Рубрики
Химия

Исследование как средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей обучающихся

Одной из важнейших задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. В преподавании любых естественных наук (и в частности химии) основная цель состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать, увлечь учащихся процессом познания. Необходимо научить ребят самостоятельно ставить вопросы и пытаться находить на них ответы, обобщать полученные знания, формулировать выводы.

0
Танасогло Алёна Михайловна,
учитель химии
ГБОУ г. Москвы «Лицей № 1568 имени Пабло Неруды»,
tanchic100@mail.ru

Одной из важнейших задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. В преподавании любых естественных наук (и в частности химии) основная цель состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать, увлечь учащихся процессом познания. Необходимо научить ребят самостоятельно ставить вопросы и пытаться находить на них ответы, обобщать полученные знания, формулировать выводы.

Ежедневно каждый учитель решает для себя один и тот же вопрос: «Что необходимо предпринять, чтобы учащиеся захотели учиться?». Считаю, что в современных условиях стимулирование обучения является ключевой проблемой образования. Создание условий для успешного обучения учащихся – это важнейшая задача учителей. Интеллектуальные особенности ученика школы таковы, что уже подготовленные учителем знания редко подвергаются с его стороны глубокому и всестороннему осмыслению, зачастую они рассматриваются им поверхностно, формируются в его голове «на скорую руку», и, как следствие, непрочны. Мощным инструментом познания является интерес. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету, и учитель должен сделать все для того, чтобы предстоящую деятельность сделать привлекательной для учащихся. Ребенок включается в учебную деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить начатая деятельность. Как раз с этой целью и используют стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула – вовсе не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ребенка учиться. Его задача – вызвать и усилить собственные полезные мотивы деятельности.

В своей работе я, как учитель химии, использую такие стимулы, как новизна учебного материала и характера познавательной деятельности через исследование.

Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают учащихся лучше присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем. В своей работе я стараюсь опираться на потребность детей все знать, их природную любознательность. Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т.д. Важно только в процессе его обучения развить эти способности, а это является одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

С целью активизации познавательной активности учащихся на своих уроках я использую следующие методические приемы:

1. Домашние практические эксперименты. Так, например, в 8 классе я прошу дома вырастить кристаллы поваренной соли или медного купороса (тема: «Чистые вещества и смеси»). Ребята, только начавшие изучать химию, с удовольствием выполняют эту работу, зачастую всей семьей, принося подробный отчет в виде фотографий и собственно выращенных кристаллов.

В 9 классе можно предложить учащимся вырастить «водоросли», когда в раствор силиката натрия (силикатный канцелярский клей) помещают несколько кристалликов медного купороса (тема: «Карбонаты и силикаты»). Также в рамках темы «Органические вещества» предлагаю учащимся выполнить простые и необременительные в проведении опыты, например: взаимодействие полиэтилена с раствором перманганата калия (марганцовки) или взаимодействие перманганата калия с парафиновой свечой; растворение крахмала в холодной и горячей воде; нагревание белка куриного яйца; внесение в пламя шерстяной нити или птичьего пера и т.д. Отмечу, что домашние эксперименты (особенно в 9 классе) формируют устойчивый интерес к предмету и являются тем самым «мостом», связующим неорганическую и органическую химию.

В 10 классе ребятам предлагается самостоятельно получить крахмал из картофеля.

В 11 классе к теме «Коллоидные растворы» учащиеся могут самостоятельно приготовить простейший коллоидный раствор альбумина (белка куриного яйца) и изучить его свойства.

2. Выполнение индивидуальных заданий познавательного характера.

3. Работу с разнообразными источниками информации. В ходе этой работы учащимся предлагается подготовить компьютерные презентации на различные темы: «Использование радиоактивных изотопов в медицине», «Жизнь и деятельность различных ученых – основателей науки», «Силикатная промышленность как один из древних промыслов», «Периодический закон и периодическая система как основа познания научно-естественной карты мира» и т.д.

4. Решение занимательных задач.

Но, конечно, наиболее результативные уроки – те, которые проводятся в нетрадиционной форме:

– урок-игра: «Жизнь и творчество Д.И. Менделеева»;

– урок-экспедиция: «Химическая кухня»;

– урок-путешествие: «Химия в жизни человека»;

– урок-диспут: «Экологическая безопасность использования бытовых химических веществ»;

– урок – пресс-конференция: «Синтетические полимеры в нашей жизни».

Такие нетрадиционные уроки я провожу, как правило, в конце учебного года, когда остается резервное время. Такие уроки дают возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества, и его воображение идет по пути поиска, истинного решения. На уроках сочетаются индивидуальная и групповая работы, что позволяет решить еще одну острую проблему – проблему межличностного общения. Чередование индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

Поскольку химия является наукой экспериментальной, считаю, что формирование экспериментальных умений и навыков очень важно. А формируются они в ходе выполнения всевозможных практических работ, лабораторных и демонстрационных опытов, химических экспериментов. Ребенку гораздо легче изучить науку, действуя как ученому, чем получать знания в «готовом виде» – то есть заучивать. Склонность к исследованиям свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать  – это индикаторы детской одаренности.

При проведении практических работ использую индивидуальные задания по вариантам. Так, например, в 8 классе, при проведении практической работы «Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества» необходимо разделить класс на 3 группы: 1 группа должна приготовить 100 мл раствора с массовой долей растворенного вещества – 5 %; 2 группа должна приготовить 100 мл раствора с массовой долей растворённого вещества – 10 %; 3 группа должна приготовить 100 мл раствора с массовой долей растворённого вещества – 20 %.

При проведении практической работы «Решение экспериментальных задач по теме: “Важнейшие классы неорганических веществ”» класс делится на 2 группы. Первая группа получает задание, например: «В 2 склянках без этикеток находятся растворы – серной кислоты и гидроксида натрия. Опытным путем определить, в какой склянке находится каждое из веществ». Вторая группа получает задание: «Идентифицировать опытным путем оксид меди и оксид кальция».

При изучении темы «Кислоты» класс делится на 3 исследовательские группы, которые рассматривают действие различных индикаторов на кислоты. 1 группа получает задание рассмотреть действие лакмуса на соляную кислоту, 2 группа – действие фенолфталеина на серную кислоту, а 3 группа – действие метилоранжа на лимонную кислоту.

Хочу отметить, что при оценивании практической работы учащимся выдается фишка определенного цвета (красная – «5», зеленая – «4», синяя – «3»): это также является стимулом к активной работе индивидуальной и групповой. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-то «открыть», и это конечно поощряется положительной фишкой или отметкой. Кроме того, практикую еще одно стимулирующее средство: использование к отметке изображения того или иного «смайлика» (положительная отметка – веселый смайлик, отрицательная отметка – грустный), и одобрительный, подбадривающий комментарий к отметке – учащимся это очень нравится.

В своей практике также использую исследовательский подход для старшеклассников не только на уроках, но и в групповых и индивидуальных исследовательских проектах: «Ароматерапия как способ профилактики простудных заболеваний», «Исследование рН-растворов некоторых сортов шампуней и стиральных порошков», «История возникновения шоколада», «Исследование физико-химических свойств натуральных соков разных производителей», «Состав чая. Что содержится в чашке чая», «Аэрозоли и их применение в медицинской практике».

В заключение хочется отметить, что интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследований учащимися, безусловно позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников, а также научить применять знания в различных ситуациях, в том числе в повседневной жизни.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0