Рубрики
Химия

Урок рефлексии по теме: «Основные классы неорганических соединений»

Тема «Основные классы неорганических соединений» (8 класс) является основополагающей для дальнейшего изучения неорганической химии в средней и старшей школе. Данная тема включает в себя изучение важнейших классов неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты и соли) и заканчивается уроком рефлексии. Данный урок направлен на закрепление знаний об основных классах неорганических веществ, их классификации, составе и номенклатуре, а также на приобретение навыков распределения химических веществ по классам.

0
Танасогло Алёна Михайловна,
учитель химии
ГБОУ г. Москвы «Лицей № 1568 имени Пабло Неруды»,
tanchic100@mail.ru

Тема «Основные классы неорганических соединений» (8 класс) является основополагающей для дальнейшего изучения неорганической химии в средней и старшей школе. Данная тема включает в себя изучение важнейших классов неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты и соли) и заканчивается уроком рефлексии. Данный урок направлен на закрепление знаний об основных классах неорганических веществ, их классификации, составе и номенклатуре, а также на приобретение навыков распределения химических веществ по классам. Этот урок является очень важным, так как позволяет качественно подготовиться к контрольной работе № 3: «Основные классы неорганических соединений». Основными образовательными (предметными) целями этого урока являются: формирование умения принять изученные понятия и алгоритмы, формирование умения фиксировать затруднения учащихся в деятельности, выявлять их причины и реализовывать пути выхода из затруднений. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной жизни. Наибольшее внимание на уроке уделяется групповой работе, а так же работе в парах, направленной на выявление пробелов в знаниях и ликвидацию их путем самостоятельного выбора одного из предложенных выходов из затруднения.

В этом учебном году (2015–2016) я впервые провела уроки рефлексии, отвечающим требованиям ФГОС. Безусловно, подготовка к таким урокам у меня была сопряжена с огромной затратой времени, просмотром множества источников литературы (особенно на начальных этапах). Зато результат таких уроков потрясающий. Такие уроки превращаются в некую увлекательную игру. Учащиеся не просто сидят пассивно, слушая меня, а становятся главными действующими лицами урока. Им приходится вспоминать, делиться своими рассуждениями с товарищем по парте и команде, искать ответы на вопросы, выполнять практические задания. Все эти действия развивают такие базовые личностные качества, как рефлексивность, коммуникативность, толерантность, самостоятельность, – качеств. которых так не хватает современным детям. Убеждена, что такие уроки побуждают учащихся к активной деятельности на всех этапах урока. В данном случае рефлексия нужна не только для того, чтобы проверить, как ребята усвоили материал по заданной теме («Основные классы неорганических веществ»), но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и выяснить, какие моменты у них «западают». Учащиеся не просто вспоминают на таком уроке определения и химические свойства основных классов неорганических веществ, но и осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. Замечу, что качество усвоения учащимися знаний повышается, при уменьшении затраченного времени. Хочу отметить, что ребята за этот урок получают две оценки: первую – за работу в команде, вторую – за индивидуальную самостоятельную работу, выполненную в конце урока. Считаю, это является стимулом для учащихся в групповой и командной работе, а потому активнее вносят свой вклад в общее дело. Особенно учащимся нравятся элементы игры: химическая эстафета, где необходимо за определенное время (1 минута) по названию составить формулы веществ определенных классов; конкурс капитанов команд, где ребята задают по одному вопросу на знание способов получения и химических свойств тех или иных классов неорганических веществ. Хочу обратить внимание на разновидности домашнего задания: обучащиеся могут самостоятельно выбрать по желанию инвариантную или вариативную часть домашней работы.

Уверена, что учащиеся легко смогут перенести накопленный на таком уроке опыт работы над ошибками на абсолютно любой учебный предмет.

Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту урока, которая позволит каждому учителю химии существенно сэкономить время и организовать проведение данного урока с учетом условий своей образовательной организации и индивидуальных возможностей учащихся (см. Приложение).

Тема урока: «Основные классы неорганических соединений (урок рефлексии)».

Цели урока:

– воспитания (личностные): формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, развитие навыков сотрудничества;

– развития (метапредметные): формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи и интерпретации информации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно- следственных связей;

– образования (предметные): закрепление знаний об основных классах неорганических веществ;

– организовать деятельность учащихся по рефлексии данного материала.

Описание хода урока, технологическая карта урока, инструктивная карточка и анкета – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0