Рубрики
Дошкольное образование

Из опыта работы по взаимодействию педагога с семьёй

Современные условия деятельности дошкольных отделений выдвигают задачу взаимодействия с семьей воспитанников на одно из ведущих мест в работе. Еще недавно дошкольное отделение выбирало родителей, а теперь – все наоборот. Каждое дошкольное отделение прилагает множество усилий для того, чтобы сделать детский сад привлекательным для родителей, чтобы именно в этот детский сад они привели своего малыша.

0
Мерзликина Наталья Петровна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
merzlickina.natalya2016@yandex.ru

Современные условия деятельности дошкольных отделений выдвигают задачу взаимодействия с семьей воспитанников на одно из ведущих мест в работе. Еще недавно дошкольное отделение выбирало родителей, а теперь – все наоборот. Каждое дошкольное отделение прилагает множество усилий для того, чтобы сделать детский сад привлекательным для родителей, чтобы именно в этот детский сад они привели своего малыша.

В современном обществе все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители, в свою очередь, жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного учреждения. Порой срабатывает старый стереотип: педагоги считают, что это родители должны нам помогать. А родители придерживаются такого взгляда: мы отдаем ребенка в дошкольное отделение, а вы его воспитывайте, и педагоги принимают это как социальный заказ, при этом испытывая трудности в личностном взаимодействии с родителями.

И в то же время, на фоне этих разногласий отмечается все возрастающее стремление родителей дать своему ребенку все самое лучшее. В дошкольных отделениях отмечается рост инновационных процессов, способствующих совершенствованию системы дошкольного образования.

Несомненно, деятельность дошкольных учреждений должна быть направлена на обеспечение взаимодействия и урегулирования отношений между учреждением и семьей, что позволит в дальнейшем избежать конфликтов между профессиональной (воспитателями) и непрофессиональной (родителями) частью педагогического сообщества.

Все чаще слышатся призывы к сотрудничеству дошкольного учреждения и семьи. Но что же такое «сотрудничество»? Что подразумевают под этим словом, когда говорят о дошкольном учреждении? Дошкольное учреждение сотрудничает с семьей, или дошкольное учреждение и семья – это содружество? Вроде бы слова по значению близкие, но в них есть смысловые нюансы. Сотрудничать можно и холодно, признавая право партнера на существование. А содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу. Поэтому так важен и значим поиск активных форм взаимодействия педагогов и родителей, технологий построения позитивного общения детского сада с семьей.

В своей работе по взаимодействию с семьями воспитанников педагог выделяет следующие цели:

1. Актуализация в сознании родителей самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни, повысить педагогическое мастерство педагогов в сфере общения с родителями.

2. Разработка новых подходов взаимодействия дошкольного отделения и родителей.

3. Объединение научно-культурных, образовательных ресурсов для комплексного обеспечения разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного потенциала семьи на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности.

В этой работе четко определены следующие задачи:

1. Изучить интересные мнения и запросы родителей воспитанников.

2. Создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

3. Предоставить родителям возможности общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

4. Изучить особенности работы педагогов с родителями в детском саду.

5. Обучать педагогов общению друг с другом и родителями.

6. Предоставить родителям возможности общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

7. Создать благоприятные условия новых педагогических и психологических технологий.

8. Совершенствовать системы психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: репродуктивной, хозяйственно-экономической, воспитательной, досуговой.

9. Повышать эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей раннего и дошкольного возраста.

В своей работе я опираюсь на следующие основные принципы взаимодействия с родителями.

• Принцип ценностного отношения к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребенка, и взрослого.

• Принцип доверительных отношений в системе «семья – дошкольное учреждение», включающих готовность сотрудничающих сторон доверять компетентности друг друга; искренне, без оценки, выражать свои актуальные переживания; конфиденциальность общения; субъект – субъективные отношения, предполагающие смену активной позиции каждой стороны, когда «слушающий» становится «говорящим» и наоборот.

• Принцип разграничения ответственности между педагогом и родителем как субъектами и партнерами по общению, каждый из которых несет персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли.

• Принцип комплексности, учитывающий целостное видение воспитательной компетентности родителей как синтеза социальных, биологических, психологических, эмоциональных, соматических и других факторов жизненной ситуации развития ребенка.

• Принцип системности, связанный с упорядоченностью периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству в учебных заведениях, через становление молодой семьи в период ожидания ребенка к воспитанию его в разные возрастные периоды детства.

Многолетний опыт работы показывает, что успешность нашей работы зависит от соблюдения следующих условий:

• Выявление затруднений педагогов:

– анкетирование;

– беседа;

– деловая игра.

• Создание мотивации:

– вооружение педагогов знаниями о современной семье и методах взаимодействия;

– самообразование;

– семинары-практикумы;

– консультации;

– деловая игра;

– педагогические советы;

– открытые мероприятия.

• Организация деятельности:

– проведение мероприятий с родителями;

– проведение совместных мероприятий с детьми и родителями.

• Анализ и самоанализ:

– беседы;

– тестирование;

– анкетирование.

Начинать работу нужно с нескольких этапов:

1 этап:

– изучение семьи ребенка;

– детско-родительские отношения.

2 этап:

– создание программы сотрудничества;

– выбор содержания и форм взаимодействия.

3 этап:

– реализация цели и задач взаимодействия.

4 этап:

– выполнение намеченного и отслеживания результатов;

– оценка результатов участниками.

Я предлагаю педагогам использовать в своей работе по взаимодействию с семьями воспитанников популярные и активные методы и формы общения:

• Круглый стол.

Фотография 1

• Дискуссионная встреча.

• Вечер вопросов и ответов.

• Родительская конференция.

• Консультация.

• Педагогическая гостиная.

• Заседание семейного клуба (Приложение 1).

• Практикумы в форме деловой игры (Приложение 2).

• Досуговые формы общения детей и взрослых (викторины, фольклор, спорт).

Фотография 2

• Библиотека семейного чтения.

• Телефон доверия.

• День открытых дверей.

• Семейные маршруты выходного дня.

• Акции с участием детей и взрослых.

• Анкетирование.

• Апелляция к авторитетному мнению из литературы.

• Открытые просмотры детской деятельности.

• Анализ результатов творческой деятельности детей.

• Просмотр видео о жизни и деятельности детей в группе.

• Работа на сайте группы.

• Участие в интернет-форумах.

• Проектная деятельность, конкурсы семейных проектов.

Фотография 3

Результатом проделанной работы является объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания дошкольников; установились партнерские отношения с семьями воспитанников. Происходит создание особой формы общения между родителями и педагогами, взаимопроникновение в проблемы друг другу; вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада.

Приложения доступны для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Антонова Ю. Игры для всей семьи. М.: ЛАДА, 2007.
2. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М.: Линка–Пресс, 2009.
3. Арнаутова Е.П. Взаимодействие с ребенком в семье. М.: Школьная Пресса, 2009.
4. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2005.
5. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей, М., 1989.
6. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ. М.: Линка–Пресс, 2009.
7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
8. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: Творческий Центр, 2010.
9. Зенина Т.Н. Родительские собрания в ДОУ. М.: Центр педагогического образования, 2007.
10. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2011.
11. Зверева О.И. Общение педагогов с родителями ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005.
12. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. М.: Айрис-Пресс, 2008.
13. Маркова Т.А. Детский сад и семья. М.: Просвещение, 1987.
14. Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. М.: Скрипторий, 2008.
15. Свирская Л. Работа с семьей. М.: Линка–Пресс, 2008.
16. Чиркова С.В. Родительские собрания. М.: Вако, 2009.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.