Рубрики
Дошкольное образование

Из опыта работы по социально-психологическому сопровождению семей дошкольников

Согласно Закону от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

0
Половинкина Светлана Викторовна,
социальный педагог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
sve-polovinkina@yandex.ru
Сёмина Елена Евгеньевна,
педагог-психолог,
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»

Согласно Закону от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Все другие социальные институты, в том числе образовательные организации, призваны помочь, поддержать, направить воспитательный потенциал семьи.

Следовательно, основными принципами в работе общеобразовательной организации с семьей являются сотрудничество и взаимодействие.

Мы рассматриваем данные принципы как партнерские взаимоотношения.

Нам хочется, чтобы родители наших воспитанников не боялись озвучивать свои проблемы. И все наши действия направлены не только на разрешение конкретной ситуации, но и на эмоциональную поддержку, человеческое внимание и понимание.

Общеобразовательная программа дошкольного образования определяет ведущую цель как создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития педагогической компетентности родителей. Также немаловажно обеспечить права родителей на участие в жизни ребенка в организованной образовательной среде, учитывая мнение родителей.

В связи с изменениями, происходящими в системе образования и обществе в целом, все большее внимание уделяется тенденции семейного воспитания, воздействия семьи на личность ребенка. Именно в семье закладывается большинство качеств личности, как хороших, так и не очень. Поэтому идея социального партнерства между образовательной организацией и родителями так актуальна.

Предупреждение и преодоление трудностей семейного воспитания, а также активизация сотрудничества образовательной организации и семьи является одним из направлений социально-психологической работы.

Основной целью любой образовательной организации является успешное освоение программы обучающимися. Однако, кроме образовательной функции, именно от дошкольного отделения родители ждут чуткости, душевного тепла и заботы. Ведь это их первый опыт, когда ребенок остается один на один с социумом, без физического присутствия родителей.

Исходя из этого, обозначим некоторые задачи социально-психологического сопровождения детей, в рамках взаимодействия с семьей:

• установить партнерские взаимоотношения с семьями обучающихся;

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной включенности в процесс воспитания;

• объединить усилия родителей и педагогов для развития и воспитания детей;

Хочется отметить, что изначально большое значение имеет личность самого педагога как человека. Требуются не только профессиональные знания, но и личная заинтересованность, позитивное отношение к жизни и вот тогда, с использованием своего жизненного опыта, можно достаточно эффективно решать типичные профессиональные задачи.

Принципы партнерских взаимоотношений педагогов и родителей являются залогом успешного сотрудничества, которые помогают и обеспечивают положительный результат в совместной воспитательной работе.

Принципы, на которые мы ориентируемся в своей работе:

• гуманистический подход во всех аспектах взаимодействия педагогов с детьми и родителями;

• личностно-ориентированный подход в работе с каждой семьей:

• деятельностный подход, воплощенный в ежедневной работе всего педагогического коллектива;

• открытость и профессионализм, исключающие назидательность;

Очень важно своевременно выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы у детей и в их семьях. Искусство педагога заключается в умении работать на предупреждение конфликтных ситуаций. Также нужно уметь защищать, отстаивать интересы и права человека, определять методы допустимого педагогически компетентного вмешательства в решении проблемы. Зачастую социальному педагогу и педагогу-психологу приходится выступать посредником между обучающимися и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Залогом правильного выбора форм и методов работы с семьями обучающихся является знание контингента воспитанников и их родителей. Для формирования полноценного информационного банка данных мы используем метод анкетирования родителей (Приложение 1) и рисуночное тестирование детей «Я и моя семья» (Приложение 2).

За многолетнюю работу мы можем классифицировать следующие типы семей, которые, в первую очередь, нуждаются в социально-психологической поддержке.

В социальной поддержке нуждаются следующие семьи:

• многодетные и малообеспеченные семьи, для которых важно владеть информацией по законодательной базе Российской Федерации и города Москвы, чтобы в полной мере воспользоваться своими правами для повышения уровня жизни;

• семьи детей взятых под опеку, которые испытывают адаптационные трудности и нуждаются в социально-психологическом сопровождении;

• неполные семьи, для которых также характерны трудности информационного, материального и воспитательного потенциала, в силу того, что все они сосредоточены на плечах одного родителя;

• семьи воспитанников, находящиеся в трудной жизненной ситуации (ребенок-инвалид, состояние развода, болезнь одного из родственников, потеря работы, жилищные проблемы), которые ищут информацию и совет для поддержания равновесия в семейных отношениях.

Психолого-педагогическая классификация семей «группы риска»:

• семья, воспитывающая ребенка по принципу гиперопеки (ребенок сосредотачивается на себе, трудно адаптируется в коллективе);

• семья с индифферентным отношением к ребенку (родители заняты собой или вообще ничем не занимаются, а ребенок предоставлен сам себе);

• семья, у которой первичны материальные ценности (родители заняты зарабатыванием денег, а ребенком занимается няня);

• семьи с детьми с ОВЗ (родителей пугает медицинское заключение, заключение ЦПМПК; у родителей возникает вопрос «что делать дальше?»).

Мы пытаемся искать современные и позитивные формы общения с родителями, которые охватывают наибольшее количество семей и побуждают родителей к взаимодействию и размышлению.

В своей работе мы используем следующие методы и формы:

• индивидуальные консультации (специалист – родитель);

• групповые консультации (специалисты – родитель, специалист – группа родителей);

• наглядно-текстовая информация (оформление стендов, размещение консультаций на сайте образовательного учреждения);

• тематические родительские собрания (с участием одного или нескольких специалистов);

• совместные досуги и праздники (детско-родительские);

• включение родителей в совместную продуктивную деятельность.

Результат любого выбранного метода зависит от степени включенности обеих сторон, заинтересованности, а также сплоченной работы команды педагогов.

Мы всегда должны помнить, что наши совместные усилия педагогов и родителей направлены только на одно: «проживание ребенком счастливого дошкольного детства».

Приложения доступны для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Логинова Е.В., Шиврина Е.В., Александрова И.А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI международной научной  конференции  (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 79–84.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
4. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред.  от 29.06.2013)
6. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества». СПб.,1994.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.