Рубрики
Дошкольное образование

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР: «Путешествие в гости к звукам “М” и “Мь”, к букве “М”»

Цели: закрепить у детей навык различения и четкого произношения звуков «М», «Мь» в слогах, словах, во фразах, учить давать характеристику звукам, учить различать артикуляцию на графических профилях.

0
Балашова Елена Евгеньевна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1748 “Вертикаль”»,
b-elena73@mail.ru

Цели:

1. Закрепить у детей навык различения и четкого произношения звуков «М», «Мь» в слогах, словах, во фразах.

2. Учить давать характеристику звукам, учить различать артикуляцию на графических профилях.

3. Тренировать детей в практическом употреблении звуком «М», «Мь» в слогах, словах, фразах, учить разгадывать ребусы.

4. Учить выделять место звуков «М», «Мь» в словах.

5. Познакомить с буквой, обозначающей звуки «М» и «Мь».

6. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

1. Картинки со звуком «М» в начале, в середине, в конце.

2. Картинки со звуком «Мь» в начале, в середине, в конце.

3. Одна картинка без звуков «М», «Мь».

4. Графические артикуляционные профили звуков «М» и «Мь».

5. Изображение буквы «М» в формате А-4.

6. Индивидуальные зеркала для каждого ребенка.

7. Светофоры синего и зеленого цветов для каждого ребенка.

8. Магнитные мольберты (2 шт.).

9. Большие карточки с картинками со звуками «М», «Мь» для определения места звука в слове.

10. Маленькие карточки со схемами для определения места звука в слове.

11. Подставки с карандашами и ластиками.

12. Рабочие тетради детей с начатыми строчками с большой и маленькой буквами «М» и «м».

13.  Картина формата А-4 с изображением мимозы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Дети входят в группу под веселую музыку и встают в полукруг на ковре. В середине на столе лежат картинки со звуками «М» и «Мь».

2. Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с двумя новыми звуками. Один из них чаще встречается в словах, которые я назову: …

(Логопед утрированно произносит в словах звук «м».)

Дети: Это звук «М»!

3. Логопед: Молодцы, теперь следующий звук, который встречается во всех следующих словах.

Логопед называет слова (утрированно произносит звук «мь»).

При необходимости проводится игра с мячом «Преврати твердый звук в мягкий и наоборот».

Логопед: Вот об этих звуках мы сегодня и поговорим. Гриша, о каком звуке мы сегодня будем говорить?

Гриша: О звуке «М».

Логопед: Артем, о каком еще звуке мы сегодня будем говорить?

Артем: О звуке «Мь».

Логопед приглашает детей сесть за столы.

II. Основная часть.

1. Работа с зеркалом.

Логопед: Ребята, придвиньте к себе зеркала. Произнесите звук «М», глядя в зеркало и подумайте, как у вас расположены губы, зубы и язык.

Дети: «Мммммм».

Логопед: Кирилл, как у тебя расположен язык?

Кирилл: Язык находится во рту, посередине.

Логопед: Саша, а как у тебя расположены зубы?

Маша: Они приоткрыты.

Логопед: Глеб, а как у тебя расположены губы?

Вася: Они сжаты.

Логопед: Произнесите звук «М» громко. Тихо. Долго. Кратко. Скажите, изменяется положение губ, зубов и языка, если мы меняет силу голоса? Если мы тянем звук или произносим кратко?

Дети: Нет!

Логопед: Ребята, звук «М» – очень интересный: положите руку на темя, произнесите звук. Чувствуете легкую вибрацию темени?

Дети: Да.

Логопед: Теперь положите указательный и средний пальцы обеих рук на переносицу. Чувствуете легкую вибрацию переносицы?

Дети: Да.

Логопед: Теперь положите ладошку на горлышко. Есть вибрация? Горлышко «работает»?

Дети: Да.

Логопед: И, наконец, переместите ладошку на грудь. Скажите звук низким голосом. Чувствуете легкую вибрацию в груди?

Дети: Да!

Логопед: Вот какой интересный звук! Скажите, при произнесении этого звука есть преграда во рту?

Дети: Есть!

Логопед: Какая?

Дети: Губы сжаты.

Логопед: Если есть преграда, значит звук какой: гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Если горлышко вибрирует, звонкий или глухой?

Дети: Звонкий!

Логопед: Послушайте внимательно: согласный твердый или мягкий?

Дети: Твердый!

Логопед: Обозначаем, каким цветом на схеме?

Дети: Синим.

Логопед подводит итог этому этапу: Верно, звук «м» согласный, твердый, на схеме обозначается синим цветом. Рисует синий кружок под профилем.

Логопед: А теперь, глядя в зеркала, произнесите мягкий звук «Мь»!

Аналогичная работа по артикуляции и характеристике проводится со звуком «Мь».

В итоге логопед обращает внимание детей на различие в артикуляции твёрдого и мягкого звуков и показывает это на профилях (на доске).

Логопед: Дети, звук «М» (твердый) и звук «Мь» (мягкий) обозначаются одной буквой. Вот такой: «М».

Логопед размещает на доске изображение буквы «М» в формате А-4.

2. Игры со звуками.

1. Логопед: Убирайте зеркала, выходите на ковер, проведем речевую зарядку. Я начну говорить, а вы повторяйте за мной, старайтесь не ошибаться:

ма-мя                            ам-амь

мо-мё                            ом-омь

му-мю                           ум-умь

мы-ми                           им-имь

3. А теперь постарайтесь запомнить слова со звуком «М»:

– ма-ма-ма – стоят на улице дома;

– мы-мы-мы – в речке плавают сомы;

– мо-мо-мо – молоко кипит само;

– му-му-му – много сладостей кому;

– ам-ам-ам – я игрушку тебе дам;

– ом-ом-ом – скоро мы гулять пойдем.

4. Логопед: Подойдите, пожалуйста, вот к этому столу. Встаньте так, чтобы возле каждого был зеленый и синий светофоры. Когда вы услышите слово с твердым звуком «М», то поднимите, какой светофор?

Дети: Мы поднимем синий светофор.

Логопед: А когда – с мягким звуком?

Дети: Зеленый.

Логопед: Я буду читать вам стихотворение. Слушайте, какой из сегодняшних звуков есть в последнем слове, и поднимайте нужный светофор!

На полу скребется мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка.

Наш сыночек очень мил,

Он водичкой руки мыл.

5. Логопед: Молодцы. А теперь вспомните слова со звуком «М» из речевой зарядки.

Дети перечисляют слова: «дома», «сомы», «много», «кому», «мы», «дам».

6. Логопед: Посмотрите внимательно: на мольберт, который расположен справа, будут собирать картинки девочки вот с этого стола. Здесь должны быть слова, с каким звуком?

Настя: Со звуком «Мь».

Логопед: Как ты догадалась?

Настя: Потому, что здесь зеленый кружок.

Логопед: А на мольберт слева будут собирать слова мальчики, с каким звуком?

Гриша: Со звуком «М».

Логопед: Как он догадался, Артем?

Артем: Потому, что здесь синий круг.

Логопед: Начинайте играть!

После выполнения задания логопед вместе с детьми оценивает его правильность. Обращается внимание на одну картинку, которая не подходит ни к одному мольберту: в названии предмета нет звуков «М» и «Мь».

7. Логопед: Теперь поиграем в игру. Я буду называть слова, но без первого звука. Вы должны добавить в начало наши сегодняшние звуки («М», «Мь») и сказать все слово целиком.

Слушайте:…агазин,   …атрешка,

…илиционер,

…арт,   …есяц,

…ельница,…олоток,  …олния,                      СЕМАНТИЗАЦИЯ!!!

…узыка,  …ишень,

…юсли.

8.Логопед: Ребята, садитесь на стульчики напротив нашего ноутбука. Я приготовила вам загадки. Такие загадки – с буквами, рисунками или схемами – называются ребусы. Давайте попробуем их разгадать.

Ребус 1

Ребус 2

Ребус 3

Ребус 4

Ребус 5

Ребус 6

9. Логопед: Молодцы. Вы добавляли звуки «М», «Мь» в начало и в конец, а где еще могут быть расположены звуки в словах?

Дети: В середине.

Логопед: Проходите, пожалуйста, за столы.

На столах большие карточки с картинками для определения места звука в слове, маленькие карточки со схемами места звука в слове, рабочие тетради детей, карандаши: простой, красный, синий, зелёный, ластик.

Логопед: На счет «ОДИН» положите перед собой большие карточки.

Логопед считает вразнобой, шепотом: «1 миллион», «одиннадцать», «одна тысяча», «двадцать один», «один» и т.д.

На счет «ДВА» переверните их.

Логопед считает, модулируя голос: «двадцать два», «двенадцать» и т.д…

Логопед: Теперь вы должны определить место звуков «М» и «Мь» в словах и обозначить место звука маленькими карточками.

Карточка 1 «Определение места звука в слове»

Карточка 2 «Определение места звука в слове»

Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения.

Логопед: Молодцы.

10. Логопед. Поднимите вверх правую руку и попробуйте указательным пальчиком в воздухе прописать букву «М». Сколько в ней элементов?

Дети: 4.

Логопед: Пропишите в тетради 2 большие буквы и 3 маленькие буквы. Саша, сколько больших букв ты напишешь?

Саша: 2.

Логопед: А ты, Глеб, сколько маленьких напишешь?

Глеб: 3.

Дети выполняют задание.

11. Логопед: Теперь отгадайте загадку:

Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка …

Дети: Мимоза.

Логопед размещает на доске изображение мимозы.

Логопед: Дети, я предлагаю вам выполнить звукобуквенный анализ слова «мимоза». У доски начнет работать Максим.

По ходу работы дети меняются. В конце работы логопед вместе с детьми делает вывод о количестве букв и звуков в слове, о характеристике звуков.

III. Итог.

Логопед: Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуками «М» и «Мь».

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Вы должны вспомнить любое слово со звуком «М» или «Мь» и сказать, где этот звук находится.

Вася: Я вспомнил слово мандарин. В нем звук «М» – согласный, твердый, находится в начале слова.

Выслушав подобные ответы детей, логопед заканчивает занятие.

Краткий самоанализ занятия

Данное фронтальное логопедическое занятие было посвящено разделу «Подготовка к обучению грамоте».  Занятие было проведено для детей подготовительных групп с ТНР, ЗПР.

Целями занятия являлись следующие пункты:

– закрепить у детей навык различения и чёткого произношения звуков «м», «мь» в слогах, словах, во фразах;

– учить давать характеристику звукам;

– учить выделять место этих звуков в словах;

– познакомить с буквой «М»;

– учить производить звукобуквенный анализ слова;

– развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Структурно занятие состоит из 12 этапов: они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также подчинены теме занятия. Задания к каждому этапу логопед давала четко, кратко. Инструкции давались всем детям, а выполнял тот, кого называла логопед. Началом занятия послужил организационный момент, целью которого было собрать, организовать детей, подвести их к теме и цели занятия.

Далее задания давались в соответствии с принципом системности, последовательно, от простого к сложному.

На этапе речевой зарядки логопед от каждого ребенка требовала четкого произношения изучаемого звука.

Логопед модулировала голос, утрированно выделяя нужный звук на начальных этапах занятия.

Занятие длилось 30 минут, оно было динамичным, использовались разные виды деятельности детей. Дети двигались много, целенаправленно. организованно. Постоянно на занятии была смена видов деятельности.

Логопед учила слушать, слышать и запоминать инструкции, тем самым развивая психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

То, что не у всех детей задание получалось выполнить с первого раза, говорит о том, что данное задание дано вовремя. В занятии использовались разнообразные игры и приемы, участниками которых становились дети.

Лексический и наглядный материал был подобран с учетом темы и цели занятия. Логопед использовала на занятии информационный ресурс – слайдовую презентацию ребусов, созданную специально к этому занятию.

В конце занятия был подведен логический итог.

Речь логопеда – четкая, внятная, немногословная. Логопед делала интонационные паузы. Она была внимательна, доброжелательна, корректна, видела каждого ребенка и уделяла равное количество внимания всем детям.

Занятие целей достигло.

Презентация к занятию – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке: https://drive.google.com/open?id=0B-zf1uS3l08gSzJfS0E3Y21uaUE.

Список литературы:

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985.
3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5–6 лет. Сценарии занятий. М.: ТЦ СФЕРА, 2004.
Техническая помощь в составлении слайдовой презентации – учитель-логопед ГБОУ «Гимназия № 1748 “Вертикаль”» Егорова Н.Е.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.