне желаемый результат, где младшие имели перед глазами пример старших и стараясь учиться у них, а взрослые чувствовали ответственность от присутствия рядом ребят моложе и стараясь быть для них образцом высокоморальных и творческих качеств.

Для нашей гимназии подобные проекты стали давней традицией, предметом педагогической гордости и всегда собирают большое количество зрителей.

Отчеты о проведении подобных мероприятий всегда можно найти на сайте гимназии.

Творческая  разработка не содержит терминологии, требующей пояснений.

На экране над сценой в зрительном зале – заставка «Артисты фронтового театра выступают на передовой перед бойцами».

В проекте принимают участие учащиеся и учителя. Они же являются ведущими проекта.

Организатор: Весенние майские дни всегда ассоциируются у нас с цветением земли и радостью пробуждения жизни.

А еще с победными салютами.

А еще с концертами и любимыми фильмами. В эти дни для нас всегда на экранах, на сценах и открытых городских площадках – желанные артисты.

Их творчество кажется нам легкой и приятной работой. Так ли это? Всегда ли актер, певец, танцор – баловень судьбы?

Сегодня мы познакомим вас с биографиями и творчеством тех артистов, имена которых знала вся страна. Эти люди были кумирами всей страны.

До наступления войны, во время войны и многие годы после нее.

Эти артисты боролись с врагом силой своего творчества не хуже, чем солдаты со смертоносным оружием в руках.

А сколько радости, счастья, удовольствия, эмоций дарили они бойцам на фронтах, равно как и солдаты, рискуя своими жизнями.

И сколькие из них хранят, как дорогие реликвии, ордена и медали за участие в Великой Отечественной войне…

На экране заставка – Марк Бернес в фильме «Два бойца».

Первый: В 1935 году режиссер Евгений Червяков готовился к съемкам фильма «Заключенные», на крохотный эпизод которого был приглашен актер массовки Марк Бернес: без образования, приезжий с Украины и от отсутствия жилья в Москве, ночующий в театральной гримерке. Фильм прошел не замеченным зрителями.

Второй: Зато через год Марк Бернес, начинающий актер, знакомится с драматургом Николаем Погодиным, и тот рекомендует Марка режиссеру Сергею Юткевичу, который в 1936 году приступил к съемкам фильма «Шахтеры». В этом фильме Бернес сыграл шпиона Красовского.

Третий: Через год С. Юткевич опять пригласил Бернеса в новый фильм «Человек с ружьем», где Марк Бернес сыграл молодого красноармейца.

Четвертый: И в этом фильме Бернес уже начинает становиться тем Бернесом, которого все знают и любят.

Пятый: Копаясь в актерском реквизите, Бернес наткнулся на старую гармошку. Второй режиссер фильма сочинил для фильма простенькую песенку «Тучи над городом встали», ее-то герой Бернеса и спел с экрана под гармошку.

Шестой: Никто во время съемок и не предполагал, что песню в исполнении Бернеса потом станет распевать вся страна. Так, 26-летний Марк Бернес сразу же после выхода фильма на экраны проснулся знаменитым.

Седьмой: Шаланды, полные кефали… – известная советская песня. Написана композитором Никитой Богословским для кинофильма «Два бойца», где её и исполнил Марк Бернес, игравший бойца-одессита Аркадия Дзюбина.

Учитель: После выхода фильма на экран песня приобрела огромную популярность. Но слушать ее и исполнять не рекомендовалось, она считалась блатной. А она, всего лишь, была пропитана истинно одесским колоритом, который ни с чем несравнимо нес зрителям персонаж фильма в исполнении одаренного от природы Марка Наумовича Бернеса…

«Песня про Костю-моряка»

На экране – фрагмент видеозаписи песни в исполнении Марка Бернеса «Я люблю тебя, жизнь».

Первый: «Ради жизни на земле» – под таким лозунгом бойцы доблестной красной армии бились за свободу Отечества. Под этим же лозунгом работали на фронтах и в тылу актеры, музыканты, сценаристы.

На экране заставка – фотография К.И. Шульженко.

Второй: Когда речь идет о народной артистке СССР Клавдии Шульженко, самые взыскательные критики не могут удержаться от восторженных оценок, нескрываемого восхищения ее мастерством, от преклонения перед вечной молодостью ее таланта.

Третий: Так было всегда. Композитор Исаак Дунаевский – свидетель первых ее шагов на эстраде, долгие годы внимательно следивший за выступлениями Клавдии Шульженко, в одном из интервью назвал певицу «выдающимся эстрадным мастером с ярко выраженным исполнительским дарованием. Сила таких талантов, как Шульженко, – в особом, только им присущем обаянии, в блеске индивидуальности».

Четвертый: Известно, что в годы войны производство пластинок было временно прекращено. Когда в начале 1943 года на Апрелевском заводе вновь был налажен выпуск граммофонных дисков, в числе первых записей оказались песни, исполненные Клавдией Шульженко. Рассказывавшие о верности солдата тем, кто остался дома, о фронтовых буднях, о часе желанной встречи с любимыми; песни эти были необходимы фронту.

Пятый: «Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою», – писали участники сражений.

На экране – фрагмент видеозаписи песни в исполнении К. Шульженко «Вальс о вальсе».

Одновременно с видео участники проекта танцуют вальс в зале перед сценой с членами Совета ветеранов и фронтовиками.

Шестой: Великая Отечественная война вызвала к жизни новые песни, которые нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие новые песни – походные, строевые, лирические – сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни-лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.

Седьмой: Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью.

Восьмой: Когда Клавдия Ивановна, много раз выходившая на передовой с песней «Синий платочек», пела ее уже после войны спустя и два, и три десятка лет в до отказа наполненном Колонном зале, солдаты с иконостасом боевых орденов на груди, не могли сдержать слез.

Учитель: Особенно потрясал слушателей и зрителей жест певицы, когда она, зажав синюю косынку, складывала перед собой руки, демонстрируя, как пулеметчик строчит из пулемета за «синий платочек, что был на плечах дорогих…».

На экране фрагмент видеозаписи песни «Синий платочек» в исполнении К. Шульженко.

Песня в исполнении учащихся «Синий платочек».

На экране – фото Любови Орловой на спортивном параде со знаменем в руках (финал фильма «Цирк»).

Первый: Невероятно кипучим фонтаном радости и бодрого заряда для довоенных, военных и послевоенных зрителей была и остается актриса-легенда Любовь Петровна Орлова.

Второй: Сыгравшая главные роли в фильмах, которые так любили бабушки и дедушки («Веселые ребята», «Цирк», «Весна», «Волга-Волга», « Светлый путь»), она десятки лет была душой целого поколения. Все песни в фильмах, хореографические и цирковые номера, акробатические трюки актриса делала без дублеров. Такое разнообразие блестящих творческих навыков невозможно было повторить.

На экране – фрагмент фильма «Веселые ребята», где Утесов и Орлова исполняют шуточную «Песню про утюг».

Третий: Становление и стремительный подъем советского кинематографав 1930-х годах немыслим без участия Любови Орловой. Во многом благодаря высокому артистическому мастерству, чрезвычайно выигрышной внешности Орловой, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годысерьезно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам.

Четвертый: Типаж Орловой – человек нового времени, энергичный, оптимистический, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.

На экране – фото Любови Орловой на фронте в окружении солдат.

Пятый: Во время Великой Отечественной войны Орлова выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском.

В исполнении участников проекта звучит песня из репертуара Л. Орловой «Здравствуй, страна героев!».

Первый: Неизменным партнером по фильмам Любови Орловой был любимец зрителей – Леонид Осипович Утесов.

На экране – фото Леонида Утесова в роли Кости Потехина в фильме «Веселые ребята».

Второй: Такой же яркий талант, спортсмен, гимнаст, акробат, исполнитель джазовых композиций, он был многолик и мог один исполнить множество ролей, в том числе, женских.

Третий: 8 марта 1929 года в Ленинграде дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов.

Четвертый: Музыканты разыгрывали разнообразные сценки между собой и дирижером. В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил новую программу – «Песни моей Родины». Программа шла несколько лет, вплоть до 1941 года.

Пятый: В 1939 году вышла его первая книга – «Записки актера». В этом же году он играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.

На экране видеозапись джаза Утесова «Пароход»

Шестой: В годы войны Леонид Утесов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбежки.

Седьмой: 5-му гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолета Ла-5Ф от оркестра Леонида Утесова. Самолеты носили название «Весёлые ребята».

Учитель: 9 мая 1945 года, при огромном стечении народа Утесов выступал с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.

Песня Леонида Утесова в исполнении участников проекта «На Берлин!»

Первый: Певица Лидия Русланова обладала голосом редкого звучания и огромного диапазона: низкое контральто с глубоким, красивым грудным звучанием, неожиданно переходившим в среднее и даже высокое чарующее меццо-сопрано. Обладая даром музыкальной импровизации, певица превращала каждую песню в настоящий маленький спектакль.

На экране – фотография певицы, выступающей перед бойцами на борту грузовика.

Второй: Вершиной творческого и человеческого подвига Лидии Андреевны Руслановой стали годы войны, сначала советско-финской, а затем Великой Отечественной. Во время советско-финской войны Лидия Андреевна Русланова в составе концертной бригады выехала на фронт. Это было зимой 1940 года.

Третий: В Заполярье стояли жесточайшие тридцатиградусные морозы. Работать приходилось в тяжелейших условиях, «путешествовать» приходилось, как попало: то на дрезине, то на автобусе, то на самолете, то на санях, а иногда идти и на лыжах.

Четвертый: Не только выступать, но и отдыхать приходилось в ватниках: фанерные домики не прогревались походными печурками. Неудивительно, что многие артисты понемногу приходили в уныние, начинали нервничать.

Пятый: Многие, но не Русланова. Постоянно принимая стрептоцид, чтобы от простуды не потерять голос, Лидия Андреевна не пропустила ни одного концерта. А за месяц концертная бригада дала более ста концертов!

Шестой: Однажды, узнав о маршруте фронтовой бригады с Руслановой, ее вместе с другими артистами «похитили» воздушные асы, доставив сразу после боевого вылета на нескольких бомбардировщиках в свое подразделение.

Седьмой: Здесь благодарные поклонники Руслановой не только отогрели артистов в железнодорожных вагонах, но и устроили для нее и всей концертной бригады настоящую русскую баню.

Восьмой: Слава «гвардии певицы» Руслановой прошла вместе с ней по всем фронтам Великой Отечественной войны и долетела до Бранденбургских ворот.

Первый: Уже в первые недели 1941 года Лидия Андреевна удивила всех знакомых, вернувшись на несколько дней в Москву, как и некоторые мужчины-артисты, в военной форме. Она участвовала в самой первой фронтовой бригаде, пела перед бойцами и командирами на передовой с начала до конца войны.

Второй: Многочисленные репортажи, фотографии и кадры военной кинохроники сохранили для нас облик Руслановой и фрагменты ее концертов в трудной и опаснойбоевой обстановке.

Третий: Под артиллерийским обстрелом Лидия Андреевна стоит на лесной поляне или кузове грузовика в ярком национальном костюме. Вокруг сотни солдат с оживленными восхищенными лицами. И неудивительно. Любимая народная певица поет им о России, о Волге, о чудесной русской земле, напоминая, кому – родную мать, кому – родную сестру, кому – жену, что ждут – не дождутся своих защитников.

Четвертый: Красивый, сильный, глубокий голос Руслановой, как и прежде, завораживал и зажигал слушателей, но звучал, пожалуй, чуть мягче, чуть сердечнее.

В глазах, светящихся неподдельной добротой, улавливались тревога и печаль. Ведь часто сразу после концерта солдаты шли в атаку.

Пятый: На одном таком концерте между боями, в полусожженном лесу, подошел к певице молодой боец и сказал: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней своей ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло. Спой еще».

Шестой: И Русланова запела раздольную русскую песню «Вот мчится тройка удалая». Скоро по команде бойцы ушли в бой. Лес содрогался от взрывов и выстрелов.

Фотография Лидии Руслановой на фронтовом концерте.

Седьмой: Однажды командование попросило Лидию Андреевну Русланову петь как можно дольше. Звук с помощью походной радиостанции усилили, так что он стал слышен по другую сторону фронта, и там тоже заслушались пением русской артистки. Концерт увлек врага настолько, что он прекратил обстрел наших позиций.

Восьмой: В это время была проведена передислокация наших войск, необходимая для следующего наступления. За этот концерт Лидия Андреевна Русланова была награждена орденом Красной Звезды.

Первый: В первые дни победного мая Русланова вместе с концертной бригадой дает концерты на руинах Рейхстага.

Второй: Первый концерт в захваченном Берлине продолжался до глубокой ночи. Весть о нем разнеслась мгновенно, и в течение нескольких часов к Рейхстагу прибывали все новые и новые бойцы и командиры. Прославленный маршал подошел к актрисе, снял с груди боевой орден и отдал его певице в знак большого признания.

Учитель: Появление знаменитой русской певицы в национальном костюме у здания поверженного гитлеровского Рейхстага произвело такое сильное впечатление, что и после окончания концерта бойцы долго не расходились. Они протянули ей уголь и попросили расписаться на колонне Рейхстага рядом с именами первых солдат, ворвавшихся в логово фашизма. И Русланова вывела углем свое имя, имя первой русской актрисы, воспевшей Победу в столице разгромленного врага.

День 2 мая 1945 года, когда состоялся этот неповторимый концерт, Лидия Андреевна запомнила навсегда, а снимок, запечатлевший ее поющей на ступенях Рейхстага в окружении воинов-победителей, хранила всю жизнь.

На экране сменяются фотографии актеров и режиссеров советского кино, воевавших на фронтах Великой Отечественной: Леонида Гайдая, Владимира Этуша, Петра Глебова, Юрия Никулина, Анатолия Папанова, Алексея Смирнова, Иннокентия Смоктуновского и Михаила Пуговкина.

Многие народные любимцы прошли через горнила войны, закалены сражениями и несгибаемым мужеством. Их лица, как и их славные кинообразы, знакомы всем присутствующим в зале зрителям.

Актеры – такие же солдаты. Только оружие у них другое: юмор, задор и неповторимое обаяние.

В честь 800-летия Москвы на Красной площади впервые прозвучала песня в исполнении Леонида Утесова «Дорогие мои москвичи».

Это было посвящение всем жителям славного города – тем, кто отстаивал его свободу с оружием в руках, и тем, чьим оружием были музыка, кино и эстрада во время Великой Отечественной и в мирной жизни.

Великим людям Великой страны посвятил свою чудесную песню Леонид Осипович Утесов.

На экране – фрагмент видео, где отец и дочь Утесовы исполняют песню «Дорогие мои москвичи». В какой-то миг кинопленка остановлена.

В финале эта песня звучит в исполнении всех участников проекта.

Для работы над проектом автор использовал данные «Википедии».

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0