Рубрики
Дошкольное образование

Комплект программ для занятий с детьми старшей и подготовительной групп

Главной задачей моей работы я считаю социально-личностное развитие ребенка и оказание ему необходимой коррекционно-развивающей помощи.

0
Сомова Ирина Викторовна,
педагог-психолог ДО № 6
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2065»,
iryshkin@yandex.ru

Пояснительная записка

Главной задачей моей работы я считаю социально-личностное развитие ребенка и оказание ему необходимой коррекционно-развивающей помощи.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений недостаточно внимания уделяется развитию у детей интереса к своему здоровью, мало времени отводится для игр, дети переутомляются как умственно, так и физически, не учитывается тот факт, что, поступая в школу, ребенок вступает в жизнь с нерешенными порою комплексами вопросов: такими, например, как воспитание нравственных норм поведения – дети порой не умеют строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.

Опыт работы подтверждает: для наиболее эффективного проведения коррекционно-развивающего досуга необходимо сочетание музыки и изобразительного искусства. В игровой форме происходит обогащение словаря, развиваются коммуникативные умения, познавательная активность. В ходе досуга создается ситуация успеха, которая помогает выражать свои мысли, чувства в процессе рисования, являющегося эффективным средством самовыражения. Содействие нормальному развитию личности, выражение чувств. Научившись выражать свои чувства ребенок учится лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что у него не получается.

Контингент участников: подготовительная и старшая группа.

Организация развивающе-коррекционных досугов

В результате обследования были выявлены дети с нарушениями в общении, агрессивностью, пассивностью, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением, неуверенностью, тревожностью, неадекватной самооценкой. Группы были сформированы на основании результатов, полученных в ходе обследования (тесты «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», методика «Полярный профиль», «Цветовой тест» по Дорофеевой, методика «Кактус», «Тест руки», методика «Социометрия», «Лесенка» и др.), анамнестических сведений о детях, наблюдений за ними, информации о них от воспитателей и родителей.

Основные задачи

Цели:

– Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

– Развитие произвольности умственных процессов и социально-эмоциональной сферы детей.

– Развитие волевой регуляции поведения и эмоциональной сферы.

Задачи:

– Развитие самосознания, уверенности в себе.

– Повышение групповой сплоченности.

– Развитие навыков ассоциативно-образного восприятия.

– Развитие мышления и речи.

– Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательных отношений к окружающим.

– Сформировать позитивное отношение к сверстникам.

– Развитие мелкой и общей моторики.

Принципы работы на развивающе-коррекционных досугах

– Стимуляция собственной активности ребенка: каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

– Отношение к детям, к их потребностям – уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

Использование методов, отвечающих природе дошкольника, прежде всего игровых, что вызывает у детей живой интерес.

– У детей создается чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

Основные направления работы. Краткое изложение основного содержания программ

1. Программа Крюковой С.В. «Давайте жить дружно!»: основная цель этих занятий – помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Вторая программа – «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» – направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой. Программа С.В. Крюковой «Здравствуй, я сам!» помогает ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогает прожить определенное эмоциональное состояние, знакомит с различными видами восприятия.

2. Программа Князевой О., Стеркиной Р.Б. «Я, ты, мы» эффективно дополняет другие программы и направлена на формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребенка.

В программу входят три раздела:

– «Уверенность в себе»;

– «Чувства, желания, взгляды»;

– «Социальные навыки».

3. Программа Д. Юматовой «В царстве здоровья»: основные цели программы – развитие гармоничного здорового ребенка, владеющего приемами сохранения здоровья и жизненного оптимизма. Развитие эмоциональной сферы ребенка через познание «Я» и окружающих людей. Развитие системного подхода к понятию «здоровья» как жизненной целостности организма, единству трех его составляющих: физического, психического и нравственного. В программу входят два блока:

– «Семь чудес царств»;

– «В царстве моего здоровья».

4. Программа Т. Аржакаевой, И. Вачкова, А. Паповой «Психологическая азбука»: главная цель – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей. Основные цели занятий:

1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

2. Снижение тревоги, агрессии.

3. Развитие навыков взаимодействия друг с другом.

4. Совершенствование внимания, восприятия, речи, воображения.

5. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

6. Расширение эмоционального опыта.

7. Развитие способности к построению ассоциативных связей между образами действительности и звуковыми, художественными образами.

8. Развитие умения экспериментировать.

Методы работы

Досуг проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов в зале (на ковре) или на стульчиках по кругу, вгруппе за столами. Досуг проводятся с подготовительной группой № 6 и со старшими группами №№ 2 и 3.

Академический час: в старшей – 25–30 мин., в подготовительных – 30–35 мин.

Структура занятий

Краткое изложение основного материала

Каждый досуг начинается с ритуала приветствия. Досуг имеет рабочую часть и завершающую часть. В содержание досуга входят: упражнения на развитие воображения, игры на расширение словарного запаса, игровые упражнения на развитие внимания, обучение правилам воспитания к согласованному взаимодействию между партнерами, развитие зрительной памяти, развитие слухового и зрительного восприятия, развитие эмоциональной и двигательной сферы, развитие общей и мелкой моторики.

1. Организационный момент (его наполняемость может меняться в зависимости от целей и задач, поставленных перед занятием).

2. Игровая мотивация, ритуал начала занятия, стимулирующие упражнения, упражнения и задания на развитие познавательных процессов.

3. Игры, дыхательные упражнения, упражнения на развитие коммуникативной и когнитивной сфер.

4. Упражнения для релаксации.

5. Итог занятия (обсуждения занятия, комментирование оценки). Ритуал окончания досуга.

Тематический план занятий

Старшая группа: по программе С. Крюковой «Давайте жить дружно!», «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь…», по программе О. Князевой, Р. Стеркиной «Я, ты, мы» (см. Приложение 1).

Старшая группа: по программе «Здравствуй, я сам!» С. Крюкова, «Психологическая азбука» Т. Аржакаева, И. Вачкова, А. Поповой (см. Приложение 2).

Подготовительная группа: по программе «Психологическая азбука» Т. Аржакаева, И. Вачкова,А.Поповой,«В царстве здоровья» Д. Юматова (см. Приложение 3).

Общее количество часов: 101 час.

Динамика развития

У детей существенно улучшится соматическое и психологическое состояние, снизится их внутреннее напряжение и нервозность, а также обеспечится становление у них навыков самоконтроля и произвольности действий. Кроме того, такие досуги создадут доброжелательную атмосферу, доставят дошкольникам радость от совместной деятельности, поспособствуют сплочению детского коллектива, предоставляя каждому ребенку реальную возможность для творческого самовыражения.

Фотографии 14. Занятие в старшей группе: «Игры в круге»

Фотографии 58. Занятия в подготовительной группе: «Вырастим цветок хорошего настроения» и «Познай свое тело»

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Алексеева Л. Музыка. М. 1998.
2. Башаева Т. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1997.
3. Гольперин Я. Стресс – дистресс – технология психологической самозащиты. М. 1997.
4. Емельянов В. Развитие голоса. СПб. 1997.
5. Журнал «Дошкольное воспитание». 1996. №№ 5, 6, 8, 9.
6. Журнал «Обруч». №№ 5–97. №№ 5–98.
7. Зайцев Г. Твое здоровье. Регуляция психики. СПб. 2000.
8. Зенкевич-Евсигнеева Т. Практикум по сказкотерапии. СПб. 2001.
9. Лютова Е. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. М. 2001.
10. Рыжова Н. Воздух неведимка. М. 1998.
11. Субботина Л. Игры для развития и обучения детей. М. 2001.
12. Чистикова М. Психогимнастика. М. 1990.
13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис, 1998.
14. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. М. 2002.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.