Рубрики
Дошкольное образование

Игры на обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Одной из важных особенностей речевых занятий является вовлечение детей в их подготовку, продумывание и организацию, предоставление им выбора. Этот вид работы повышает интерес детей к обучению, обеспечивает его связь с мотивационно-потребностной сферой личности дошкольников.

0
Овсянникова Ирина Анатольевна,
старший воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
1359do1@mail.ru

Одной из важных особенностей речевых занятий является вовлечение детей в их подготовку, продумывание и организацию, предоставление им выбора. Этот вид работы повышает интерес детей к обучению, обеспечивает его связь с мотивационно-потребностной сферой личности дошкольников.

На занятиях (и вне занятий) для организации речевой деятельности детей применяются разнообразные дидактические игры и упражнения. Предлагаем Вам дидактические игры и сказочные коммуникативные ситуации для обогащения речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.

Дидактическая игра «Волшебное панно»

Цель: совершенствование речевых умений, необходимых для построения текста повествовательного типа: раскрыть тему высказывания, строить текст с нужной композиционной структурой, использовать разнообразные средства связи предложений и частей текста, применять различные выразительные средства.

Материал: панно, набор персонажей и различных деталей для составления композиции.

Ход игры

Подготовка к этому занятию предполагает создание детьми сюжетного панно путем изготовления доступными для них способами деталей и частей для игры, обсуждение содержания занятия, доверительного отношения педагога с воспитанниками. Таким образом, дети уже до занятия готовы к речевому общению.

Во время проведения занятия дети самостоятельно сочиняют сказки, истории, используя детали панно. Сказки и истории придумывают коллективно: один ребенок начинает, второй продолжает, и так до тех пор, пока повествование не будет закончено. Лучшую сказку записывают. На занятии по выбранной теме нет необходимости в использовании специальных дополнительных мотивировок. Надо отметить, что во время таких занятия дети меньше отвлекаются, и отмечается максимально высокий уровень коммуникативной мотивации.

Приведем примеры лучших творческих работ детей по составлению историй и сказок.

«Отдых в деревне»

Однажды летом Маша и Ваня приехали к бабушке в деревню. Утром они встали, взяли с собой Шарика и побежали к речке. На лугу паслась корова Зорька, конь Воронок, свинка Хрю-Хрю. В речке плавали гуси. Вдруг Маша и Ваня увидели кота Барсика. Он играл с ежами и хотел поймать их. Но ёжики свернулись в клубок и выставили свои колючки. Барсик прыгнул на ёжика, больно укололся и громко жалобно замяукал. Ваня и Маша засмеялись и сказали: «Какой ты, Барсик глупый». И всем животным было тоже смешно. Даже мышки смеялись над Барсиком.

Рисунок 1

На лесной полянке два маленьких медвежонка праздновали день рождения. Мама медведица испекла большой вкусный пирог. К медвежатам пришли их друзья и принесли подарки. Белочка принесла шишки с орешками, мышки малинки принесли, ворона – горшочек меду, лисичка – головку сыра.

Зверята играли, танцевали, пили чай с пирогом, отгадывали загадки. Всем было очень весело.

Рисунок 2

Дидактическая игра «Говорящие рисунки»

Цель: совершенствовать связную речь детей, способствовать овладению ими способами активного взаимодействия в условиях совместной деятельности.

Материал: доска, мел, рисунки-схемы.

Ход игры

Педагог проводит беседу с детьми о том, что давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории и события, которые им надо было запомнить и сохранить для других поколений, они рисовали. Такой вид записи называется рисуночным письмом-пиктографией, им пользовались в древних странах – в Египте, Ассирии, Японии и Китае. И вам, ребята, предлагается поиграть и нарисовать историю, которая произошла с Красной Шапочкой. Между детьми распределяются обязанности, например:

Одни дети отражают содержание сказки в рисунках – схемах, выбирая символические изображения: леса, домика, Красной Шапочки, бабушки, волка, охотников; другие – рисуют сказку, третьи – ее «читают» и рассказывают содержание. Затем играющие меняются ролями.

После того как дети вспомнили и пересказали содержание сказки, им предлагают задание – изменить сюжет этой сказки.

Педагог: «Сказку вы знаете. Мама сказала: “Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке”. А что было бы, если бы она попросила дочку не сходить, а сбегать. Как бы тогда развивалась сказка?».

Пример рассказа детей: «Красная Шапочка быстро бежала по лесу к бабушкиному домику. Ей было даже некогда останавливаться. Из кустов вышел Серый волк, он хотел спросить Красную Шапочку, куда она бежит, но Красная Шапочка крикнула ему: “Привет, волк, мне некогда, я спешу”. И волк ничего не узнал, а Красная Шапочка прибежала к бабушке, и все закончилось хорошо. Волк никого не съел».

Педагог: «А давайте, заменим другое действие. В сказке Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге. Мы с вами заменим слова поплёлся еле-еле. Что тогда получится со сказкой?».

Дети. Шла Красная Шапочка к бабушке, цветы собирала, а волк шёл ещё медленнее. Красная Шапочка пришла к бабушке первая, а волк приплёлся позже. Постучал в дверь, бабушка спросила: «Кто там?» Волк отвечает: «Это я ваша внучка Красная Шапочка». Бабушка говорит: «Моя внучка дома, а ты Серый волк, уходи». И волк ушёл ни с чем. Бабушка и внучка были рады, что волк их не съел.

Сначала педагог распределяет обязанности, задает тему, помогает распределять задания, подводит итоги, оценивает результаты; в последствие взрослый находится в роли равноправного партнера. Деятельность требует у ребенка опыт взаимодействия со сверстниками, поэтому большое внимание отводится напоминанию и разъяснению корректных способов общения в ходе сотрудничества.

Рисунок 3

Дидактическая игра «Путешествие по нашему городу»

Цель: учить детей определять тему рассказа, подбирать заголовок в соответствии с темой и содержанием.

Материал: игровое поле с изображением достопримечательностей города, кубик.

Ход игры

Педагог рассказывает детям о том, как много гостей приезжает в Москву из других городов, стран. Все хотят увидеть наш красивый город, его достопримечательности. Воспитатель сообщает, кто такой гид и, что сегодня сами ребята станут гидами. Каждый из детей может попробовать себя в роли экскурсовода по родному городу. Ребята будут выкидывать кубик и по стрелке двигаться к картинке с изображением того места, к которому они повезут гостей. Затем ребенок, выступающий в роли гида, составляет рассказ, другие дети дополняют его рассказ, и все вместе дают ему название, например: «Главная площадь», «Мир игрушек», «Путешествие по зоопарку» или «Диковинные звери», «Лестница – чудесница в подземный город». В результате каждый рассказывающий ребёнок стремится вызвать интерес, получить одобрение и признание сверстников.

Приведем примеры рассказов детей.

Рассказ, составленный Петей Д. (5 лет, 7 мес.).

«Путешествие по зоопарку»

Мы сегодня будем гулять в зоопарке. В зоопарке живtт много разных зверей: жирафы, верблюды, белые медведи, слоны. Все они живут в клетках. Все люди любят смотреть на зверей. А еще в зоопарке в специальном домике живут змеи, но они не могут нас укусить, потому, что они за стеклом. И по кругу детей катает лошадка.

Рассказ, составленный Олей С. (6 лет).

«Главная площадь»

Мы приехали на Красную площадь. Она самая красивая в мире. На башнях Кремля горят звезды. А на главной башне – большие часы. Они – самые точные в мире.

Рисунок 4

Сказочная коммуникативная ситуация по сказке П. Катаева «Цветик-семицветик»

Детям предлагается сказочная ситуация на основе знакомой и любимой ими сказки: «Девочка Женя, истратив 6 лепестков на исполнение своих желаний, предлагает вам взять у нее цветок с последним лепестком, чтобы вы, дети, могли загадать свое самое сокровенное желание».

Каждому ребенку предлагают лист бумаги в виде лепестка, на котором он зарисует свое желание, поделится им со своими сверстниками и педагогом. После чего из этих лепестков создается новый сказочный цветок желаний.

Данная сказочная ситуация интересна всем детям, эмоционально захватывает их и дает возможность выразить свой внутренний мир.

Приведем примеры заветных желаний детей.

Паша П. (6 лет, 2 мес.): «Если бы у меня оказался волшебный лепесток, я его оторвал бы и загадал, чтобы наступило лето. И мы всей семьей поехали на море. Я бы много плавал и загорал. Я очень люблю море».

Наташа К. (5 лет, 11 мес.): «Я загадаю, чтобы у меня появилась волшебная палочка с яркой-яркой звездочкой. Она будет делать все волшебное: золотое платье и золотые туфельки для мамы».

Катя Л. (5 лет, 5 мес.): «Я хочу пианино. Я буду в блестящем платье играть на пианино красивые песни. А все будут меня слушать и хлопать».

Таким образом, у детей повышается уровень развития связной речи. Дети научатся создавать тексты с соблюдением структуры повествования, овладеют умением определять тему рассказа и подбирать заголовок.

Список литературы:

1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 46 лет. М.,1987.
2. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1993.
3. Смирнова Е.А. Формирование связности речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого общения дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1995.
4. Яшина В.И. Обогащение мотивации речевой деятельности детей 5–6 лет в процессе обучения // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Шадринск, 1992.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.