Рубрики
Дошкольное образование

Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов театральной деятельности

Музыкальные руководители периодически испытывают трудности в решении программных задач в работе с детьми дошкольного возраста.

0
Тамбовцева Анна Николаевна,
воспитатель, музыкальный руководитель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
1359do7@mail.ru

Музыкальные руководители периодически испытывают трудности в решении программных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Это такие трудности, как:

• развитие умения «слышать» друг друга и вести конструктивный диалог в процессе работы над созданием творческих образов;

• формирование концентрированного внимания в процессе переключения на различные виды деятельности;

• раскрепощение, создание ситуации «успеха» в процессе театральной деятельности.

Предлагаем несколько интересных приемов, позволяющих эффективно решить поставленные перед педагогом задачи.

Элементы театрализации рекомендуется вводить с самого начала обучения и воспитания, так как занятия музыки не похожи на другие занятия, и очень хочется, чтобы ребята как можно скорее почувствовали вкус к творческому взаимодействию с педагогом и друг другом.

На начальном этапе можно использовать следующие приемы.

Знакомясь с новыми детьми, можно взять в руки небольшую мягкую игрушку и попросить ребят поговорить с ней, назвать своё имя, рассказать немного о себе, ответить на забавный, неожиданный вопрос, например: «Что ты ел вчера на ужин?» или «Какого цвета твой портфель?». Подобный прием очень помогает при общении с «зажатыми» ребятами: с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с теми, кто не ходил ранее в детский сад, а также с детьми с недостаточной социальной адаптацией.

Далее предлагаем детям встать в круг и, передавая игрушку из рук в руки, назвать свои имена. При этом необходимо, чтобы ребята обязательно при знакомстве посмотрели друг другу в глаза и улыбнулись. В процессе знакомства выясняется, что игрушка «забыла» свое имя и просит ребят помочь его «вспомнить». Для игрушки ребята обычно сами придумывают какое-нибудь забавное имя, т.к. на последующих занятиях игрушка «участвует» в ходе урока. Подобная игрушка – «коммуникатор» очень важна для детей-инвалидов, которые быстрее устают и чаще нуждаются в отдыхе. Когда такому ребенку необходимо отдохнуть, мы даем ему игрушку и просим вместе с игрушкой наблюдать за тем, что делают ребята, а затем поделиться впечатлениями. Таким образом, ребенок не чувствует себя одиноким и остается включенным в образовательный процесс.

На первых занятиях целесообразно показать детям упражнение «хлопок». Оно помогает детям быстро сконцентрироваться, сосредоточиться. При произнесении слова «Хлопок!!» все дети должны посмотреть на педагога и хлопнуть в ладоши, по возможности одновременно. Данное упражнение лишь на первый взгляд кажется простым. Освоив его, ребята становятся более внимательными, быстрее переключают внимание с одного вида деятельности на другой – это особенно необходимо развивать у детей со сниженной концентрацией внимания.

Следующая игра помогает ребятам развить коммуникативные навыки и научится грамотно использовать, заполнять сценическое пространство. Двигаясь по залу, дети изображают выбранный предмет, животное (медведя, вопросительный знак, самолёт и т.д.). Причем двигаться надо так, чтобы не создавать толчею и в то же время не оставлять больших пустот. Для этого ребятам необходимо внимательно наблюдать за своими партнёрами, стараясь предугадать их следующее движение. Далее, по команде педагога нужно очень быстро образовать пару (тройку) с тем, кто оказался рядом в этот момент. Важно не метаться в поисках друга или подружки, а встать в пару именно с тем, кто оказался рядом. В дальнейшем, когда обучающиеся начинают выстраиваться на сцене для репетиции и последующего концертного исполнения песенного номера, дети уже самостоятельно стараются равномерно распределиться, не оставляя пустых мест, не толкаясь. Эта игра улучшает коммуникативные навыки детей, помогает им в жизненных ситуациях: например, когда на прогулке необходимо построится парами, дети не всегда хотят становиться в пару с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Осознание того, что построение несет в себе временной промежуток, не имеет принципиального значения: сначала позволяет детям строиться с тем, кто стоит ближе, а затем помогает в преодолении «барьеров» общения.

Ещё одна простая игра помогает наладить контакт между детьми, усилить их внимание друг к другу. Ребята встают в круг или садятся «по-турецки». Далее, надо без слов, не подавая никаких видимых знаков, только при помощи взгляда установить контакт с одним из детей и кинуть (либо перекатить) в его сторону мячик. Это упражнение, совершенно простое по сути, тем не менее, требует от детей предельной концентрации.

Огромное количество мини-игр можно придумать и разыграть с ребятами вместе и во время, свободное от других занятий. Дети с удовольствием включаются в творческий процесс и проявляют потрясающую фантазию. Приведём несколько примеров игр, требующих повышенного внимания к партнёру: «Зеркало» (необходимо в точности, как в зеркале, повторить движения партнёра), «Посчитай реснички», «Сколько цветов в одежде у твоего товарища?», «Ниточка» (двигая руками, ребята должны сохранять между ними одинаковое расстояние, будто они связаны ниточкой) и другие.

Дети-инвалиды с большим удовольствием участвуют в подобных играх, т.к. они не требуют высокой двигательной активности, но дают возможность раскрыть свои творческие способности, проявить себя, не остаться в тени.

Театр – искусство синкретичное, поэтому театральные методики также позволяют проводить интегрированные занятия, органично включая элементы развития речи. Это целый блок командных занятий-игр, освоение которого мы начинаем с распределения на команды. Ребята образуют команду «А» и команду «Б» и садятся на стульчики. За каждое правильно и быстро выполненное задание команда получает баллы.

Важным элементом подготовки к игре является помощь детям, которые не могут самостоятельно поставить себе стульчик, быстро занять свое место. В начале освоения данного вида деятельности необходимо напоминать: «Ребята, не забудьте поставить стул для Саши (или другого ребенка-инвалида)!» При этом обычно приходится напоминать, что стул нужен только один, и ребята должны быстро решить, кто именно его принесет. Хочется отметить интересный факт: зачастую команда, в которой оказывается ребёнок-инвалид, действует в данной ситуации проворнее и четче, рассаживается быстрее. Принимая на себя ответственность за другого человека, ребята сами становятся более ответственными, и помощь своему товарищу для них в данном случае – предмет особой важности и гордости.

1-е упражнение «Слышу – выполняю»: педагог произносит вслух разные буквы русского алфавита. Услышав название своей команды «А» или «Б», дети должны быстро встать со стульчиков и снова сесть. Если в команде есть ребенок, которому сложно вставать, дети сами решают, как они будут показывать, что услышали название своей команды. Обычно это какой-нибудь простой жест – хлопок, поднятие руки.

2-е упражнение «Вижу – выполняю»: педагог беззвучно называет буквы, активно артикулируя. Попутно объясняет детям понятие «артикуляции», важность которой невозможно переоценить при разучивании и исполнении песенного репертуара.

3-е упражнение «Хлопнули – топнули»: поднимая правую руку, прошу детей хлопнуть, левую – топнуть. Затем меняем значение команды, подаваемой рукой, на противоположное. Потом возвращаемся к первоначальному варианту (и так несколько раз). Данное упражнение позволяет детям учиться управлять своим телом, особенно оно полезно детям с нарушением координации движений.

Ребята, допустившие ошибку в исполнении упражнений, покидают команду. В данном случае желательно добиться того, чтобы они не ждали, когда педагог или их товарищи укажут им на ошибку, а проявляли сознательность и сами покидали команду. Это объясняется тем, что ошибку, которую ты сам заметил и не попытался скрыть, легче исправить.

В этих упражнениях побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.

Эти короткие упражнения являются своеобразной разминкой, подготовкой к более сложным заданиям, помогают ребятам сосредоточиться, почувствовать себя членами единой команды.

4-е упражнение «Построй слово»: у каждой команды есть наборы букв русского алфавита. Из этих букв нужно составить слово и показать его педагогу. Этим словом может быть ответ на заданный вопрос или, например, второе слово третьего куплета разучиваемой песни или стихотворения. Подобное упражнение вполне подойдет и для детей подготовительной группы детского сада, поможет в игровой форме познакомиться с буквами. Задания возможны самые разные и неожиданные, нужно лишь дать волю фантазии. Ребята должны выбрать нужные буквы и распределить их в правильном порядке, составив «слово-ответ». Если в группе есть ребёнок с ограниченной двигательной активностью, упражнение проводим сидя, если нет – ребята встают и выстраиваются со своими буквами перед командой. Побеждает команда, первая выполнившая задание.

5-е упражнение «Игры с цифрами»: решая несложные примеры, дети из таких же крупных цифр должны сложить ответ. Вариант для детского сада – дети могут также пользоваться цифрами, либо один из детей может изобразить цифру своим телом, руками, либо от команды выходит нужное количество детей, соответствующе ответу, т.к. действия в основном происходят в пределах 10. За каждое правильно и быстро выполненное задание команда получает баллы.

В вышеперечисленных упражнениях участвует вся команда, следующие упражнения носят более индивидуальный характер, но заработанные в них очки также идут в общую «копилку» команды. Так, успех и старание каждого ребенка влияет на общий успех команды.

6-е упражнение «Продолжи стихотворение»: можно использовать стихотворение, выученное ребятами, либо текст песни, разучиваемой ребятами на музыке. Один из детей начинает выразительно читать стихотворение, по команде взрослого следующий ребенок продолжает и так далее. Команда, участник которой забыл, перепутал слова, считается проигравшей.

7-е упражнение «Плюс и минус»: педагог говорит детям, что моя правая рука – это «плюс», а левая – «минус». Далее просит запомнить наше главное число, обычно это десять. Потом поднимает правую руку и говорит, к примеру, «три». Это значит, что к 10 надо прибавить 3. Теперь наше главное число 13. Поднимает левую руку и говорит: «8» (13 – 8 = 5; главное число – 5). И так далее. Отвечает тот ребенок, с которым педагог устанавливает визуальный контакт, вербального обращения к детям в данном упражнении стараемся избегать. Эта игра требует от ребят предельной концентрации, а также внимания не только к действиям взрослого, но и друг к другу. Те, кто ошибается, выбывают, оставшиеся получают баллы для общей «копилки».

В конце упражнений подсчитывается общее количество баллов, побеждает команда, набравшая больше баллов.

Проведение подобных игр-упражнений стало замечательным стимулом для ребят, они стараются как можно качественнее выполнять те задания, которые педагог дает им в ходе занятия музыки, чтобы хватило времени «поиграть».

Для детей детского сада подобные игры являются прекрасным стимулом к выполнению не слишком любимых действий: например, собирание игрушек, наведение порядка на участке после прогулки и др. Очевидно, что некоторые из предложенных упражнений вполне можно проводить и на улице, заполнить досуг в плохую погоду. Ребята становятся более внимательными и сосредоточенными, чаще предлагают свою помощь тому, кто в ходе занятия что-то не понял, не услышал.

Дети с ограниченными возможностями здоровья также с удовольствием принимают участия в этих «играх». Здесь они на равных с остальными ребятами, могут полнее и ярче проявить свою индивидуальность, и в тоже время почувствовать себя полноправными членами детского коллектива, вложить весомый вклад в победу своей команды, почувствовать свою «значимость».

Показателем работы является атмосфера заинтересованности и дружелюбия, желание детей общаться. Ребята с удовольствием обсуждают подробности занятия, на ходу придумывая новые варианты «игры». Ведь в игре, в атмосфере творчества легче найти пути к взаимопониманию. Также очень интересно наблюдать, как дети сами пытаются организовать подобные «игры», выбирая «ведущего» и разбиваясь на команды.

Список литературы:

1. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. М.: Владос, 2001.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.