Рубрики
Воспитательная работа

Музейная педагогика как инструмент воспитания патриотизма и любви к Родине

Одним из важнейших направлений в сегодняшнем образовательно-воспитательном процессе подрастающего поколения является нравственно-патриотическое воспитание. Именно воспитание патриотизма и любви к Родине установлено Президентом России как одна из приоритетных задач. Существует много разных методов и технологий, которые дают хорошие результаты, одним из них является интеграция в образовательно-воспитательный процесс музейной педагогики.

0
Щербинина Нина Тимофеевна,
старший воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 с углубленным изучением английского языка имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
Nina231956@rambler.ru
Дедловская Марина Юрьевна,
кандидат педагогических наук,
инструктор по физической культуре ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 с углубленным изучением английского языка имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Щербинина Валентина Анатольевна,
магистр специальной психологии и педагогики,
инструктор по физической культуре ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 с углубленным изучением английского языка имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
Valentna1879@mail.ru

Одним из важнейших направлений в сегодняшнем образовательно-воспитательном процессе подрастающего поколения является нравственно-патриотическое воспитание. Именно воспитание патриотизма и любви к Родине установлено Президентом России как одна из приоритетных задач. Существует много разных методов и технологий, которые дают хорошие результаты, одним из них является интеграция в образовательно-воспитательный процесс музейной педагогики. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания и представления обучающихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях, их быте и жизненном укладе, их традициях, тем более действительными покажутся они в воспитании патриотизма, уважения к традициям своего народа, города, любви к малой Родине. Музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса. Наглядным примером может служить мероприятие, проведенное в преддверии празднования 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне, под названием «Спасибо прадеду и деду за ту Великую Победу!», где дети могли познакомиться с предметами солдатского быта времен военных действий, потрогать их, оказаться сопричастными к истории своей семьи, города, страны, прочувствовать ощущения радости и трагизма от писем с фронта, от прослушанных песен.

В нашем отделении музейная педагогика играет немаловажную роль. Путем многолетнего сбора экспонатов в мини-музеи мы смогли набрать и обобщить их в музей «Русская изба», но при этом наличие большого числа различных предметов не гарантирует успех априори. Работая с экспонатами, каждый педагог-«экскурсовод» и ребенок стараются оживить каждый предмет, заставить его говорить, действовать. Педагоги, воспитанники, их родители ощущают свою сопричастность к делу создания и пополнения фонда музея, что повышает значимость музейно-образовательной среды. Мини-музеи («Игрушки наших родителей», «Инструмент моего дедушки», «Старая книжка о детях-героях войны», «Посуда и утварь из деревни», «Орудия труда наших прадедов», «Изделия из дерева») объединены в единый комплекс. Он преследует в себе главную цель: путем приобщения к фольклору, истокам и традициям старины, воспитывать любовь к малой Родине и развивать чувство гордости за свою страну. Решая эту важнейшую задачу, музейная педагогика опирается на соответствующие разработки отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Так, один из основополагающих принципов, лежащий в основе музейно-педагогической деятельности сформирован выдающимся русским психологом и педагогом Л.С. Выготским: «…в основе воспитания должна быть положена личная деятельность ученика (воспитанника) и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направить и регулировать эту деятельность». Чтобы понять специфику музейного образования и воспитания, следует учесть теоретический и практический опыт зарубежных специалистов. Великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) пришел к заключению, что в процессе обучения должны быть задействованы «ум, сердце и руки» ребенка, т. е. все органы чувств. А в основе познания, как известно, лежит чувственное восприятие. Таким образом, обращаясь к эмоциональной сфере ребенка, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир ребенка. И как высказывался В. Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла», «ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить». Таким образом, главный методический принцип культурологического образования и принцип ценностного освоения действительности совпадают.

Поэтому мы выделяем три основных аспекта:

– интеллектуальный, информационный (знания о жизни страны, края, района, о его истории, культуре и людях);

– эмоциональный (эмоциональная отзывчивость – развитие и проявление эмоций, чувств);

– практический (приобретение опыта патриотического поведения, активное отношение к окружающему миру, наличие комплекса нравственно-волевых чувств, обеспечивающих действенное отношение к окружающему).

Экспонаты музея часто используются в проведении праздников, развлечений, театральной недели, досугов, в том числе и физкультурных, приобщая детей к народным играм, а также являются неотъемлемой частью в работе по преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Проведенные мастер-классы по изготовлению игрушек из соленого теста и декоративной росписи в рамках районного фестиваля «Наши общие возможности – наши общие результаты» показали высокую заинтересованность родителей в совместном творчестве с детьми и педагогами. Подобные мероприятия способствуют сплочению детско-родительского коллектива, взаимопониманию между ребенком и родителем.

Основной элемент – путешествие, которое имеет следующую структуру: подготовка детей к экскурсии, экскурсия, закрепление полученных знаний и впечатлений. Большую роль играет также харизма самого экскурсовода, умеющего «заразить» своей энергией, пытливостью, любопытством, его знания, владение информацией, умение преподнести ее на доступном для детей языке. Программа путешествия построена на интеграции следующих областей: социализация, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие и полностью соответствует ФГОС. Одной из главных особенностей нашего музея является принцип интерактивности, что позволяет проявлять детям активность непосредственным участием, либо участвовать в творческом процессе.

Недавно проведенное совместное мероприятие между школьным и дошкольным отделениями «Путешествие в русскую избу» показало заинтересованность школьников в вопросе изучения своих истоков, но при этом они уже много знают из истории своей страны и готовы делиться накопленными знаниями с детьми старшего дошкольного возраста. Наряду с этим, проявился и тот аспект, что дети подготовительных групп, охотно делятся своими знаниями в игровой форме (загадки, потешки, народные подвижные игры), раскрывая свои таланты и применяя свои знания и умения на практике.

Особое значение приобретает подготовительная работа к мероприятию, так как сегодняшние дети отлично разберутся в гаджетах и их устройстве и принципе работы, но не смогут понять словесный оборот или потешку, загадку, которые легко отгадывали в свое время их молодые родители. Жителям современных городов, а тем более мегаполисов, трудно понять то недавнее прошлое (примерно 50 лет назад), которое уже является «архаизмом». Современным детям нужно детально объяснять многие понятия, которые есть в фольклоре (например, «разноцветное коромысло над рекою повисло»). Классическая русская народная загадка перестала быть легкой и понятной, и здесь очень важно подготовить подаваемый материал так, чтобы язык изложения был понятен детям всех возрастов.

Возможности современных образовательных комплексов расширяют границы использования экспонатов музеев и мини-музеев разных отделений, что смело подтверждает факт трансляции опыта между школьными и дошкольными отделениями.

Проводимая работа показывает, что старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования у детей патриотических чувств, элементарных исторических представлений о своей малой Родине. Последние возникают на основе эмоций, поддерживаясь нравственными понятиями, нормами и ценностями.

В нашей музейной работе мы исходим из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника осуществляется, прежде всего, в процессе практики, совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получения новых знаний и применения их. Без этого невозможно усвоение норм, правил поведения, формирование нравственных привычек, первоначальных качеств личности; это важно для самого ребенка, для окружающих его взрослых и необходимо для совместной, налаженной и интересной жизни в обществе сверстников.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) 3-е издание, исп. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0