Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Часовских И.П. Методическая практика по воспитанию языковой личности старшеклассника средствами изучения интегрированной темы «Языковой паспорт говорящего»

Часовских Ирина Павловна,
Заслуженный учитель РФ,
Лауреат областного конкурса «Учитель года»,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Петушки (Владимирская обл.) СОШ № 3,
i.chasovskikh@mail.ru

 

Урок № 1. Тема: «Языковой паспорт говорящего»

Цели:

Обучающая:   познакомить учащихся с понятием «языковой паспорт», с признаками правильной речи говорящего и слушающего. 

Развивающая: формировать умение характеризовать  языковой паспорт говорящего, создавать своей речью паспорт говорящего; развивать умение выражать свои мысли, уметь на практике исправлять речевые ошибки других людей, продолжать учиться  правильному произношению.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к слову, к личности.

Оформление доски:

На доске записана тема.

Эпиграфы к уроку:

Заговори, чтобы я тебя увидел. (Древний мудрец)

Заговорить – себя отворить! (Народная поговорка)

Наш язык – это величайшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности… (Д.С. Лихачёв)

I. Вступительное слово учителя (на фоне музыкального сопровождения)

И.С. Тургенев… Стихотворения в прозе» создавались в период между 1877–1882 гг. Это время тяжёлых болезней, когда Тургенева мучили и возмущали мысли о состоянии его родины, о русско-турецкой войне, неудачах в начале войны и гибели стольких людей, когда политическая реакция во Франции тоже его удручала.

Именно «тягостные раздумья» о судьбах родины, а также о судьбах Франции характерны для Тургенева в этот период.

Мысль о языке как о свидетельстве особенной внутренней силы и о пророчестве великого будущего постоянно занимала Тургенева.

Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С. Тургенев, июнь, 1882)

– Как вы думаете, насколько современно стихотворение в прозе И.С. Тургенева?

– Какие слова, на ваш взгляд, подтверждают это или, наоборот, опровергают?

– Обменяйтесь мнениями в группе.

Один человек от каждой группы высказывает общее мнение.

– В стихотворении Тургенева каждое слово выстраданное.

Сегодня мы будем говорить о русском языке, о родном языке, может быть, в не совсем обычном контексте.

II. Переход к изучению  темы

I этап – «Вызов».

– Какие ассоциации вызывает у вас понятие «языковой паспорт говорящего»?

– Сочетание это появилось недавно, в 80-х гг. XXвека. Почему? Какой смысл заключён в нём? (Обмен мнениями.)

Составление маркировочной таблицы.

Знаю

Узнаю новое

Хочу узнать

 

 

 

 

Примечание: учащиеся составляют маркировочную таблицу с тремя одинаковыми колонками: в левой  колонке записывают всё, что знают о понятии «языковой паспорт говорящего»; во второй – запишут то, что узнали новое в процессе урока, а в третьей, что хотят узнать нового о данном понятии.

После обсуждения (по первой колонке) делается вывод:

Паспорт человека – это впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью.

II этап – «Осмысление».

– Как вы думаете, что можно определить по речи человека?

(Ответы учащихся, дополнение учителя, обращение к эпиграфам, предложенным к данному уроку.)

Возможные ответы:

– По речи человека можно определить все: его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.

– Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла его большая часть жизни. По профессиональным словам и оборотам можно приблизительно определить профессию человека.

– Учёные установили, что по голосу можно даже узнать приблизительно рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба, которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на котором во многом основан успех их поимки. Сейчас имеются компьютерные программы – анализаторы голоса, позволяющие определить по голосу рост, вес, возраст, телосложение и даже овал лица человека, который звонит по телефону.

– Речевое поведение – «визитная карточка человека в обществе».

– Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только «откроет рот» – отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.

– Работа над «полировкой» своего языкового паспорта – трудная задача, но каждый должен помнить о её важности и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.

III. Изучение темы (продолжение этапа «Осмысление»)

Ребята, вашему вниманию предлагаю книгу выпускника нашей школы Синицына Вячеслава Анатольевича, автора методических пособий для учителей и учащихся по культуре речи, по развитию речевого творчества. Откроем его книгу «Путь к слову» и прочитаем, как он трактует правила для говорящего и слушающего. Читаем и комментируем, как вы понимаете данные правила.

Правила  говорящего

I. Осторожно обращайтесь со словом.

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь». (В.И. Даль)

II. Хорошо продумывайте свою речь.

«Не допускай, чтобы язык забегал вперёд ума». (Хилон)

«Сперва подумай, а там скажи!» (В.И. Даль)

III. Не искажай действительности в речи!

«У лжеца дом сгорел – никто не поверил».

IV. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.

«Знай, что твоё неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, огорчить, уязвить, вызвать смятение…» (В.А. Сухомлинский)

«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф. Честерфилд)

V. Не говори о том, что всем давно известно!

VI. Не будьте многословны!

«Много говорить и много сказать не есть одно и тоже». (Софокл)

«Поменьше говори, побольше услышишь». (В.И. Даль)

VII. Не повторяй одно и тоже несколько раз.

«И хорошее слово хорошо один раз».

VIII. Оцени своевременность беседы.

«В добрый час молвить, в худой промолчать». (В.И. Даль)

«Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит в том, чтобы вовремя промолчать». (Ф. Ларошфуко)

Правила слушающего

I. Выслушайте обращённое к Вам слово!

Вникните в содержание и попробуйте понять говорящего!

II. Умейте слушать.

«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К. Морли)

«Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора». (М. Монтень)

III. Не принимайте решения, выслушав только одну сторону!

«Сто человек – сто мнений».

«Сколько людей, столько умов».

IV.  Если Вам не ясно, не спешите с выводами.

IV. Практическая часть. Работа с текстом

Рассказ выразительно читается вслух. После прочтения ответить на вопросы:

1. Как можно описать изменение впечатления молодого человека о девушке после её фразы?

Какого он был мнения о ней сначала? Почему?

2. Как изменилось впечатление о девушке? Как можно описать его представление о ней? Какая, по его мнению, она?

3. Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила? (А. Моисеева)

НЕЗНАКОМКА

Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.

«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…», – пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки, почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды. Как она улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды… Я выучу для неё все лучшие стихи, буду читать ей в  лицах трагедии Шекспира…

Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало тихи-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала:

– Ну, чего вылупился?

Заслушивание ответов на вопросы.

V. Рефлексия (по алгоритму)

Незаконченные предложения:

П – позиция (Я считаю, что…);

О – обоснование (потому что…);

П – пример (Я могу доказать это тем, что…);

С – суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …) – позволяют старшеклассникам кратко и точно выразить собственную позицию по обсуждаемой проблеме.

Вторая часть сдвоенного урока

Задания по формированию речевой культуры

I. Работа над ошибками 

Коллективное выполнение (вслух) задания: исправить речевые недочеты

№ п/п

Допущенное нарушение норм русской речи

Следует говорить

1.

Выбираем предметы по выбору (тавтология).

Варианты:

А) Выбираем предметы.

Б) Изучаем предметы  по выбору.

2.

Говоря о разговоре(тавтология).

Говоря о беседе.

3.

Этот факт состоялся (неправильный выбор слова).

Варианты:

А) Событие состоялось.

Б) Факт имел место.

4.

А теперь более подробнее ответь на вопрос (наложение простой сравнительной степени наречия на составную).

Варианты:

А) …более подробно…

Б) … подробнее…

5.

Даша, одень куртку.

Надень (что?) куртку, шапку.

Одень (кого?)  Лену, сестру.

.

От четырЕСТА отнять.

К четыреХстам семидесяти пяти

(нарушение литературной нормы склонения).

Р. От четырЕХСОТ отнять.

Д. К четыреМстам семидесяти пяти.

Т. Четырьмястами семьюдесятью пятью.

П. О четырехстах семидесяти пяти.

7.

Ихний, чегой-то, ихи, около его.

Ошибка: в словообразовании местоимения.

Их, чего-то, их, около него.

8.

 

Ребята выполнили клятву. У девочки были коричневые глаза. Дешевые цены.

Ошибка: нарушение лексической сочетаемости

Ребята  выполнили обещание. У девочки были карие глаза.Низкие  цены.

9.

 Ездиет, ложить, хочут, ждя, махает, ляжь.

Ошибка в структуре глагола.

Ездят, класть, хотят, ожидая, машет, ложись.

10.

Удивляюсь его силой, жажда к славе, оплачивать за проезд.

Ошибка в структуре словосочетания (управление).

Удивляюсь его силе, жажда славы, оплачивать проезд.

11.

Земляника напоминает Ревизору, что он у него обедал. Я вынула книгу из сумки и положила её на стол.

Ошибка: неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи.

Земляника напоминает Ревизору, что тот у него обедал. Я вынула из сумки книгу и положила ее на стол.

 

II. Правильно ставим ударение

ДоговОр (договОрные цены, по договОрам, договОры), каталОг, вручИм, заключИм, красИвее, квартАл, обеспЕчение, тОрты, лИфты.

1. В каком слове возможны 2 варианта ударения (ударная гласная выделена)?

а) твОрог – творОг;                            б) дОсуг – досУг;

в) принУждена – принуденА;            г) катАлог – каталОг.

2. В каком слове возможны 2 варианта ударения (ударная гласная выделена)?

а) докУмент – докумЕнт;                     б) нАчал – начАл;

в) возбУждено (дело) – возбужденО;   г) мЫшление – мышлЕние.

3. В каком слове возможны 2 варианта ударения (ударная гласная выделена)?

а) диспАнсер – диспансЕр;           б) одноврЕменно – одновремЕнно;

в) вклЮчит – включИт;                 г) звОнишь – звонИшь.

4. В каком слове возможны 2 варианта ударения (ударная гласная выделена)?

а) кУхонный – кухОнный;             б) дЕньгам – деньгАм;

в) квАртал – квартАл;                     г) договОр – дОговор.

III. Грамматические ошибки

1. В какой паре одна из  грамматических форм не допускается языковой нормой:

а) стоять в углу – стоять в угле;                   б) стакан чая —  стакан чаю;

в) выпить молоко – выпить молока;             г)  набрать воду – набрать воды

2. В какой паре одна из  грамматических форм не допускается языковой нормой?

а) килограмм сахара – килограмм сахару;  б) в доме – в дому;

г) выпить воду – выпить воды,                     в) бочонок мёда – бочонок мёду.

3. В какой паре одна из грамматических  форм является просторечием?

а) гулять на бульваре- гулять по бульвару; б) глотнуть воду – глотнуть воды;

в) литр кваса – литр квасу?                         г) туфли на каблуке – туфли на каблуку

4. В каком из приведенных ниже предложений есть формы слов, противоречащие грамматической норме?

а) Она сделала новую прическу и одела нарядное платье.

б) Одеть ребенка потеплее.

в) Осенью все надевают куртки и плащи.

г) Гости оделись соответственно случаю.

5. В каком из приведенных ниже предложений есть формы слов, противоречащие грамматической норме?

а) Она не носила простых чулок.

б) Под стулом валялся носок.

в) Казалось, все вокруг засияло от его начищенных сапог.

г) Бабушка связала на зиму две пары шерстяных носок.

IV. Задания по формированию речевой культуры

А) Определите значение слова:

1) Легальный

А. Держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального отношения к кому-либо, чему-либо.

2) Локальный

Б. Придерживающийся принципов демократической свободы и свободного предпринимательства.

3) Либеральный

В. Полный бюрократизма, формализма.

4) Радикальный

Г. Признанный, допускаемый законом.

 

Д. Решительный, придерживающийся крайних взглядов.

 

Е. Не считающийся с действительным положением дел, проникнутый формализмом.

 

Б) Укажите, какое толкование фразеологизмов является правильным:

1) Потемкинские деревни

А. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего-либо.

Б. Дачные поселки, жители которых сельскохозяйственным трудом не занимаются.

В. Деревни, жители которых зажиточны и благополучны.

Г. Покинутые жителями, пустующие деревни.

2) Глас вопиющего в пустыне

А. Очень громкий крик.

Б. О человеке, страдающем от одиночества.

В. О призыве, протесте, оставшемся неподержанным.

Г. Страстная. Настойчивая просьба.

3) Семи пядей во лбу

А. Необыкновенно умный, талантливый человек.

Б. Неудачник.

В. Человек высокого роста.

Г. Человек, удивляющий всех своими странными поступками, привычками.

4) Мастер на все руки

А. Хитрый, ловкий обманщик, способный провести любого.

Б. Человек, в руках которого большая власть.

В. Хвастун.

Г. О человеке, которому любая работа по плечу.

 

В) Владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации называется:

а) культура речи;         б) правильность речи;

в) владение речью;       г) речевое общение.

Г) Какой из перечисленных аспектов не входит в понятие «культура речи»:

а) нормативный аспект;       б) коммуникативный аспект;

в) этический аспект;             г) культурный аспект.

Д) В каком ряду правильно перечислены аспекты понятия «культура речи»:

а) коммуникативный аспект, культурный аспект, речевой аспект;

б) коммуникативный аспект, нормативный аспект, этический аспект;

в) нормативный аспект, культурный аспект, эстетический аспект;

г) этический аспект, эстетический аспект, культурный аспект.

За что слова-паразиты получили такое название:

а) они украшают и разнообразят речь;

б) они помогают говорящему собраться с мыслями;

в) они не влияют на содержание высказывания;

г) они засоряют речь, затрудняя её восприятие.

Ж) Напишите небольшое сочинение, взяв за основу один из приведенных ниже афоризмов.

Язык стоит изучать, потому что он продолжит тебе дорогу к людям. (М. Горький)

Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче заживается, чем рана от слова. (П. Кальдерон)

Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь. (Гомер)

V. Домашнее задание: найти информацию о признаках речи оратора (ваше желание по третьей колонке), предложить свой индивидуальный вариант таблицы «Памятка говорящего».

Список литературы:

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд. ИОО, 2000.
2. Савельева Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно-историческом освещении. Петрозаводск: Изд. КГПУ, 1997.
3. Синицын В.А. Путь к слову. Из записок учителя. Пособие по развитию речи. Изд.2-е испр. и дополн. М.: АО Столетие, 1997.
4. Синицын В.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М: НАНОО МСГИ, 1997.
5. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. Книга для учащихся. Изд.2-е испр. и дополн. М., 2007.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.