Рубрики
Литература

Акчурина А.Г., Козлова Н.В., Орлова Е.С., Прыгунова Е.А., Русанова Е.Н. «К вам приехал Ревизор»: опыт проведения метапредметного урока

Акчурина Алеся Геннадьевна,
психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1387»,
a.akchurina@school1387.ru
 
Козлова Наталья Вячеславовна,
учитель математики
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1387»,
n.kozlova@school1387.ru
 
Орлова Екатерина Сергеевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1387»,
e.orlova@school1387.ru
 
Прыгунова Елена Аркадьевна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1387»,
e.prygunova@school1387.ru
 
Русанова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1387»,
e.rusanova@school1387.ru

 

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», рассмотреть актуальность этого произведения в современное время.

Задачи:

• совершенствовать навыки работы над художественным драматическим произведением в единстве формы и содержания; умение анализировать и интерпретировать его, давать характеристику героев; учить определять актуальность произведения для читателей разных поколений;

• учить работе с информационными таблицами; анализировать и сравнивать величины;

• развивать навыки работы с законодательными актами РФ, совершенствовать умения определять виды прав и квалифицировать правоотношения.

• продолжить формирование навыков анализа и синтеза на примере сравнения особенностей малых городов России XIX и XXI веков.

УУД:

Личностныеориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали.

Регулятивныеучиться целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Коммуникативныеформулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Познавательныестроить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки с выходом в интернет, справочная литература, раздаточный материал для групп, калькулятор, карта-пазл уездного города, рисунок ревизора.

Методы и методические приемы обучения

Проблемная и итоговая беседа. Самостоятельная работа в группах обучающихся с дополнительной литературой и интернет-ресурсами над мини-проектами. Демонстрация изобразительной наглядности. Защита мини-проектов.

Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России,

то следует сказать: воруют.

Николай Карамзин

Ход урока

I. Организационный момент.

Актуализация знаний.

Презентация.

На доске фото «Немой сцены» из спектакля. Эвристическая беседа по вопросам:

1. Что выражают лица чиновников?

2. Почему такие эмоции?

3. Чего боятся эти люди, узнав о приезде ревизора?

4. С какой целью приехал ревизор?

5. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

II. Целеполагание:

1. Определить, почему чиновники ошиблись в личности ревизора.

2. Выявить нарушения, допущенные чиновниками, в ведении городского хозяйства.

3. Узнать, местоположение города.

4. Сделать сравнительный анализ социального положения дел города Nс фактами современности.

III. Получение заданий для групп.

1 группа – «Урбанисты» (Приложение 1).

2 группа – «Юристы» (Приложение 2.1, Приложение 2.2).

3 группа – «Экономисты» (Приложение 3.1, Приложение 3.2, Приложение 3.3).

4 группа – «Литературоведы» (Приложение 4).

5 группа – «Психоаналитики» (Приложение 5).

IV. Работа в группах вместе с учителями-предметниками над мини-проектами.

V. Защита мини-проектов.

Группы вместе заполняют таблицу, работают с картой города, создают портрет ревизора.

VI. Итог урока.

Обучающиеся делают вывод об актуальности данного произведения.

Опорные точки урока

Схема 1

Практический опыт метапредметного урока «К вам приехал Ревизор»

Результатов представленной работы несколько.

Образовательные результаты – углубление знаний о драматическом произведении, усвоение новых терминов и понятий литературоведения и психологии; формирование умения соотносить текстовые описания с графическими объектами на карте;  формирование умения обрабатывать статистические данные; формирование умения осуществлять сравнительный анализ.

Практические результаты – совершенствование практических навыков работы с картой, текстом, информационными таблицами и диаграммами.

Коммуникативные результаты – совершенствование навыков взаимодействия в группе, публичного выступления.

Личностные результаты – самоопределение (осознание своей роли в группе), самооценка (сравнение продуктов разных групп), самореализация (удовлетворение от получения конкретного продукта интеллектуальной, практической и творческой деятельности).

Теоретические и практические выводы

Данное занятие требует от группы учителей большой подготовительной работы. Но усилия, затраченные на подготовку, оказываются оправданы. Предложенный вариант изучения комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» отвечает требованиям Стандартов нового поколения. Знания учащиеся получают самостоятельно в ходе практической деятельности, благодаря созданным условиям. Получение качественного продукта создает ситуацию успеха, что, в свою очередь, повышает познавательный интерес, формирует благоприятную почву для дальнейшей метапредметной деятельности.

Презентация к уроку доступна по ссылке.

Список литературы:

1. Глобальный конфликт. Генпрокуратура: При строительстве «Сколково» украли 125 миллиардов рублей [Электронный ресурс]. URL: http://globalconflict.ru/incidents/39126-genprokuratura-pri-stroitelstve-skolkovo-ukrali-125-milliardov-rublej (дата обращения: 7.04.2016).
2. Гоголь Н.В. Ревизор. М.: Детская Литература, 2009.
3. Губерман И.М. Суфийская притча – Желание изменить мир [Электронный ресурс]. URL: http://www.probydis.ru/pritchi-narodov/sufijskie-pritchi/312-sufiyskaya-pritcha-zhelanie-izmenit-mir.html(дата обращения: 7.04.2016).
4. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015.
5. Коррупционные скандалы в РФ с участием чиновников в 2013–2015 годах // РИА «Новости»: информационное агентство [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/spravka/20150304/1050892107.html#ixzz3U48xYQXK (дата 04.03.2015).
6. Михайлов С. Сын бывшего главврача арестован по делу о хищениях в больнице № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80afnom9a.xn--p1ai/syn-byvshego-glavvracha-arestovan-po-delu-o-hishheniyah-v-bolnitse-1/ (дата 7.04.2016).
7. Писарькова Л. Чиновник на службе в конце XVII – середине XIX века [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2004/2/chinovnik-na-sluzhbe-v-konce-xvii—-seredine-xix-veka (дата обращения: 7.04.2016).
8. Русская народная сказка. У страха глаза велики [Электронный ресурс]. URL: http://www.uskazok.ru/2014/04/U-straxa-glaza-veliki.html (дата обращения: 7.04.2016).
9. Старовойтов Л. Строительство деревянных приходских храмов в конце XIX – начале XX века [Электронный ресурс]. URL: http://pikalevo.47lib.ru/kraev/hramy/strderhra (дата обращения: 7.04.2016).
10. Федосеева И. На Ямале руководство районной больницы подозревают в хищении десятков миллионов рублей [Электронный ресурс]. URL: http://znak.com/yamal/news/07-04-17-46/1020667.html (дата обращения: 7.04.2016).
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.